EN

История стартапа Tourista.me — сервиса по поиску гидов во всем мире от убежденных путешественников

4521
13

Меня зовут Александр Яремчук, я CEO Tourista.me — портала для поиска гидов во всех уголках мира. Я очень люблю путешествовать, побывал в разных странах и много куда еще только планирую попасть. Идея сделать продукт для таких же путешественников, как я, появилась давно, и сейчас я могу выделить два ключевых своих шага за последние годы — день, когда я решил отправиться в свободное плаванье и стать предпринимателем, и момент, когда возникла идея Tourista — проекта для путешественников, уставших от типовых экскурсий для типовых туристов.

1

Суть проекта

Вроде бы для самостоятельных поездок уже есть все — приятные предложения лоукостов, жилье по любым ценам и в любых городах мира, онлайн-карты, travel-блоги, Tripadvisor с его отзывами и путеводителями. Но мне, как путешественнику, всегда остро не хватало более глубоких и обширных знаний о стране, городе, а иногда даже и районе, где я жил и гулял.

В путешествиях мне часто встречались ребята из местных, много знающие о своем городе и делящиеся этой информацией. Например, в Чикаго я снимал комнату у американца, который показал мне кучу интересных мест. Это было в сто раз круче обычной экскурсии. Именно тогда и появилась идея начать помогать любознательным путешественникам искать хороших гидов. Я предположил, что в Европе, да и во всем мире, немало увлеченных гидов с целым ворохом интересных историй для туристов — и не ошибся.

Мои предыдущие проекты и начало работ над Tourista

Я PHP-разработчик, работаю еще и с Objective-C, Java и C#. За 6 лет я работал в компаниях и на фрилансе над разными проектами и сумел получить неплохой опыт с highload-проектами, frontend-разработкой и новыми технологиями.

Заниматься собственными проектами я начал так же, как и многие — надоело работать «на дядю». Было сильное желание делать что-то свое, но с чего начать и как это происходит, я не понимал. Моим первым проектом был Salekit, для которого я разработал сайт и заказал дизайн. Сервис специализировался на продаже медиа из облачных хранилищ. В тот период я работал, и больше 4 часов в день проекту уделять не мог. Естественно, это очень сильно тормозило его развитие.

2

Прошлой зимой решился подать проект в стартап-инкубатор и отправил заявку в HappyFarm. Я прошел отбор на pitch и несколько недель интенсивно готовился: изучал литературу, читал, что говорить инвесторам. Хоть отбор я тогда и не прошел, но не остановился — продолжил работать и подал заявку в стартап-акселлератор GrowthUP.

На тот момент я имел какие-то очень общие представления о том, как все устроено. Лекции Дениса Довгополого дали много новой информации о стартапах, инвестициях и предпринимательстве в целом. Новые знания помогли по-другому посмотреть на идею, и примерно в это время я начал работать над Tourista.

Возможности Tourista для путешественников и гидов

Tourista — это площадка для путешественников, которые хотят от поездки чего-то большего, чем просто пробежаться по достопримечательностям из путеводителя. Туры с самостоятельным гидом — это компромисс между унылыми экскурсиями от турагентств и «дикими» поездками с навигатором и нахватанными по верхам общими знаниями о городе. То есть у вас есть вся свобода самостоятельного путешественника, но при этом вы получаете хорошо структурированную информацию о городе, которую не найдете ни в одном путеводителе.

Фактически, тематика и тип экскурсии ограничиваются только фантазией гида. Уже сейчас у нас в предложениях есть охота на трюфели, поездки на Ferrari, Maserati, Ducati, Lamborghini и других суперкарах по Италии, разнообразные дегустационные туры. Мы специализируемся именно на experience-турах, где можно что-то делать своими руками и пробовать новое.

3Туристы могут выбирать экскурсии по цене и тематике. Тематик мы предлагаем довольно много: активные и приключенческие, лечебные и релакс, гастрономические и дегустационные, с акцентом на культуру или искусство и т.д. Если совсем сложно или некогда выбирать, можно отправить заявку на тендер всем гидам города. Для этого нужно указать дату, количество людей и хотя бы примерные пожелания. Оплата при этом проводится только на месте лично гиду в руки, поэтому финансовые риски туриста минимальны.

Мы очень хотим видеть у себя на сайте компетентных и отзывчивых гидов и всячески стараемся им помогать в работе — например, написали рекомендации по созданию интересного описания своей экскурсии и заполнению профиля.

4На базе сервиса гиды могут создать свой сайт или получить коды виджетов для размещения на сторонних ресурсах. В виджете отображается список экскурсий гида и кнопка «забронировать». В админке сейчас доступны возможности заполнения профиля, управления экскурсиями и обработки заявок туристов. Любому гиду турист может напрямую прислать запрос на экскурсию. Мы активно работаем над функционалом сайта для гидов.

Календарь занятости у нас есть, но сомневаюсь, что им будут активно пользоваться. Например, у Airbnb с этим проблемы: хосты календарь попросту не заполняют. Думаю, с гидами будет примерно та же ситуация.

Для гидов есть возможность верификации через социальные сети и загрузки сканов сертификатов — это только увеличивает к ним доверие.

5Подводя итог, функциональные преимущества сервиса я вижу так:

  1. Возможность отправить заявку на тендер и получить лучшее предложение от гидов.
  2. Встраиваемые виджеты для партнеров и гидов.
  3. Облачная платформа для создания, управления и кастомизации личного сайта гидов.
  4. Инструменты для social engagement (привлечение друзей к поездке).
  5. Детальная статистика по своим экскурсиям.
  6. Мини-СRM для гидов.

У нас также работает приветливая поддержка и для гидов, и для туристов.

Что еще планируем сделать

Сейчас мы работаем над системой рейтингов гидов. Когда запустим ее, вверху будут отображаться только интересные экскурсии — мы исключим вероятность накрутки и сделаем рейтинг правдивым и полезным.

Проект будет равномерно развиваться по двум основным направлениям: B2C для путешественников и B2B для гидов. Они будут продвигаться как по отдельности, так и вместе.

Много внимания сейчас уделяем туристaм, которые не знают, какую экскурсию хотят — для них продумаем хорошую систему рекомендаций.

Ну и чуть-чуть цифр:

  • сейчас на сайте представлено более 900 экскурсий;
  • нам удалось привлечь 258 гидов;
  • количество успешных заказов сейчас чуть больше 240.

Для нас сейчас в наибольшем приоритете рынок Европы, а в Польше, Чехии и странах Балтии планируем сконцентрироваться на B2B-предложениях и работать в качестве облачного ресурса с туристическими компаниями.

Конечно, будем расширять предложение экскурсий. Для этого у нас есть план по увеличению количества экскурсий по каждой стране, и по нему мы ищем новые экскурсии и гидов в поисковых системах и социальных сетях, а также на личных сайтах гидов.

Мы не планируем быть просто каталогом экскурсий. Наша цель — стать платформой для общения туристов и местных, как это делает тот же Couchsurfing.

Где мы искали финансирование, на что тратим деньги и как планируем зарабатывать

Сразу после запуска все расходы я покрывал из личных денег, и зарплаты никто из нас не получал. По вечерам я работал part-time в другом проекте, чтобы откуда-то эти деньги брать. Первые инвестиции мы получили от бизнес-ангела в октябре 2014 года на preseed-раунде.

Приоритетные статьи трат — SEO, контекстная реклама и SMM, создание промо-видео. Ну и зарплата сотрудникам, разумеется 🙂

Сейчас в Tourista трудится 4 человека: менеджер по работе с экскурсиями, 2 веб-разработчика и я. Активно ищем еще одного разработчика и менеджера по работе с Польшей — очень хотим на польский рынок. Мне важно, чтобы сотрудники не только хорошо разбирались в своей сфере, но и любили путешествия. Офис в Черновцах позволяет нам совсем мало тратить на не ключевые для проекта вещи.

Что касается бизнес-модели, то скоро мы запустим систему оплаты — пока что гиды могут пользоваться сервисом бесплатно. Для получения прибыли я буду использовать 3 канала: комиссию 10% при заказе (снимается с гида), платную подписку на создание и управление сайтом, комиссию при заказах из тендера. К концу осени 2015 года планируем выйти на самоокупаемость.

Для привлечения клиентов основным каналом мы выбрали SEO и контекстную рекламу. Нестандартные экскурсии хотим продавать при помощи инструментов social engagement, контент-маркетинга и word of mouth. Есть еще несколько каналов, но их мы пока тестируем. К тому же, клиентов будут привлекать сами гиды, у кого есть странички или сайты на нашей платформе.

6

Проблемы и трудности

Самая очевидная и неприятная проблема сейчас — ситуация с гривной. Естественно, люди стали намного меньше выезжать за границу. У нас не случайно больше всего предложений по Италии — процент самостоятельных туристов из нашей страны там самый высокий, но сейчас и он ощутимо упал. Мы ждем сезона и ожидаем роста, но начали работать и над предложениями для тех, кто путешествует внутри страны.

Когда я только планировал проект, то хотел предлагать экскурсии на английском от местных жителей, но меня тогда отговорили — интерес у русскоязычных туристов к таким вариантам примерно нулевой, есть юридические сложности и высокий процент отказа от экскурсий гидами. Сейчас мы к этой мысли вернулись, но в другом ключе: буквально на днях запустили английскую версию сайта и направили все силы на работу с англоязычной аудиторией.

В качестве заключения: за что я люблю самостоятельные путешествия

Я не представляю, как можно жить без путешествий, и не понимаю, зачем портить все пакетными турами. Не то чтобы стремлюсь как-то обличить любителей all-inclusive, но ленивый отдых с коктейлем у бассейна в условном Египте — не мой вариант.

Для меня половина удовольствия от путешествия — это его планирование. Перерыть сеть и построить интересный маршрут, найти классного хоста на Airbnb, успеть купить самые дешевые билеты у Ryanair — все это делает поездку еще более приятной.

7

В своих поездках я стараюсь максимально экономить. Жилье бронирую на Airbnb или ищу варианты на Couchsurfing, билеты на самолет беру в самые дешевые даты из недорогих городов вылета — чаще всего это рейсы Ryanair из Варшавы. Это действительно вполне доступно: например, билет в обе стороны в Милан (Бергамо) из Варшавы стоил 950 грн, а последняя поездка в Барселону — $75. То есть путешествовать даже в дорогую Европу за относительно небольшие деньги более чем реально.

Когда хочется полного погружения в культуру, я ищу жилье на Couchsurfing. В Чикаго я остановился у американца — у него дома постоянно жил кто-то из других стран. По вечерам мы все собирались в его любимом польском кафе, и это было невероятно интересное общение. Недавно он приезжал ко мне, и я показал ему Черновцы.

Самое классное в самостоятельных путешествиях — возможность получать новый опыт и знакомиться с местными. В Италии я за 10 дней побывал в 12 городах и ни ночи не провел в отеле — жил только в съемных комнатах у местных. Это сразу прибавляет +500 к пониманию местного быта и уклада жизни, дает возможность пожить как местные. Вы никогда ничего подобного не увидите в гостинице. К тому же, хосты почти всегда очень гостеприимны, с удовольствием делятся адресами хороших мест и заведений. Да и приятных сюрпризов немало: в Вероне меня отвезли и привезли на вокзал, а во Флоренции дали велосипед — и то, и другое было бесплатно.

Пока своим любимым городом могу назвать Барселону. Там я первый раз встал на Segway, прокатился на очень высокой канатной дороге к горе Монжуик, увидел необычные творения Гауди, погулял по улочкам готического квартала и получил много эмоций. Моя мечта посетить Исландию, и я надеюсь скоро ее исполнить.

8

Когда я заказываю экскурсии для себя, обычно договариваюсь с гидом через его персональный сайт, а после экскурсии предлагаю зарегистрироваться у нас. Хоть сейчас и есть тысячи аудиогидов, живое общение с человеком, оперативно отвечающего на твои вопросы, они никогда не заменят.

Оставить комментарий

Комментарии | 13

Последние новости
29 сен
Смотреть все
  • Истории компаний
  • НДС для Facebook и Netflix
  • Расследования AIN.UA
  • Спецпроекты
  • Безопасность номера
  • Безпека гаманця
Реклама на AIN.UA

Поиск