Как украинцы создали на костях Google Reader стартап с аудиторией 14 млн читателей

10571
6

На прошлой неделе на украинском венчурном рынке состоялось две крупных сделки. На фоне миллиона долларов, привлеченного знаменитой командой Petcube, вторая сделка осталась немного в тени. Тем не менее, стартап Newzmate тоже заслуживает пристального внимания. Лишнее тому доказательство — $300 000 инвестиций от польского фонда Xevin Investments и известного бизнес-ангела Баса Годска. Основатели Newzmate пережили карьерное падение, два пивота, неудачу с запуском на Kickstarter, но в итоге добились своего. Сегодня их платформой Traqli — сервисом «умных» email-рассылок для медиабизнеса — пользуется более десяти крупных издателей с суммарной аудиторией в 14 млн читателей. Компания работает с клиентами по всему миру и в будущем планирует полностью занять нишу email-рассылок для контент-провайдеров. В рамках спецпроекта «Стартап-гараж» AIN.UA пообщался с основателями Newzmate Алексеем Чапко и Дмитрием Шандыбой.

Алексей (СЕО) и Дмитрий (СТО) познакомились, когда работали в другом стартапе presente3d в 2012 году. Дмитрий занимал в компании пост технического директора, а Алексей был директором по развитию бизнеса. В presente3d они проработали год, после чего ушли на вольные хлеба из-за несовпадения взглядов на дальнейшее развитие компании с ее собственниками.

Уход с работы совпал с анонсом Google о закрытии сервиса Reader. Алексей был активным пользователем RSS-сервиса, поэтому стал искать альтернативу, но ничего подходящего не нашел. Тогда у него возникла идея сделать такую альтернативу собственноручно. Своей задумкой он поделился с Дмитрием, встретил поддержку, после чего друзья приступили к воплощению идеи в жизнь.

Хочешь сэкономить — ищи возможности

Поначалу основатели обходились своими силами, но однажды Алексей вычитал в одном небезызвестном отраслевом онлайн-издании, что в Украине существует программа для стартапов Microsoft Bizspark, которая помогает молодым командам на начальных этапах развития технологических проектов. Алексей набрался смелости и написал в Facebook напрямую Дмитрию Шимкиву, который тогда еще возглавлял украинский офис корпорации. Дмитрий познакомил команду Newzmate с куратором программы, ребята подали заявку и стали участниками программы Bizspark.

По словам Дмитрия, участие в программе очень сильно помогло и с финансовой точки зрения, и с точки зрения времени и трудозатрат. По сути, всю аппаратную часть и необходимый софт стартапу предоставили бесплатно. «Благодаря доступу к облачному хостингу Microsoft Azure нам вообще не пришлось думать о том, где взять серверы, как платить за трафик, откуда взять деньги. Azure — это и серверы, и трафик, и базы данных, и ПО — вообще все», — говорит CTO проекта.

Поначалу Newzmate были участниками обычной программы Bizspark, в рамках которой Microsoft дает кредит на инфраструктуру до $6500 в год. Но сервис рос в среднем на 3 млн читателей, по которым выполняется анализ контента, и на 3 млн писем в месяц, поэтому стартапу нужны были все большие мощности. Алексей запросил у Microsoft доступ к Bizspark Plus, который открывает кредит на $5000 в месяц или до $60 000 в год. «Мы месяца два их уговаривали — рассказывали о темпах нашего роста и о том, почему нам не будет хватать того объема финансирования и инфраструктуры, которая была раньше. Теперь мы можем формировать и отправлять так много имейлов в сутки, как нам необходимо, и покрывать все свои затраты тем, что нам дает Bizspark», — объясняет Дмитрий. По его словам, только на инфраструктуре стартап экономит порядка $4000 в месяц.

Кроме всего прочего, Bizspark дважды обеспечивал Newzmate бесплатное участие в IDCEE, стенд на котором в 2014 году обошелся бы стартапу в 4000 грн. “На конференции мы наработали очень полезные контакты, часть из которых уже вылилась в платящих клиентов, а часть — в потенциальных”, — пояснил Чапко.

Поиск денег

Уже на этапе возникновения идеи Алексей и Дмитрий начали задумываться о том, где им взять денег на развитие своего продукта. Начать решили с кампании на Kickstarter — подготовили видеоролик, сделали кампанию, но модераторы краудфандинговой площадки ее не пропустили. «На Kickstarter мы позиционировались как веб-сервис, который, по сути, не имеет четко обозначенной даты выполнения. Мобильное приложение считается готовым, когда выходит в App Store, гаджет — когда сходит с производственной ленты. А веб-сервисы на Kickstarter рассматривают скорее как сферу услуг (SaaS) и очень критично к ним относятся», — пояснил Чапко.

В Bizspark команда узнала о новом наборе в бизнес-инкубатор Happy Farm. Дима к тому времени уже работал над инфраструктурой продукта, были готовы айдентика и стиль будущего сервиса. С такими наработками Алексей и Дмитрий подали заявку на летнюю сессию Happy Farm. В класс А, который подразумевает инвестиции и стажировку в США, Newzmate не приняли, но предложили поучаствовать в подготовительном двухнедельном классе С, после которого совет инкубатора мог допустить команду к участию в основном этапе.

«Мы не расстроились и продолжили работать над продуктом, а когда пришли на этот двухнедельный курс, оказалось, что у нас темпы развития продукта и роста оказались даже выше, чем у некоторых стартапов основного цикла. На демо-дне СЕО Happy Farm Анна Дегтерева торжественно при всех объявила, что мы поедем в Кремниевую Долину вместе с самыми успешными выпускниками», — рассказал Алексей, добавив, что уже по возвращению из Калифорнии Newzmate постфактум прошел инкубацию в Happy Farm со следующими двумя циклами.

Первый пивот

В Долине Newzmate познакомился со своими будущими менторами, в том числе Артемом Гасаном, который остается самым активным из них. Это основатель компании WhalePath, который в прошлом году привлек $1.1 млн в свой стартап, а сейчас помогает строить процесс продаж в Traqli. Он первым натолкнул друзей на мысль о том, что нужно глубже проанализировать рынок и бизнес-модель. На тот момент, спустя месяц после запуска, у сервиса без какой-либо рекламы было порядка 1500 пользователей, однако, проанализировав рынок, стартаперы поняли, что заработать на RSS-агрегаторах практически нереально. «В этом секторе на тот момент было уже порядка 180 компаний. У пяти из них, в том числе Flipboard и Zite (принадлежащего на тот момент CNN, а позже купленным Flipboard), получилось привлечь существенные инвестиции, но они по-прежнему убыточны», — пояснил Чапко.

Тогда они начали думать, как идею, которая изначально закладывалась в сервис — возможность фильтровать и следить только за важными новостями — можно реализовать не напрямую через приложение для читателей, а через издателей. Так родился Traqli — сервис по слежению за развитием новостных историй. В августе 2013 года по совету Happy Farm Чапко и Шандыба зарегистрировали в США компанию Newzmate Inc., а уже в декабре, через два месяца после возвращения из Долины, выпустили закрытую бету.

Привлечение клиентов

Первым клиентом стало украинское издательство «Интерфакс», потом подтянулась международная медиагруппа Genesis Technology Partners, с которой друзья познакомились в Украине — как и следовало ожидать, здесь у компании размещался офис разработки. Затем начали подключаться другие иностранные клиенты, в поисках которых очень помогли американские менторы. «Большинство из них имеют то, что называется domain expertise — простыми словами, связи в американских издательствах. Такой заход удалял географический барьер. Нас оценивали с позиции ценности, которую мы можем дать, без оглядки на происхождение», — пояснил Алексей.

На первых порах убеждать издателей было сложно из-за недостатка use-кейсов. Но чем дальше Traqli продвигался в Европу и Америку, тем проще становилось. “Мы приходили к ним, рассказывали о том, какие проблемы решаем и что можем им дать. А когда показывали результаты наших текущих клиентов, это сразу снимало все вопросы и мы начинали пилотный проект”, — пояснил Чапко. На сегодня Traqli работает с 14 онлайн-медиа в Украине, Европе и Африке, среди которых помимо вышеупомянутых Digital First Media (США), EurActiv (Словакия), KyivPost, Ekonomika Communication Hub, ITC Publishing, EWDN.

Определиться с бизнес-моделью

Спустя несколько месяцев после запуска беты Traqli, основатели поняли, что темы и события, за которыми следит читатель, часто не имеют продолжения, то есть сервис ограничен в контенте, который может рекомендовать. При базе, условно, в 10 000 подписчиков количество email-писем не выходило за рамки тысячи. Алексей и Дмитрий решили убрать это ограничение, чтобы увеличить объемы рассылок, не жертвуя при этом их релевантностью. «Вместо того, чтобы следить за конкретными историями, мы решили анализировать все, что читает пользователь на сайте — ведь наш движок семантического анализа позволяет понять, о чем каждая из этих статей. Таким образом, мы можем каждый день давать читателям рекомендации на основании их интересов», — пояснил Алексей.

После изменения модели клиенты стали проявлять больший интерес к сервису и они были готовы за него платить. С тех пор Traqli зарабатывает на объеме отправляемых писем.  Тариф начисляется за каждую тысячу писем и зависит от объема рассылки: 500 000 писем обойдутся издателю в 50 центов за тысячу, 5 млн — по 40 центов, 15 млн — по 30. «Мы анализировали, сколько в среднем западные издатели зарабатывают на 1000 просмотров страниц и подбирали цену так, что бы обеспечить им доход с нашего трафика и при нашей средней эффективности минимум в три раза больший, чем они платят за этот трафик от нас», — пояснил Алексей схему, на которой строилось ценообразование Traqli.

От издателя требуется только подключить сервис и предоставить ему доступ к базе читателей. Один клиент, в зависимости от объема рассылки, приносит Traqli от $50 до $5000 в месяц. По мнению основателей, основная ценность их сервиса заключается в автоматизации целого ряда процессов, связанных с обработкой рассылок. «Мы изучили отчеты за 2014 год и поняли, что маркетологи тратят в среднем 60% времени на дизайн и подбор контента для  email-рассылок, вместо того, чтобы улучшать их эффективность. Наш сервис дает издателю возможность вообще не тратить времени на обдумывание, что поместить в рассылку, тем более без данных, которые у нас есть, он все-равно не сможет сделать это хорошо», — пояснил Чапко.

Первая посевная

Определившись с бизнес-моделью, Алексей и Дмитрий начали более активно работать над продажами и искать инвесторов. Одна из компаний, к которым обратилась команда, проявила интерес. Это был фонд Xevin Investments. «Они увидели рабочую бизнес-модель и высокий интерес не только со стороны текущих клиентов, но и тех, у кого они попросили обратную связь», — пояснил Алексей. Кроме того, летом 2014 года на мероприятии UAngels Алексей познакомился с Басом Годска, который также поверил в Traqli. Спустя полгода переговоров, в декабре 2014 года была закрыта сделка на $300 000.

Ранее на запуск сервиса еще до окончательного пивота команда потратила около $90 000. В эту сумму входил грант от Elanсe на $2500, инвестиции от Happy Farm в размере $70 000 и личные вложения фаундеров. Однако после закрытия посевного раунда команда, наконец, смогла расширить штат — к Дмитрию и Алексею присоединились еще три человека: дизайнер, frontend-разработчик и юрист. Команда дислоцируется в киевском офисе, хотя формально у Newzmate два юридических адреса. Помимо офиса в Украине, компания имеет зарегистрированное юрлицо в Делавере в США и в Варшаве.

Достижения и планы

На сегодня рассылка Traqli покрывает 14-миллионную аудиторию. Ежемесячно через сервис отправляется более 20 млн писем и 100 млн рекомендаций контента. Все это генерируют 14 издателей, которые автоматизировали свою рассылку с помощью украинского сервиса. К концу 2015 года Newzmate планирует расширить аудиторию продукта до 50 млн читателей в месяц и выйти на доход в $200 000.

Для достижения этих целей основатели намерены существенно расширить функционал, чтобы с его помощью издатели могли полностью автоматизировать процесс email-рассылки. «Они не хотят использовать Mailchimp для ручных рассылок, Traqli для автоматических рассылок и еще какой-нибудь сервис для рекламных рассылок. Поэтому мы строим единый сервис, который сможет выполнять все эти активности без необходимости коммуникации с нами. Кроме того, мы выстраиваем процесс продаж, который позволит закрывать не три сделки в месяц усилиями одного человека, а 10-15, и сделает его прогнозируемым», — пояснил Алексей.

Оставить комментарий

Комментарии | 6

  • И ведь действительно хорошая идея. Проблема только в том, что эти автоматически сформированные письма выглядят настолько ужасно, что я в итоге просто отписался от всех рассылок, которые используют Traqli.

  • «От издателя требуется только подключить сервис и предоставить ему доступ к базе читателей.»

    тут просто бази юзерів буде мало. я правильно зрозумів, що для того, щоб підставляти «правильний» контент для юзера, треба інтегрувати сервіс у вебсайт видавця для трекання поведінки юзерів?

    • Так, все вірно, щоб підключити сервіс треба «інтегруватися», тобто
      додати 1 рядок javascript на кожну сторінку 😉

      А доступ до бази — це найефективніший сценарій, проте не обов’язковий.
      Ми можемо працювати і без початкової бази. У цьому випадку ми будемо збирати імейли користувачів для видавця власними засобами (при цьому, знов таки, ніяких додаткових кроків для інтеграції робити не потрібно — видавцю необхідно мати лише той самий рядок коду на кожній сторінці сайту).

  • 5к уе в месяц на сервера? Как то дофига.

  • Здравствуйте, логотип и корпоративные цвета Magento

Поиск