AIN.UA » Социальные медиаАлександр Ольшанский: как Украине победить в информационной войне с РФ и чем опасны Google, Twitter и Facebook

Александр Ольшанский: как Украине победить в информационной войне с РФ и чем опасны Google, Twitter и Facebook

5197

Холодная война — это уже не актуально. Сегодня Украина — в состоянии информационной войны. Если раньше преимуществом было господство в воздухе, а самым современным оружием была авиация, то сегодня победа на стороне тех, кто «владеет» интернетом и умеет использовать для войны социальные сети. К сожалению, в онлайне Украина пока проигрывает. Противостоять агрессивной пропаганде России у нашего правительства нет ни средств, ни умений. Как быть в такой ситуации? Об этом на iForum рассказал глава холдинга «Интернет-Инвест» и агентства «Ольшанский и партнеры» Александр Ольшанский.

Автор фото в статье — Ольга Закревская, ain.ua

Facebook и Google фильтруют интернет?

Первая проблема — это транснациональные корпорации. Самая сильная угроза сегодня исходит от Google, YouTube, Facebook, Twitter, «ВКонтакте» и других больших монополистов. Они практически втягивают в себя свободное пространство интернета — растет поколение людей, для которого интернет — это социальная сеть, в которой они сидят. Именно из соцсетей они получают львиную долю информации. Сегодня Google фактически управляет нашим вниманием — если чего-то нет в Google, то мало кто это найдет. Facebook по неизвестному нам алгоритму формирует нашу ленту, а Twitter по непонятному принципу показывает нам популярные сообщения от аккаунтов, на которые мы даже не подписаны. Эта пятерка интернет-сервисов определяет, что читают, смотрят, на что реагируют миллиарды людей.

Вторая проблема заключается в том, что правительства в разных странах не очень понимают, как устроена сеть. Они думают, что могут закрыть все неугодные сайты, разрешить угодные и построить коммунизм. Но беда в том, что любая технология фильтрации контента в интернете сегодня стоит в сотни и тысячи раз дороже, чем технология преодоления этого фильтра. С этой проблемой столкнулся Китай, который официально потратил $3 млрд (и $20 млрд неофициально) на построение «Великого китайского файерволла». И вдруг все крупные сервисы перешли на HTTPS-трафик и шифрованные соединения. И файерволл оказался бесполезным.

Сегодня государство не может ввести цензуру на своей территории. Зато это может сделать частная транснациональная корпорация, которая никакими законами не связана и заботится лишь о своей прибыли. Вспомним историю цензурирования Twitter в России: компания согласилась фильтровать контент на территории страны, чтобы сервис попросту не запретили, как однажды было в Турции. На стыке этих двух проблем возникает самая опасная точка: можно не строить файерволл, а просто договориться с Google и Facebook, как Россия договорилась с Twitter. И тогда никакие фильтры не нужны.

К счастью, суть интернета такова, что он стремится к разнообразию. Поэтому можно создавать больше различных сервисов — не допускать монополизации отдельных сервисов, создавать конкурентную среду, которая сохранит свободу в интернете и поможет избежать вышеописанных угроз. Положительная тенденция заключается в том, что сегодня стремительно развивается стартап-движение — многие люди создают собственные сервисы, которые смогут составить конкуренцию гигантам, которых я упоминал.

Как создаются фейки

Инструментарий информационной войны достаточно разнообразен. Например, есть процесс моделирования электоральных предпочтений — это когда какая-то сторона пытается манипулировать результатами голосования. Еще есть механика нагнетания паники: если при помощи нескольких тысяч аккаунтов создать достаточно мощную волну, то можно дестабилизировать всю экономику, изменяя настроения людей и потребительский спрос.

За рубежом этим занимаются, в основном, коммерческие компании — они создают фейки, чтобы делать деньги. Например, если пустить волну о том, что в мире эпидемия птичьего гриппа, продавцы вакцины очень хорошо на этом заработают. Когда вмешивается политика, просто меняется заказчик. А механика остается та же: создается медийный повод, которого не существует в реальной жизни, его начинает обсуждать тысяча человек, он выходит в тренды Twitter, после этого про него расскажут по телевизору — и этот медийный повод превращается в реальность.

Например, в 2013 году в России зафиксировали попытку раскрутить тему «самоубийства подростков под влиянием интернета». Меня тогда спросил Игорь Ашманов, есть ли в Украине такой тренд, на что я ответил, что все это глупости. А буквально через пару месяцев меня позвали на канал «Украина» поучаствовать в ток-шоу на эту тему! Якобы в каком-то закарпатском селе одноклассники довели девочку до самоубийства комментариями в соцсети.

По всему миру происходит огромное количество самоубийств по разным причинам. Но если мы хотим смоделировать ситуацию, можно просто выдернуть любой случай (или придумать его), а затем раскрутить тему так, как нам нужно. Вот и весь секрет.

Как Украине действовать в информационной войне

В информационной войне большое значение имеют ресурсы. Исход зависит от того, кто может потратить больше денег на создание искаженной реальности. На сегодняшний день Россия может позволить себе потратить на это значительно больше, чем Украина. Вопрос: как нам не проиграть? Очень просто.

Чем дольше вы отходите от реальной картины событий, создавая искаженную реальность, тем больше денег вам нужно тратить на каждый новый фейк. Но если стоять на позиции правды, то даже при соотношении ресурсов один к ста можно заполнить информационное пространство очень легко. Поэтому сегодня Министерству информации Украины нужно действовать так:

  • Создать в стране пул информационных ресурсов, которые будут отражать для украинцев позицию государства и доносить реальную картину мира до людей, которые живут в России и на Западе. Нам нужны свои источники информации, которые рассказывают правду, а не обличают ложь. В интернете позиция обороны заранее проигрышная.
  • Сократить количество лжи с экранов. Нам не нужна пропаганда — нам нужен BBC.
  • Учить людей критически относиться к происходящему в соцсетях. Особенно это касается младшего поколения. Сегодня детям нужно рассказывать, что все, что они прочитали в Facebook или «ВКонтакте», не обязательно правда.

Напомним, на прошлой неделе в Киеве прошла крупнейшая в Восточной Европе конференция по интернет-бизнесу iForum, на которой выступали ведущие эксперты Украины, Израиля, США и Европы. Самые интересные доклады AIN.UA традиционно публикует в виде репортажей, поэтому следите за нашими обновлениями.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

9

Комментарии | 9

  • Касательно фейков, явление ранее описывалось как Окно Овертона.

  • » В информационной войне большое значение имеют ресурсы. Исход зависит от того, кто может потратить больше денег на создание искаженной реальности. На сегодняшний день Россия может позволить себе потратить на это значительно больше, чем Украина. Вопрос: как нам не проиграть? Очень просто. »

    Очень просто и очень смешно 🙂
    Во первых, существует масса добровольцев, которые просто в силу своих убеждений сидят за компом и участвуют в этой информвойне просто (сидя дома за компом) и бесплатно, за славу, признание, в попытке выделиться, поучаствовать в модной движухе …

    Во вторых, не забывайте, что США и прочие заинтересованные геополитические игроки заплатят сколько нужно (они ведь уже вложили около 5 млрд баксов в «развитие демократии в Украине», как когда-то заявляла Нуланд).

    » Сегодня государство не может ввести цензуру на своей территории. » — Это вообще заявление для детей детсадовского возраста 🙂 Цензура в Украине с начала 2014-го цветёт и пахнет.

    В общем, статья сугубо пропагандистская, цель которой — навязать читателю мнение о том, что цензура — это хорошо.
    Запомните: информовойна нужна идеологическим соперникам, а её суть состоит в обмане населения государства, при чём обманом занимаются обе стороны и обманывают, прежде всего, СВОЁ население.

    Написание статьи вызвано тем, что цензурщикам сложно контролировать последний рубеж — интернет: тут нужны радикальные меры, которые не понравятся даже самым упоротым патриотам. Вот они и пытаются внушить вам, что грядущее цензурирование сети (оно уже имеет место, к слову) — это хорошо.

    Они почему-то решили, что должны думать За Вас.
    А вы должны есть то, что они вы..рут.
    Украина стала напоминать КНДР, обогнав России в пропаганде и маразме, с солидным отрывом. И игнорирование этого факта, в патриотическом порыве, проблему не решит.

  • хаха Ольшанский говорит про правду. Может еще Ложкин Петров Дидковский Крус и десятка два других расскажут о правде? и смех и грех. Наверно, Александр в курсе, что вот например мое мнение — избавиться от Ольшанских парней и в Украине добавится критичности в мышлении людей. А пока что стратегия инфо войны от Ольшанского это лок публичности например у Круса, при том что соц сеть это публичность, копаете лопатой без держака. Потому и проигрываем, что власть у Ложкина держат не только бывшие Ашмановы. но и вполне пророссийские пиарщики. как там пиар Медузы, проекта лента ру?

  • жаль что не прочитают этого пасажа от меня на этом сайте, ведь проекты Ольшанских почему-то слабо комментируемы живыми людьми. как вы можете советовать о инфо войне если сайт про интернет у вас имеет 1-5-10 комментариев?

  • и напоследок. так что таки правда что Дидковский и Крус гомосексуалисты? Или нет? «да-нет» получить публично не удалось.

  • Он адмирал очевидного флота.

Поиск

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: