Мечтая об украинском «единороге» — колонка Евгения Сысоева

3361
14

sysНедавно на iOS-платформе вышла одна из культовых игр 90-х годов – Heroes of Might and Magic. Уверен, что среди читателей AIN.UA много поклонников этой игры, среди них — и я сам. Однако в этой колонке пойдет речь не о единорогах из «Героев», а об IT-бизнесах, капитализация которых превышает $1 млрд. Такие компании тоже называют «единорогами» (по-английски — «Unicorn»).

Согласно исследованию венчурного фонда Atomico, в мире насчитывается всего 137 таких «единорогов». Основной ареал их обитания — Кремниевая Долина, где они родились или имеют штаб-квартиру. Но сейчас «единорогов» уже можно встретить и на развивающихся рынках – в Китае, Индии, Аргентине и других странах. Даже в России есть четыре компании, основанные после 2003 года и перевалившие по капитализации за $1 млрд. А вот в Украине пока, к сожалению, ни одного «единорога» нет. Да, есть выходцы из Украины, которые построили такие компании в Долине – Ян Кум основал WhatsApp, а Макс Левчин — PayPal. Но эти компании не имеют ни разработки, ни штаб-квартиры в Украине.

Участие в создании первого «единорога» родом из Украины – то, что меня очень вдохновляет. Это одновременно и моя мечта, и вдохновение, и цель на ближайшие 5 лет.

Мое личное убеждение — в пятилетней перспективе мы увидим украинскую компанию стоимостью свыше $1 млрд

От лирики – к практике. Срамана Митра в своей книге «Единороги: Истории Предпринимателей» взяла интервью у 17 предпринимателей, которым удалось вырастить «единорогов». Стоит отметить, что многие интервью были взяты на половине этого пути – когда уже компании были успешными, но до миллиардной капитализации оставалось еще 3-5 лет.

«Единорогов», истории которых описаны в книге, можно разделить на три категории:

  • интернет-сервисы, направленные на самые большие вертикали локальных рынков с сотнями миллионов юзеров — например, поисковые системы и маркетплейсы, которые победили, в основном, только на локальном рынке.

Это Яндекс и Mail.ru в России, Flipkart — в Индии, MercadoLibro — маркетплейс в Латинской Америке.

Исходя из размера рынка уанета, с учетом текущего ВВП на душу населения и динамики, построить миллиардную компанию, нацеленную на уанет, представляется маловероятным сценарием. Такая компания должна победить в рунете. Потенциал создать «единорога» в Украине есть, наверное, только при условии роста рынка e-commerce в 5-10 раз и создания доминантного игрока на этом рынке.

  • софтверные компании (B2B-софт, SaaS, cloud и другие), направленные на многомиллиардный рынок и имеющие лидирующую позицию на нем. Чтобы стать миллиардной, такой компании из Украины недостаточно стать #1 в СНГ — нужно выйти в топ, как минимум, в Европе, или США, а то и замахнуться на весь мир.

Для таких компаний родом из Украины, по-моему мнению, в ДНК «единорога» должен быть один из сооснователей, который имеет значительный опыт работы на глобальном рынке, на который нацелена компания. Такие будущие «единороги» с первых дней должны будут иметь сооснователей и, скорее всего, соинвесторов не из Украины, а Украина будет центром разработки и штаб-квартирой для части менеджмента.

  • интернет-сервисы, которые имеют глобально лидирующую позицию в своей нише. Тут широкий спектр: чаты, игры, различные онлайн-сервисы.

Зачастую такие сервисы направлены на потребителей, или В2С, и имеют каналы дистрибьюции, которые легко выстроить из любой точки планеты, — то ли за счет App Store, Google Play, SEO, онлайн-маркетинга или комбинации из этих каналов.

Рекомендую амбициозным IT-предпринимателям прочитать книгу Сраманы Митра о «единорогах», а в данной колонке приведу ряд наблюдений, которые я лично нашел интересными:

  1. Вопреки стремлениям предпринимателей получить большие инвестиции от фондов уже на начальной стадии, многие компании-«единороги» в первые несколько лет бутстрепились, и на момент первого раунда внешних инвестиций имели $1-10 млн выручки.
  2. Компаний вроде Instagram, с небольшой выручкой и высокой оценкой по капитализации, единицы даже в Долине. И В2В-компании при M&A и IPO оцениваются исходя из мультипликатора по выручке и прибыльности, на который также влияет скорость роста бизнеса на поздней стадии. Расти на 50-100% в год на начальной стадии и тогда, когда оборот уже составляет сотни миллионов, — две большие разницы.
  3. Кроссдоменная экспертиза основателей проекта повышает вероятность создать инновационный сложноповторимый продукт и вообще построить бизнес.
  4. За редкими исключениями, в 95% случаях «единороги» основаны двумя-тремя основателями. При выходе на IPO каждый из основателей, после нескольких раундов финансирования, в среднем владеет 5-10% компании.
  5. Локальные интернет-компании стоимостью в $1 млрд требует гомогенного рынка в сотни миллионов человек — Латинская Америка, рунет, Индия и Китай тому примеры. Есть ряд миллиардных компаний в Великобритании, Австралии, Японии — но это страны с очень большим ВВП на душу населения и интернет-проникновением больше 70-80%. Т.е. для строительства компании на пространстве бывших стран СССР необходим либо значительный рост Украины в части ВВП на душу населения и проценте интернет-проникновения, — и тогда, возможно, удастся создать «единорога», например, в вертикали e-commerce, — либо победить в крупной вертикали на пространстве рунета.
  6. Technology is not enough, или создать технологию и иметь в команде основателей только инженеров – недостаточно. Вам нужны сооснователи с «коммерческой и бизнес-жилкой», которые знают, как упаковывать и продавать продукты. Многие В2В-компании, не закончив продукт или даже еще не начав, уже успевают создать воронку продаж для продукта и даже договориться о первых контрактах.
  7. Early adopters and large TAM is required, along with public market – для создания бизнеса с инновационным продуктом вам необходим не только многомиллиардный целевой рынок (TAM: total addressable market), но и значительное критическое количество early adopters.
  8. Чтобы построить миллиардный бизнес, зачастую требуется 10-15 лет. Конечно, есть и примеры создания «единорогов» за 4-5 лет, но это исключения, которые только подтверждают правило.
  9. M&A — один из самых важных аспектов для усиления долгосрочного лидерства. Так, топ-10 крупнейших украинских компаний еще не покупали практически никого. Стоит ли им задуматься над таким инструментарием достижения планки в $1 млрд? Думаю, да.
  10. И, как вы уже заметили, хоть до первого миллиона многие компании из книги дошли без венчурных инвестиций, то чтобы дойти к миллиардной отметке почти все (думаю, около 95%) добрались с помощью венчурных инвестиций от мировых венчурных фондов.

Уверен, что среди читателей AIN.UA есть люди, которые, как и я, живут идеей создания «единорога» и из этой книги Сраманы Митры почерпнут для себя новые идеи и умозаключения.

Оставить комментарий

Комментарии | 14

  • Полностью поддерживаю, будем работать) ну не единорог так носорог получиться

  • Какой то фрейдовский стартапо-онанизм по украински.

    Но по итогу все эти сублимации заканчиваются заканчиваются очередным сайтом для поиска розеток 220В в городе.

    Рубрика «продам стартап» на АИН — показатель.
    95% из них же кроме как высосать потребность из пальца, сделать сайт и поднять раунд — ничего не умеют.

    Интересно о чем будут говорить все эти люди когда бум стартапов пройдет ?

  • Ошибочка в терминологии. Пункт 7. TAM = Total Addressable Market
    http://en.wikipedia.org/wiki/Total_addressable_market

  • а есть примеры единорогов из Индии?

  • Чего-то пропало мое сообщение, напишу еще раз.

    Рост рынка e-commerce Украины в 5-10 раз будет не достаточным для создания локальной компании в 1 млрд долларов. Для сравнения достижений американской, именно локальной компании в миллиард долларов, будет сопоставим с Украинской след. образом (это если на глаз): Средняя ЗП в США 3500$ в Украине 3500 грн, т.е. миллиард долларов = миллиард гривен, население США в 6 раз больше чем в Украине, т.е. млрд/6 = 166 млн. грн, проникновение интернет в США в 2 раза выше чем в Украине, т.е. 166/2 = 83 млн. грн. При курсе 2013 года построить локальную миллиардную компанию в Украине ровно в 100 раз (без преувеличений) сложнее, т.е. невозможнее чем в США. При текущем курсе разница составит 300 раз (тоже без преувеличений).

    Итого: Стоимость украинского аналога Yahoo! (капитализация которой составляет порядка 40 млрд долларов) на текущий момент составит 14 млн. долларов, при курсе 2013 года — 40 млн. долларов.

    Как-то так.

    • Кто говорил про «локальные» компании? Украинская — не значит что не работает глобально. Создать тут проект, который потом вырастет в «единорога» можно, разработку размещать здесь выгодно. Другой вопрос, что остальные отделы в сегодняшних реалиях невозможно держать в Украине. Я верю в украинского юникорна, но уже давно спорю с понятием «украинскости» той или иной компании в терминологии AVentures. Пока вырастет в единорога — перестанет быть украинской.

  • Ну, пара заявок на «единорогов» у Сысоева лежат. Это как минимум. С реальными идеями и прицелом на глобальные рынки. Договориться с основателями, на «берегу», чтобы номинально компании оставались украинскими, думаю проблемы не составит. Только этого никто не делает.
    Безответные заявки заставляют людей двигаться дальше и искать другие варианты. Эстонцы, например, помнят откуда начинался Скайп и всячески это эксплуатируют с целью повышения привлекательности страны. И надо сказать — это у них получается.

  • а что Сысоев ищет кому дать денег ?

  • Крупная IT-компания независимо от таких параметров как размер рынка и тому подобное, просто технически не может быть украинской, потому что ее тут невозможно разместить, капитализировать и оптимизировать налогообложение, чисто с юридической точки зрения.

  • Такая компания должна победить в рунете. Потенциал создать «единорога» в Украине есть, наверное, только при условии роста рынка e-commerce в 5-10 раз и создания доминантного игрока на этом рынке.

    Это Вы о чём так узко намекаете? Клише-клише, господа? Так «не можна».

  • Компаний вроде Instagram, с небольшой выручкой …

    Т.е. «ноль» — это «немного»… Читаем дальше.

  • Уверен, что среди читателей AIN.UA есть люди, которые, как и я, живут идеей создания «единорога» и из этой книги Сраманы Митры почерпнут для себя новые идеи и умозаключения.

    Кажется, достоуважаемые инвесторы уанета понятия не имеют, с какой стороны ждать единорога. Вместо искусственных фильтров держали бы лучше ухо востро, да глаз без мыла — уверена, наши будущие единороги уже родились где-то на скотном дворе, и как гадкого утенка, их все вокруг считают недотёпами…

Поиск