Плохой год для Google — почему аналитики сомневаются в светлом будущем «корпорации добра»

4942
3

На первый взгляд, сегодня дела у поискового интернет-гиганта идут как никогда хорошо: компания спокойно зарабатывает рекордные деньги на рекламе, инвестирует в неожиданные и амбициозные проекты, пытается строить будущее на наших глазах. Но, по мнению многих аналитиков, все далеко не так радужно, как кажется. AIN.UA перевел для вас материал Mashable, в котором известные предприниматели рассказали о проблемах Google и причинах их возникновения.

Фото: Associated Press

Фото: Associated Press

«Мне кажется, Google на 75% уже труп, — пишет венчурный инвестор Пол Кедроски в своем письме Mashable. — Полностью ничего не потеряно, но они… они на краю пропасти, и никто не пытается их оттуда вытащить».

Всего несколько лет назад, хотя куда там — даже пару месяцев назад — это утверждение прозвучало бы так, словно его автор теряет связь с реальностью. Даже сейчас оно во многом гиперболизировано. Но…

Это именно тот Google, о котором вы подумали. Та же компания, которая определяет, как мы будем искать информацию в интернете — следовательно, им владеющая. Она создала Android, самую популярную в мире операционную систему, и, благодаря своей рекламной политике, заработала в прошлом году $66 млрд. Каждый месяц Google делает что-то из области фантастики, инвестируя в беспилотные автомобили, доставку дронами, спутники, дополненную реальность и исследования, посвященные продлению жизни.

Все это звучит так, словно компания на самом деле процветает, а не умирает. Но комментарий Кедроски касается других аспектов работы поискового гиганта: его основной рекламный бизнес растет медленно, компанию со всех сторон осаждают конкуренты, а многочисленные экспериментальные разработки пока не приносят прибыли.

Неделю назад такая точка зрения получила очередное подтверждение: Европейский Союз продолжил судебное разбирательство с Google. ЕС обвиняет компанию в нарушении конкурентного законодательства из-за онлайновых шопинг-листов Google и операционной системы Android. Этого достаточно, чтобы разделяющие мнение Кедроски специалисты сравнили судьбу компании с судьбой Microsoft. Аналогичное антимонопольное дело против компании рассматривалось в США в 1998 году — в год основания Google — что привело к постепенной утрате позиций Microsoft под напором конкурентов вроде Google.

«Может ли история повториться? Понятия не имею, — пишет Пол в своем посвященном Google посте. — Определенные параллели есть, но далеко не факт, что счет в их противостоянии станет 1:1».

Google не умер, не истекает кровью и не обречен, однако он однозначно борется за свое существование.

google-eu-640x280[1]

Нормативная «заноза в заднице»

За последний год Google много раз попадал на главные страницы газет из-за регуляторных проблем. Им пришлось мириться с опубликованными деталями расследования в США по поводу попыток гиганта вытеснить конкурентов с рынка. Им пришлось поддаться перед «правом быть забытым», принятый в Евросоюзе (это значит, что пользователи могут потребовать от поисковика навсегда удалить из некоторую личную информацию о них).

Разбирательство в ЕС может привести Google к штрафу в $6 млрд  и полной реструктуризации (как это происходит в более мелком бизнесе) компании. Однако юристы называют подобный сценарий маловероятным. Скорее всего, произойдет то, что профессор Нью-Йоркского университета Гарри Фест назвал «умеренной болью в заднице».

«Это боль в том смысле, что им очень неудобны антимонопольные иски. Антимонопольная политика привлекает внимание менеджеров верхнего звена и стоит больших денег, — говорит Ферст. — Более того, подобные разбирательства в одной стране могут подтолкнуть и другие государства, в том числе США, к таким шагам. Они могут попасть под прицел в любой стране: Google есть и в Китае, и в Корее, и в Японии. Google захватил мир, и поэтому столкнулся с антимонопольным законодательством».

Фест утверждает, что Google долгие годы пытался казаться более гибкой компанией в юридическом плане, чем Microsoft в 1998-м, чтобы избежать судьбы редмондского гиганта. Но в этом году ситуация может кардинально поменяться, и на голову поисковика упадет шквал критики.

google[1]

Фото: Associated Press

Битва с Facebook

Поговорите с кем угодно из Google, и вы узнаете, что Facebook годами был основным конкурентом поисковика. Многие инсайдеры из Google сообщали, что социальная сеть Цукерберга стала основным мотиватором при создании Google+: Facebook собирал огромные объемы данных о пользователях, используя их в целях рекламы, и Google пришлось догонять конкурента.

Но ставка на Google+ не сработала, а Facebook недавно отчитался о первой десятимиллиардной выручке за счет рекламы.

«Facebook всегда был впереди в плане таргетинга. Google просто пытался перехватить инициативу», — говорит Джереми Крессман, аналитик исследовательской компании eMarketer. Пару недель назад The Wall Street Journal сообщил, что Google будет использовать для таргетинга функции, аналогичные которым уже давно ввел Facebook.

Разница в курсе компаний лучше всего видна, пожалуй, в подходе к мобильным версиям: Facebook, обвинявшийся в запоздалом переходе на мобильный рынок, быстро сумел догнать конкурентов за счет встроенной рекламы в приложениях и видеозаписях (еще одна штука, которую скопировал Google). А Google пытался побороться за пользователей, которые только переходили на мобильный интернет.

В 2015 году мобильный поиск в США впервые обогнал десктопный. «Больше денег переходят от рекламщиков в поисковиках к мобильным разработчикам, так что Google придется хорошо побороться, чтобы сохранить свой уровень влияния на рекламу на близком к сегодняшнему уровне», — говорит Крессман.

А ведь есть еще YouTube.

Screen-Shot-2015-04-15-at-4.19.35-PM[1]

Прибыль компаний на мобильном рынке, с прогнозом до 2017 года

YouTube в осаде

YouTube сталкивался с угрозами и ранее, но сейчас конкуренция выглядит куда более серьезной.

Facebook подталкивает свою 1,4-миллиардную аудиторию делиться или смотреть видео, которые они могли когда-то запостить на YouTube. Yahoo, AOL и другие инвестируют в оригинальный видеоконтент. Periscope от Twitter позволяет стримить и ретранслировать ролики. А Vessel, новая видео-платформа от бывшего гендиректора Hulu, предоставляет качественное онлайн-видео за небольшую ежемесячную плату.

Эти маленькие и большие конкуренты обладают достаточный потенциалом, чтобы переманить таланты из YouTube, а за ними — рекламодателей и, в конечном итоге, зрителей. Google, которая приобрела YouTube в 2006 году, сейчас работает более активно, чтобы компенсировать этот эффект, продвигая своих «личных» звезд и выкатывая новые возможности подписки, которые могут наконец-то помочь YouTube  стать чем-то бОльшим, чем просто безубыточным сервисом. Но некоторые специалисты утверждают, что этого недостаточно.

«Я не думаю, что YouTube сильно изменился за последние три года, — говорит Ран Харнево, бывший глава видеораздела в AOL.  В частности, он указал, что YouTube предпринимает слишком мало усилий, чтобы предложить зрителю интересный ролик для просмотра. — Главное преимущество, которое имеет Facebook  и которому YouTube никогда не придавал большого значения — это то, что Facebook намного релевантнее YouTube».

Более того, Харнево верит, что «социальная сеть выглядит активнее, чем популярный видеохостинг… Будто  YouTube потерял запал».

Провал амбициозных проектов

Компания привлекла много внимания и навела интригу вокруг планов по разработке проектов, которые кажутся невозможными, фантастическими (в англоязычной среде их называют “муншотами”). Однако через четыре-пять лет некоторые из этих проектов или уходили обратно на чертежную доску (Google Glass), или сталкивались с проблемами регулирования (беспилотные машины), или затмевались конкурентами (доставка дронами).

«Google сформировался в качестве бренда будучи “муншотовой” компанией… И это очень естественно для рынка: сначала наблюдать за чем-то с верой и вожделением,  а потом все больше и больше разочаровываться в этом. Естественно, что некоторые вещи могут не оправдывать ожидания», — говорит аналитик  Gartner Эндрю Франк.

Один из этих амбициозных проектов все еще может оказаться воплотимым или переопределить отрасль, гарантируя, что Google будет жить и процветать на этапе перехода от десктопа к мобильному и чему-угодно, что придет после этого. Но сегодня Google — это интернет-компания, построенная на рекламных долларах и обладающая крутыми идеями, которые все еще недостаточно исследованы.

Оставить комментарий

Комментарии | 3

  • И кто тут занимается выпендрежем? AIN, Mashable или Кедроски?

    1. «компанию со всех сторон осаждают конкуренты» — какие? Yahoo? Не смените мои подковы! До Google всем очень далеко в плане поиска и контекста. Даже в России, где позиции Яши достаточно сильны, по некоторым регионам Google начал Яшу обгонять.

    2. Суды? «штраф в $6 млрд» ? Да у них в год прибыль в 66 ! И с ними всегда все будут судится — для того они лидеры. А что им поделать с монополией? Сказать — «ладно, мы уходим из ЕС, пользуйтесь Яшей» ? Сойдутся на том, что европейские жирнопузы получат пару млрд , и проблема решена.

    3. YouTube? А вы смотрели, какой % прибыли Google с него имеет? Да почти 0! «конкуренты обладают достаточный потенциалом» — ну так пусть попробуют подвинуть YouTube. Потенциал — штука хорошая, но слишком скользкая, чтобы по ней предсказывать судьбу целой компании.

    4. муншоты? А вы смотрели, какой % расходов они составляют? Да это скорее способ для pr и выпендрежа. И сказать, что Google загнется, потому что очки так и не запустили — еще раз насмешить свои подковы …

    Бред в общем …

  • Мне лично надоела поисковая выдача привязанная к географии, моим предыдущим запросам, даже если вход в аккаунт не осуществлен. Мне не нравится, что Google постоянно гребет информацию обо мне и наивно пытается предположить мои интересы, которые постоянно меняются. Поэтому перешел на DuckDuckGo и присматриваюсь к YaCy

    PS. просьба удалить мой предыдущий коммент с e-mail во избежание спама.

Поиск