Как монетизация «убивает» игры и лояльность фанатов: три истории

4081
13

Иногда игровые разработчики, пытаясь увеличить заработок, принимают не совсем удачные бизнес-решения, которые в итоге приводят к убыткам и возмущению в сообществе фанатов игры. Классические схемы: ввод «доната» (формально добровольных платежей), который сильно сказывается на балансе игры. Или же — кромсание игрового сюжета, чтобы потом предложить куски игры как DLC за дополнительные деньги (этим славится, например, EA).

В крайних случаях игра «не взлетает» именно потому, что конкуренты предусмотрительно выбрали, к примеру, не buy-to-play, а free-to-play. Мы подобрали несколько примеров того, как известные (и не очень) игровые компании пробовали немного жадничать и что из этого вышло.

Игры как пицца

Игры как пицца

Как Electronic Arts делала свой, особенный «стим»

Где-то в 2011 году EA решила, что Valve слишком много хочет, забрала из Steam свои на тот момент новинки — Dragon Age 2 и Crysis 2, и объявила что новый Battlefield в Steam также не выйдет. Компания предложила игрокам свой «стим» — переименованный из EA Digital сервис цифровой дистрибуции Origin. Успехи его можно оценивать по-разному, но то, что Origin из-за «багов» самой программы, вопросов к безопасности, проблем с техподдержкой множество раз вызывал недовольство и бессильную ярость игроков — факт.

Пример №1: В ноябре 2012 года прошел первый массовый взлом учетных записей на Origin: мошенники смогли менять логин и пароль игрока, в руки им попала платежная информация. На форумах того времени можно встретить жалобы, подобные этой: «Ровно месяц русская техподдержка EA отвечала. У меня веселей ситуация, украсть аккаунт не удалось, но все игры изчезли и список друзей обнулился». Саму EA, кстати, тоже обвиняли в шпионаже: софт Origin сканировал в компьютерах игроков данные, которые ему знать вроде бы не полагалось. Чтобы оценить масштабы, достаточно погуглить origin is spyware.

Пример №2: В 2013 году в Origin запустилась долгожданная версия SimCity, но с большими проблемами на серверной стороне, из-за чего игроки не могли залогиниться. EA сначала великодушно пообещала возместить расходы. А затем в онлайне засветилась переписка техподдержки с игроком, где игроку отказывались дать обещанный рефанд и вообще угрожали забанить аккаунт, если он будет поднимать шум, всю переписку вывалили на форум EA:

Клиентская поддержка 80-го уровня

Клиентская поддержка 80-го уровня

«Когда возникли проблемы с залогином, нужно было звонить (!) в саппорт, меня соединили с кем-то то ли в Мумбаи, то ли еще где, но по-английски они почти не говорили», — вспоминает Александр, геймер с 15-летним стажем. Признается, что про сервис Origin без мата говорить трудно.

Зачем компании понадобилось заморачиваться с Origin? Частично ответы есть на Quora, где вопрос комментируют бывшие сотрудники EA.

quora

Как EVE Online продавала «монокли за $70»

EVE Online — MMO, особенно популярная среди гиков. Чтобы выживать в суровых условиях мира «Евы», нужно как минимум знать хоть немного математики и просчитывать свои действия наперед, из-за чего ее иногда называют «эксель в онлайне». Поэтому суровые флиткомы и их команды немного растерялись, когда в очередном обновлении — Incarna — вдруг появился «гламурный» магазин Noble Exchange Store (NEX) с дорогими косметическими штучками, позволяющими менять внешность аватаров и т.д. «Игра приближается к реальной жизни – скоро уровень материальной обеспеченности будет виден за парсек», — писали тогда на Shazoo.

Примерно в это же время в сеть «утек» pdf-файл (company newsletter) с планами по монетизации, причем речь шла  не только о безобидных игрушки, но и вещах, которые могут влиять на геймплей.

Игроки негодовали из-за возможности нечестного доната и прикалывались по поводу розовеньких космических кораблей.

Тот самый монокль

Тот самый монокль

Руководство компании-разработчика CCP сначало заявляло, что нет в этом ничего особенного и что монокли за $70, ставшие игровым мемом — не предел. Мол, захотим, будем и золотых скорпионов за $10 000 продавать. И ничего нет страшного в том, чтобы запросить тысячи долларов за вещи для «космической Барби».

eve1

eve2

Чтобы немного прояснить ситуацию: «монокли» и подобные вещи продавались за новую валюту — аурум. «Монокль» стоил, к примеру, 12 000 аурумов, а один Plex — способ оплаты 30 дней игры — стоил 3500 аурумов. Иными словами, за «побрякушку» просили цену, равную нескольким месяцам игровой подписки. И это при том, что EVE славится своей тонко настроенной и очень проработанной системой внутриигровой экономики. Здесь есть игры на бирже, «госзаказы», p2p-продажи и прочее. И игрокам очень не нравилась возможность того, что заоблачно дорогие вещи будут влиять на баланс в игре.

Масштаб трагедии можно оценить, к примеру, на русскоязычном форуме EVE Online.

Закончилась вся эта история извинениями со стороны разработчиков. В ССP клятвенно пообещали, что ограничатся только продажей тех вещей, которые никак не будут влиять на механику игры. И признали, что начало продаж виртуальных товаров сопровождалось разъяснительной работой «не слишком высокого качества». По слухам, кого-то даже уволили.

«Не могу понять до сих пор, ЗАЧЕМ они пошли в эту сторону и реализовали все это настолько криво, при том, что комьюнити очень долго предупреждало: не взлетит», — недоумевает игрок Whiskey.

Как разработчики Heroes of Newerth пришли к free-to-play, но опоздали

MOBA-игры сейчас крайне популярны и росту этой популярности не видно конца. О DoTA и League of Legends знают все. Heroes of Newerth могли стать в этот ряд, но не получилось — из-за ошибки выбора системы заработка.

hon

Если League of Legends изначально работали по модели free-to-play, то разработчики Heroes of Newerth выбрали платную модель. И ветераны «доты» и новички не могли понять, зачем им платить $30, если есть две отличные и при том бесплатные альтернативы. В июле 2011 студия S2 Games спохватилась и поменяла модель HoN на free-to-play. Игре удалось привлечь довольно мало фанатов первой «доты». А в 2013 году вышла DotA 2, что еще уменьшило ее шансы.

Обсуждение, кто же круче — DoTA, LoL или HoN — длится на Quora с 2012 года. «Сейчас 2014 год… Heroes of Newerth едва ли виднеется «на радарах» сегодня», — пишет один из участников обсуждения.

Оставить комментарий

Комментарии | 13

  • Про еву довольно нехилый бред. Дело в том что с тех времен, как ввели NEX, много воды утекло и новое руководство взяло курс именно на casual. Никаких штук влияющих на баланс там не было, нет и не будет. И даже не планируется. А вот например рифтер спец выпуска (кораблик), причем спец выпуск это только покраска, то без проблем. Или например сапожки на каблуках.

    Вообще про ив написали как-то так: Слышал звон, не знает где он. Даже форумы по нормальному почитать поленились. 🙂

    • Речь о вот этом leaked pdf http://massively.joystiq.com/2011/06/22/rumour-leaked-document-shows-ccps-microtransaction-plans/

      там была тема с микротранзакциями, которые могли бы повлиять на геймплей

      • Так оно так и есть, только не особо это влияет на игровой процесс и баланс.

        • 1) Здесь речь скорее о том, что были такие намерения, и что сообщество взъелось в ответ:). Возможность покупать корабли и боеприпасы за реал — в любом случае может влиять.

          2) В общем-то, история о том, что некогда великая игра оказуалилась, слышна не только в ева-комьюнити:)

          3) Эту историю слышала не из википедии, а в обиженных рассказах друзей мужа, которые несколько лет жили и разбойничали в нулях, состояли в одной корпорации, летали одним флитом).

          • 1 – так было есть и будет. Реальные деньги безпроблем вводятся в игру (сам так делал, экономит время)

            2 – Факт, да. Оказуалилась не на шутку.

            3 – Да я как бы токой же. 🙂 И поэтому отчасти бросил игру.

            Мне кажется не уместно это к EvE. Потому что тут как раз наоброт, комьюнити может ныть сколько угодно, но оно будет и дальше жадно поглащать игру часами. А вот казуал, и вся эта чушь с доп. магазином, привела большое количество игроков, даже количество девушек в игре выросло. По факту для eve скорее плюс нежели минус. Поэтому «монетизация убивает игры» – это не про EvE. 🙂

          • Наверное, я не совсем верно подобрала формулировку. Здесь скорее речь о попытке. В еве все было б-м честно, корабли и даже акки за реал продавали, но это же было, грубо говоря, «нелегально».

          • Формулировка да. Скорее всего. К слову продажа акков легальна была и будет только за игровые. Реал в игру можно легально вводить, но ни как не вывести. 🙂 Но а вообще eve – очень странная игра. Там все странно. Трудно о ней говорить в данном ключе. Ее вроде бы убили и испортили, а юзеров стало больше оО!

    • речь о вот этом, в частности Not all virtual purchases [in EVE Online] will focus on customization: some will simply be new items, ammunition, ships, etc. that can be purchased outright.

  • Перешел полностью на использование лицензионных игр в день релиза Фаллаут 3. Но увы. столь праведный порыв имел свои негативные последствия, имя которому DLC.

    Некоторые игры, особо нафаршированные дополнениями, причем не просто косметическими шапочками, курточками и скинами для оружия, а сюжетными или хоть как-то влияющими на геймплей, проходят очень часто мимо. Потому, что не хочется отдавать в полтора, а то и два раза больше за все DLC, чем стоит сама игра. Ярчайший пример — МЕ 3, который я так до конца и не прошел, потому что не купил всех DLC, а без них проходить игру до конца не хочется, т.к. часть существующего контента пройдет мимо. И ладно, если бы DLC еще можно было купить по человеческим ценам в рублях или гривнах. так их ведь продают за идиотские Биовар Поинты, а они продаются только в вечно зеленых и по внушительным ценам. В результате, все вместе взятые DLC стоят сейчас в 3 раза больше, чем игра, цена на которую со временем упала, а на DLC — нет.

    И вот после такого сверх наглого выкачивания бабла с пользователей, они еще о пиратстве негодуют. Сами виноваты. Хоть я с той самой даты не использовал ни единой пиратской игры и у меня до сих пор солидный список того, во что бы я с удовольствие поиграл, но не могу себе этого позволить, я все же с пониманием отношусь к пиратству и не будь я столь принципиален в этом вопросе (игре только на лицензиях), я бы пожалуй опять начал пиратить. И виноваты в этом только издатели.

Поиск