Блиц-опрос: на какие внешние рынки выходят украинские IT-компании и почему

4683
1

За последний год население Украины обеднело почти втрое, что, естественно сказалось на объеме потребляемых людьми товаров и услуг. Это вынуждает компании активно искать зарубежные контракты. Благо, в сегменте IT выход на новые рынки стоит недорого — необязательно тратиться даже на открытие офиса, все процессы можно вести из Украины. Но есть свои нюансы. В США сложно, в России тот же кризис, а Европа — понятие растяжимое. Куда именно податься? AIN.UA опросил украинских IT-предпринимателей и менеджеров о том, какие внешние рынки они осваивают и какого эффекта ждут.

Алесандр Безносенко, коммерческий директор Netpeak

Решение о выходе в новые регионы было принято задолго до кризиса в Украине, и основной целью все-таки было увеличение дохода и масштабирование. Мы вышли в Казахстан и Болгарию. Также открыли локальное представительство в Нью-Йорке в составе одного человека на фултайме, но пока никаких результатов не достигли.

Болгария — европейская страна и наш плацдарм для продвижения на все Балканы. Местный рынок интернет-рекламы, хоть и почти в 10 раз меньше по количеству рекламодателей, но более конкурентный. С момента покупки местного агентства Optimization.bg выручка Netpeak.bg выросла на 30%. Казахстан, как и другие страны среднеазиатского региона, интересен перспективами роста, но сам рынок интернет-рекламы по объему денег все еще очень маленький.

В Украине выручка агентства упала по итогу 2014 года на 4% в долларовом эквиваленте. Причины всем известны, у нас они такие же как и у всех в сфере интернет-маркетинга. Выход на новые рынки помог диверсифицивать риски, но незначительно — основные достижения по диверсификации за счет этих рынков еще впереди.

Кирилл Бигай, сооснователь и СЕО Preply

Ранее Preply вышел на рынки Беларуси, Казахстана и России, а следующим этапом стала Польша. Мы тестируем географическое масштабирование на другие рынки. На фоне кризиса, это хорошая диверсификация, так как позволяет зарабатывать в стабильных валютах.

У нас не сильно упали доходы на внутреннем рынке в гривне — они упали в долларах из-за нестабильности курса обмена валют. Потери диверсифицировать удается за счет увеличения клиентов и, конечно, за счет выхода на рынок Польши.

Роман Вилявин, CСO Promodo

Для Promodo всегда были интересны рынки США, Великобритании и СНГ, а в связи с событиями на рынке Украины мы решили инвестировать в эти направления больше сил и ресурсов. Открыли офис в Алматы, усилили британское направление. Мы работаем с проектами на 13 языках, в порядка 40 странах. Доходы на внутреннем рынке заметно выросли. При этом процент выручки от иностранных клиентов кратно превышает уровень начала 2014 года.

Я убежден, что в Украине совсем глубокой ж… не настанет. Те, кто работал в 2008-2009 годах, когда сыпались офлайн-ритейлеры, помнят, каким потоком хлынули деньги в интернет-маркетинг, потому что он дает очень хорошее понимание цифр и данных. Поэтому каждый кризис обращает в «цифровую веру» все большее количество топ-менеджеров и директоров по маркетингу.

Касательно того, на какую страну делать ставку — все зависит от целей. Можно стать лидером рынка в Черногории хоть завтра, но зачем? Все существенные интернет-проекты, которые имеют команды в Черногории, ориентированы на внешние рынки. Если цель — повысить капитализацию, можно просто крутить глобус и открывать офисы там, куда попадет палец. Ведь «компания с офисами в 25 странах» — звучит само по себе дорого, не правда ли? Похожим образом перед IPO некоторые аутсорсинговые компании раздували штат, несмотря на то, что проектов под этих людей не было. Если же цель — заработать денег, стоит идти туда, где ваши товары/услуги нужны, а сам выход обойдется недорого. Но учтите — шальных денег нет нигде.

Александр Галкин, сооснователь и СЕО Competera

Кризис в Украине нам скорее помог — подтолкнул к принятию более смелых решений и помог справиться со значительным перекосом финансовых показателей. Доходы упали равнозначно падению гривны — в четыре раза, и приток новых клиентов в Украине полностью остановился. Мы остались на плаву и прошли точку безубыточности только благодаря иностранным клиентам.

За последние 1,5 года мы полноценно вышли на рынок Казахстана и Болгарии, активизировались на российском рынке, освоили Прибалтику. Также сейчас проводим эксперименты с рынком Англии и Америки. Для нашего продукта эти рынки более развиты, и покупательская способность на них выше.

Алена Дегрик, СЕО LeoGaming

Движение за рубеж мы начали еще до известных событий в стране. Основные векторы движения – Восточная Европа, Ближний Восток, Штаты. При этом мы позиционируем себя как компания, которая имеет украинские корни и украинский акционерный капитал. Кризис не стал причиной экспансии, но ускорил ее — мы еще активней стали развивать наши отношения с зарубежными партнерами.

Платящая аудитория в сети растет, даже не взирая на кризис. По нашему сегменту мы не ощутили значительных потерь. Единственное — заметили некоторое охлаждение к российским сервисам со стороны пользователей. Иностранные клиенты формируют прирост к основным продажам компании в Украине, поэтому в данном случае речь о компенсации не идет, скорее о статье доходов.

Денис Логвиненко, CEO Prodigi Russia

Мы решили выйти на новые рынки, чтобы стать СНГ-агентством с обслуживанием «русскоязычного интернета». Для этого мы открыли офисы в Москве и Алматы. В Москве находятся центральные офисы мультинациональных компаний, что позволяет нам предлагать кампании на несколько рынков одновременно, а офис в Алматы позволяет охватить регионы центральной Азии. Каждый рынок привлекателен по-своему. В Казахстане, например, очень развит мобильный интернет, и давно присутствует 3G и 4G, поэтому, в отличие от Украины, есть возможность делать больше мобильных проектов.

Диверсификация рисков также важна: учитывая, что центральный офис агентства и основная команда находятся в Киеве, курсовая разница положительно влияет на наш кешфлоу. Что касается доходов на внутреннем рынке, то в гривневом эквиваленте они остались на уровне прошлого года. Рост мы видим, в основном, за счет внешней экспансии.

Андрей Мима, директор по развитию ЛУН.ua

В целом, кризис никак не отразился на компании, мы продолжаем расти. В украинском поисковике «ЛУН» уменьшился спрос на вторичку, увеличился на новостройки. Каждый скачок курса доллара приводил к тому, что цены застройщиков в гривне становились все более привлекательными. Были моменты, когда квартиру в Киеве можно было купить за эквивалент $15-20 тыс, а в пригороде за $10 тыс. Также на рост спроса повлиял отток депозитов из банков вследствие недоверия. В результате, наш каталог новостроек стал пользоваться еще большей популярностью. Раздел посуточной аренды Day.lun.ua вырос, так как растет внутренний туризм. Проект «Соседи» тоже растет, но не очень понятно, это органический рост или рост доли совместного съема жилья.

Еще в конце 2013 года, как начинался Майдан, мы решили хоть как-то диверсифицировать страновые риски и спешно начали делать проект «Жираф» для Москвы. Выбор был очень простой — там тоже русский язык, аудитория больше раза в три, цены тоже раза в три выше, соответственно объем рынка недвижимости больше на порядок. За три месяца, в начале 2014, мы запустили проект, сейчас ему уже больше года. Кризис в России не заметили на себе — в Москве денег по-прежнему много.

Это был наш «план В», но в связи со всеми событиями понадобился план С. Начали писать с нуля движок, который бы слабо зависел от языка. Написали и запустили для пробы на Польше. Польшу выбрали наугад. Сыграла географическая близость, более-менее понятный язык, на котором глазами можно смотреть на сайт и понимать, что написано. Пока проект еще очень сырой, на нем мы обкатываем технологию. Ожиданий пока никаких, хотим разобраться в новом для нас деле — выходе на западный рынок.

Вадим Роговский, основатель и СЕО Clickky

Мы изначально работали на внешних рынках, поэтому кризис на нас никак не повлиял. Только этой весной мы начинаем продажи на территории Украины — появление 3G будет способствовать быстрому росту рынка мобильной рекламы в стране. До этого аудитория мобильного интернета очень медленно росла и клиенты не сильно интересовались данным каналом продвижения.

За последние полтора года мы начали работать с рекламодателями из Китая, Южной Кореи, Индии. Также укрепили свои позиции в Западной Европе и России. Первые три страны нам очень понравились своей скоростью роста аудитории смартфонов и мобильного интернета в совокупности с общим количеством населения. Рынок Западной Европы — самый зрелый после американского, поэтому логично было туда пойти, закрепившись на рынке России, с которого мы начинали.

Антон Рублевский, основатель и СЕО Autoportal.com

У бизнеса всегда одна цель — деньги. Ну по крайней мере, у моих бизнесов. Это помогает не только диверсифицировать, но и в целом «играть» на рынках, где денег намного больше. А где больше денег, там больше возможностей их заработать. Рынок Индии в десятки, сотни раз больше нашего, у него огромный потенциал, и мы видим там большое будущее, поэтому инвестируем в новые проекты именно там. В Индии у нас запущены Autoportal.com, Bikeportal.in. Также на стадии запуска платформа Contentmart.in.

На данном этапе для нас новые рынки — это инвестиции, рассчитанные на длительный период. Мы там точно будем зарабатывать, и точно намного больше. Но не сию минуту. Относительно недавно запустили Technoportal.ru на российский рынок. Он большой, а главное, простой для масштабирования — все можно делать из Украины.

Иван Шестаков, директор по маркетингу MEGOGO.net

Объем рекламного рынка в валютном эквиваленте существенно уменьшился. Рынок просел. Поэтому мы начали намного активнее развивать другие способы монетизации, к примеру, ввели Megogo ТВ. Что касается новых рынков, мы пристально изучаем и тестируем их, иногда запускаем отдельный сервис в других странах. Например, в конце прошлого запустили в Чехии Megogo.cz на чешском языке. Также готовим тесты еще в нескольких странах Европы и изучаем Азию, но не столько для диверсификации, сколько для масштабирования.

Наиболее ценное для нас в других странах — уже сформировавшаяся привычка покупать контент в интернете. В случае ухудшения ситуации на основных рынках, мы сможем быстро среагировать и начать масштабную экспансию там, где платят в валюте. Но в основном наш сервис ориентирован на туристов и выходцев из стран СНГ, проживающих в других странах, поэтому наш интерес зависит от численности диаспоры. Самые крупные — это Германия, Израиль, США, Италия, Португалия, Испания, страны Латинской Америки и Восточная Европа. Однако в общей структуре доходов Megogo эти рынки не могут иметь критическое значение по сравнению с основными территориями.

Оставить комментарий

Комментарии | 1

Поиск