Как полушутливый твит привел к продаже геймдев-компании «Майкрософту» за $2,5 млрд

5391
1

Вряд ли программист, гейм-дизайнер Маркус Notch Перссон и его детище — компания Mojang, создавшая мир Minecraft, — нуждаются в особых представлениях. Основанный в 2009 году проект уже в 2012-м получил прибыль в $150 млн, так что неудивительно, что инвесторы кружили вокруг компании как акулы. Но в результате осенью 2014 года компанию довольно неожиданно купила Microsoft за $2,5 млрд. Если кому-то интересны закулисные подробности подобных крупных сделок, предлагаем прочесть краткую историю этих переговоров, изложенную самим Перссоном в интервью Forbes.

Это случилось 16 июня 2014 года. Перссон свалился с простудой, но все же следил за «твиттером»: там бушевали пользователи и владельцы серверов, которых по новым правилам ограничивали в продаже внутриигровых вещей. Перссон, страдая от температуры и озноба, набрал 129-символьное сообщение в Twitter, которое сильно изменило его жизнь.

persson1

Оно гласило: «Кто-нибудь хочет выкупить мою долю в Mojang, чтобы я мог заняться в жизни чем-то еще? Получать ненависть в ответ на попытки сделать все правильно — это не мое».

В это же время CEO о один из основателей Mojang Карл Маннех проводил время с семьей. Вдруг он увидел этот твит. Прошло буквально 30 секунд — и зазвонил телефон. Топ-менеджер Microsoft, который отвечал за работу с Mojang, хотел уточнить, всерьез ли пишет Перссон. «Не уверен, дайте мне поговорить с ним», — ответил Карл.

Когда Перссон писал этот твит, он наполовину шутил, но осознание того, что он мог бы расстаться с Mojang, оставило свой осадок. Человек, который не раз говорил публично, что не продаст Minecraft «корпорациям зла», изменил свое мнение.

notchВ последующую неделю телефон Карла звонил не переставая: сделкой интересовались из Microsoft, Electronic Arts, Activision Blizzard и других крупных компаний. Общение с Activision сошло на нет. Петерссон уклончиво говорит о том, что же случилось с EA, но заявляет, что Mojang вычеркнула потенциальных покупателей, «которые бы развивали геймплей так, как нам бы не хотелось. А Microsoft удалось пройти отбор.

Маннех поставил жесткие условия: три сооснователя полностью рвут с компанией, не оставляя за собой никаких обязательств. Учитывая массированную оптимизацию штата Nokia, которая последовала после покупки, сооснователи не хотели, чтобы в Mojang кого-то увольняли. Правда, работало там всего 47 человек.

notch2

Нотч успел побывать в «Южном парке»

Со стороны Microsoft сделкой занимался глава Xbox Фил Спенсер, и общался он только с Маннехом. Перссон и Порсер увильнули от участия в переговорах. Спенсер тогда много времени посвящал выпивке и спорам о судьбах гейм-индустрии. CEO софтверного гиганта Сатья Наделла не летал в Стокгольм ни разу, хотя эта покупка — пока что крупнейшая за весь срок его правления. Он лишь звонил Маннеху пару раз.

Юристы неустанно работали над деталями, но информация о мультимиллиардной сделке почти не просачивалась наружу. Хотя Наделла в июльском письме к сотрудникам и подчеркнул, что компания собирается инвестировать в геймдев.

Обычно такой громогласный, Перссон также хранил молчание. Он проводил время, думая над новыми играми и изучая языки программирования. 11 сентября он написал в блог о работе с языком Dart и попытках воссоздать самую раннюю версию шутера Doom. Что интересно, в этом посте были намеки на сделку, если воспринимать Doom как метафору для Mojang: «Если я и продвинусь к чему-то новому, уверен, что найдется кто-то более терпеливый, чем я, и займется этим проектом. Не могу все время проводить привязанным к нему».

Notched_Pickaxe

В «Скайриме» Нотчу посвятили кирку   — Notched Pickaxe. Хорошая, кстати, кирка

Уже 15 сентября Microsoft объявила, что платит за компанию $2,5 млрд наличными. Спустя считанные часы после объявления Перссон написал последний пост в блоге о том, почему уходит из компании, которую сам создал. «Это не из-за денег. Это для того, чтобы сохранить душевное равновесие».

Оглядываясь на то время, Перссон вспоминает, что фанаты Minecraft восприняли объявление очень спокойно. Ему казалось, что реакция будет намного хуже. «В день, когда мы объявили о сделке, я собирался закрыть свой Twitter-аккаунт, я бы просто не справился со всем этим. Но внезапно люди восприняли это нормально», — говорит он.

Комментируя предыдущие заявления о том, что не продаст компанию крупным хайтек-корпорациям, Маркус пожимает плечами и говорит, что как-нибудь переживет это, учитывая $2,5 млрд: «Конечно, нужно отвечать за свои слова, но я не считаю, что стоит стыдиться, если ты утверждал что-то и передумал».

Из своей суммы, полученной от сделки, Перссон выдал бонусы всем бывшим сотрудникам. Тем не менее, команда чувствовала себя разочарованной и опустошенной, рассказывает в интервью Forbes один из сотрудников, пожелавший остаться анонимным. Некоторые бывшие подчиненные до сих пор относятся к Перссону с прохладцей.

«Мы избаловали их, мне больно, что они так реагируют», — говорит основатель компании. Все же, он нашел в себе силы двигаться дальше. В ноябре, когда сделка была закрыта, трое сооснователь и брат-близнец Маннеха улетели в Майями праздновать.

Сейчас Перссон пытается частично компенсировать себе время, потраченное в молодости на программирование. «Вечеринки — неразумный способ тратить деньги, но это весело. В молодости у нас не было денег, так что я думал: разбогатею, точно не буду одним из тех скучных богачей, которые не тратят свои деньги», — говорит он. Сейчас он тратится на офис для своей новой компании, где будет бар, диджейская стойка и секретные комнаты, спрятанные за книжными полками.

Оставить комментарий

Комментарии | 1

Поиск