Как любимая игра стала работой мечты: Наталья Дмитриевская — о EVE Online и переезде в Исландию

9643
13

Девушек-геймеров в онлайн-играх пока что вопиюще мало. В популярнейшей космической вселенной EVE Online, которую сами же фанаты за зубодробительный уровень хардкора прозвали «экселем в космосе», их наберется едва ли 5% (часто они прячутся за “мужскими” аватарами). Одна из них — киевлянка Наталья Дмитриевская, которая за пару лет добилась очень многого. Сначала она с нуля сделала карьеру в самой игре — ей доводилось командовать флотами из 200 и более игроков. А затем, благодаря собственной целеустремленности, попала на работу в компанию, которая создает мир EVE — исландскую CCP Games.

nd10Получив предложение о работе, Наталья не раздумывая переехала в Рейкьявик, где живет и работает по сей день на позиции community developer.

Она рассказала AIN.UA о любимых играх, о вселенной EVE, а также — о тонкостях устройства на работу в Исландии и об особенностях работы в неформальном геймдеве.

Какими играми увлекалась и увлекаешься?

До EVE много лет играла в World of Warcraft, Starcraft на английских серверах. Но, на самом деле, все начиналось еще с детства, с приставок, которые были «одна штука на весь дом».

А IT-тематикой не увлекалась?

В моей компании всегда интересовались играми, компьютерами, так что грех было с этим не связаться. Мой первый опыт работы был связан с IT напрямую. Если помнишь, раньше было множество мелких компаний, которые по вызову ездили настраивать «винду», заправлять принтеры и т.д. Пыталась открывать несколько подобных бизнесов (самый крупный, наверное, «Сети.ком»), нашим самым заметным клиентом была «Трапезная» на Подоле, делали для них IT-инфраструктуру. Позднее мы с другом по вузу начали подобный проект, но в какой-то момент я поняла, что это не мое.

На Guardian рассказали красивую историю о том, как ты заинтересовалась «Евой». Будто в 2008 году на файер-шоу, во время подготовки выступления на тему «Ворона» По ты услышала саундтрек из игры и прониклась…

Примерно так и получилось, хотя они немного приукрасили. У меня тогда был молодой человек, который занимался огненным шоу и играл в «Еву». Он меня позвал позаниматься с командой: для выступления нужна была массовка, держащая факелы на фоне. Это была одна из моих ролей.

nd9Мы репетировали под нарезку, и действительно, во время моего выхода играл кусок из саундтрека «Евы», и я спросила, откуда музыка.

И ты начала играть в EVE?

Не совсем так, в «Еву» я пробовала играть и раньше, да и среди друзей было много тех, кто играл. Мой первый персонаж в EVE — 2006-го «года рождения». Но тогда игра как-то не пошла, ведь раньше в «Еве» не было русскоязычного клиента (а с английским у меня тогда все было плохо). Т.е. заходишь в игру, тебя сразу выбрасывает в корабле в открытый космос, ты проходишь суперкороткий туториал — и все. Лети куда хочешь. Естественно, на первых вылетах меня сразу же «разбирали».

В 2008 году попробовала играть заново. Первые попытки были связаны с майнингом (добыча ценных ископаемых в игровом мире — ред.), признанным игроками самым унылым занятием в игре. К тому же, сначала я летала соло в хай-секе на фрегате (т.е. играла одна, в секторе с высоким уровнем безопасности на корабле класса «фрегат» — ред.), а это было уныние в кубе.

Сначала все было плохо и непонятно, и общаться было не с кем. Моя игра полгода фактически заключалась в том, чтобы изучать форум и гайды. Полноценно начала играть уже ближе к 2009 году, начались фракционные войны, полеты в лоу-секи, нули (вся вселенная «Евы» разделена на секторы по уровню безопасности — от хай-секов до лоу-секов, нулей и вармхоллов — секторов с низкой или отсутствующей защитой, раздольем для пиратов — ред.)

Где-то через пару лет попала в один из крупнейших русскоязычных альянсов Legion of Death, вместе с другими дружественными альянсами нас было более 10 000 персонажей, мы контролировали несколько регионов в нулях. Заодно, общаясь с людьми из англоязычных корпораций, читая гайды, подтянула английский до хорошего уровня.

А чем именно зацепила «Ева»? Возможно, интересуешься астрономией или космическими исследованиями?

Да. Люблю и почитать, и фильмы посмотреть о космосе, сейчас уже есть знакомые из NASA, из Европейского космического агентства. Как-то раз, уже когда я работала в CCP, в Париже во время слета игроков в честь запуска французской локализации познакомились с настоящим астронавтом из ESA Майклом Тонини, который несколько раз бывал на МКС. Научили его летать на кораблях в EVE, он еще шутил что, мол, это сложнее, чем на настоящих:)

nd5

Настоящий астронавт Майкл Тонини смотрит на EVE с одобрением

«Ева» привлекла еще и своим довольно специфическим сообществом. Если зайти в чат в «Доте», там сразу начинается про «да я твою маму…». В «Еве» такого нет или почти нет. Общение идет на совершенно другие темы. Недавно, к примеру, обсуждали трансверсали (понятие из теории множеств — ред.), кстати и выяснили, что у нас в корпорации есть профессор математики; часто обсуждаем какие-то прорывы в space science, открытия, снимки из космоса… Это объясняется и тем, что большинство наших игроков — люди в возрасте от 28 до 35 лет, т.е. значительно взрослее, чем в большинстве MOBA-игр.

Как появилась идея работать в CCP?

Я пробовала подаваться не только в CCP, высылала резюме и в Blizzard, и в .IOt, и в другие геймдев-компании. Наверное, со стороны большой ошибкой покажется, что ради ССP отказалась от собеседования в Google, но я ни о чем не жалею, хоть и понимаю, что миллионером со свой зарплатой не стану (зарплаты в CCP стартуют от 3000-3500 евро в месяц).

Прежде чем пытаться устроиться, я как игрок несколько лет занималась волонтерством, так что со временем у меня появились в CCP друзья. Они часто рассказывали, как классно работать в компании, так что в общей сложности я высылала туда резюме раз десять. Поначалу просто подавалась на все вакансии подряд, которые хотя бы казались интересными. Конечно, мне отказывали, ведь никакого опыта работы в гейм-индустрии у меня не было. Последний раз собеседовалась на гейм-дизайнера, ответили, что не подхожу, но переслали резюме в другой отдел и в итоге взяли на работу.

Насколько знаю, собеседования в «Еве» часто похлеще собеседования на серьезную работу. Расскажешь о своем опыте?

Часто так и есть — найти работу проще, чем попасть в крутую корпорацию. Но меня особо не собеседовали: во-первых, потому что уже был хороший игровой опыт и показатели, во-вторых, потому что «девушка в «Еве» — надо брать». Я и сама занималась рекрутингом, в течение года у меня была своя тренировочная корпорация, где обучали новичков, за год оттуда выпускалось около 100 человек. Каких-то жестоких инцидентов, чтобы мы взяли ненадежных игроков или шпионов, не было.

eve_recruting

Сколько этапов собеседования в CCP перед приемом на работу? Было сложно?

Сначала мы общались в чате, потом я сделала несколько тестов — от знания английского до нюансов игровой механики. Потом пообщались в «скайпе». Было довольно много каверзных вопросов по самой игре, предлагали отвечать на заявки «сумасшедших» игроков. Были и представители HR с навыком выводить из себя. Но насколько понимаю, это делается специально, потому что позиция гейм-мастера — довольно стрессовая.

nd6

Селфи с марсоходом из Jet Propulsion Lab, NASA

Интересный нюанс: при приеме на работу проверяют все твои игровые аккаунты. У меня была сложная ситуация с аккаунтами: как раз, когда проходила собеседование, мне их все заблокировали по подозрению в RMT (Real Money Trade, продажа учетных записей и валюты за реальные деньги — ред.). Но все разрешилось. Когда мне прислали оффер, то сразу предложили и переехать.

Сложно ли было решиться уехать из Киева в Рейкьявик? Как отнеслись к решению родные?

Родные были против. Но на принятие решения у меня ушло секунд десять — открыла письмо, несколько раз перечитала и решила лететь. До этого много путешествовала, много читала об Исландии, ее культуре и климате, мне эта страна всегда очень нравилась.

Помогала ли компания с переездом, как искала жилье, оформляла документы?

Все документы оформили за меня, оплатили стоимость обновления загранпаспорта, и даже доставку документов DHL. Чтобы жить и работать в Исландии, нужно два типа разрешений — желтая форма и красная форма. Первая на жилье, вторая — на работу. В моем случае все было легко, потому что CCP здесь очень известная компания. Но знакомые, переезжавшие самостоятельно, достаточно намучились. Если на жилье разрешение еще можно получить, то на работу — очень сложно, особенно если нет оффера, и приезжаешь без знания языка, искать работу на месте.

С жильем в Рейкьявике непросто. Зависит от того, где снимаешь квартиру. Около центра однушка на 70 квадратных метров обойдется в 1000-1200 евро (без счетов). Счета же здесь относительно дешевые: вода и свет около 50 евро в месяц, интернет около 100-150 (если оптоволокно прямо в квартиру тянуть).

Но компания сняла мне квартиру на месяц, чтобы я могла подыскать себе жилье, причем за меня оплатили все счета. Более того, уже на второй день после перелета, когда пришла на работу, мне дали денег, чтобы можно было продержаться до первой зарплаты.

Можешь коротко рассказать о расходах: сервисе, еде, транспорте, медицине?

По-моему, Исландия — одна из самых дорогих стран Северной Европы. Только еда на двоих человек и трех котов (как в моем случае) — это 500-600 евро в месяц. Зато здесь все безумно свежее: рыба, овощи, и даже когда по всей стране забастовки и медиа в панике кричат о том, что в магазинах нет еды, продукты на самом деле везде есть, правда, дорогие.

nd12

Предновогодний чек из супермаркета в Рейкьявике. Цены — в кронах, но можно составить примерное впечатление о стоимости еды и других товаров

Медицинская страховка здесь государственная. Ты обязан быть застрахован еще до того, как сойдешь с борта самолета, иначе в страну тебя не пустят. Чтобы получить нетуристическую страховку, нужно шесть месяцев поработать в стране и платить налоги. Но при этом в Исландии, чем сильнее ты болен, тем меньше ты платишь. Есть лимит в 40 000 крон (270 евро) в год, если ты эту сумму по счетам превысил, ничего не платишь больше за лечение. Если сильно не болеть, достичь этой суммы малореально: на средний поход к доктору даже со скорой уходит 1500-2000 крон.

nd8Если говорить о транспорте, я — любитель метро, но в Рейкьявике метро нет (что логично, потому что это вулканический ледник посреди океана). Но с другой стороны, я уже через две недели после переезда купила машину. Subaru 2003 года обошлась в 2000 евро. Если машина ломается, запчасти приходится ждать месяцами. Автосервис — безумно дорогой. С другой стороны, налоги на дороги, сумасшедшие налоги с зарплаты (35-40% отдаешь государству) но ты получаешь кучу преимуществ. Например, в центре Рейкьявика дорога с подогревом. Везде есть дорожки для велосипедистов, здесь велосипеды вообще очень популярны.

Живу от работы в 800 метрах, но езжу на машине, это уже вопрос климата. Исландский климат многие просто не выдерживают. Зимой почти весь день темно, это сильно влияет на настроение, появляется куча депрессивных людей вокруг. А летом наоборот — три часа ночи и спать вообще невозможно. Проблема решается хорошими плотными занавесками. 17-18 градусов летом — это почти сумасшедшая жара, зато зимой теплее, чем в Киеве, максимальная минусовая температура в городе — около -5 градусов. Самая большая проблема Исландии — ветер (средний около 10 м\с, в шторм за городом в горах до 60 м/с — сносит все, машины, крыши).

nd7

Лава встречается с одной из самых длинных рек Исландии — Йекюльсау

Важный момент — здесь очень хорошие спасатели. Я как-то в отпуске решила сняться в одном исландском сериале, съемки шли за городом в горах. И так получилось, что нас в автобусе накрыл шторм, выехать мы не могли, было страшно даже двери открывать. Спасатели приехали в течение получаса и вывезли всех нас на двух суперджипах. Ребята рассказывали, что приходилось застревать даже посреди ледника, и все равно в течение часа приедут и спасут.

Исландский получилось выучить?

Знаю пять языков, и иногда мне кажется, что исландский в голову уже просто не поместится:). Хотя в компании и проводятся бесплатные курсы для сотрудников. Из них у меня в памяти осталось только несколько слов. Забавно, что по-исландски «спасибо» звучит как украинское “так”, до сих пор немного сбивает с толку.

Расскажи о работе в компании.

Как бы странно это ни звучало, но у меня сложилось впечатление, что это не корпорация, а а скорее семья, где все друг друга знают и помогают.

nd13

Рабочее место Натальи — в CCP оборудование на запросы сотрудника выдают почти без ограничений

У нас свободный график. То есть, ты полностью можешь выбирать, когда приходить на работу. У разных людей разное количество часов в контракте, в основном это — 35-40 часов, но есть так называемые core hours (когда нужно обязательно быть в офисе). Для меня это с 10:00 до 16:00, то есть, я могу работать с 8:00 до 16:00 или с 10:00 до 18:00. Хотя бывает и такое, что приходится работать в три часа ночи, когда серверы падают, благо дают выходные за подобный овертайм и оплачивают телефонные счета. Общий подход к оценке твоей эффективности: главное, чтобы работа была сделана.

Если когда-то видели «гугловский» офис или «фейсбучный» — у нас довольно похоже. Комнаты для отдыха, бильярд, гитарные установки, пуфики, игровые автоматы. Выезжаем все вместе пострелять в пейнтбол, ходим в кино, на прошлой неделе, например, сходили на «Безумного Макса» всем офисом. В общем — нас стараются держать мотивированными и веселыми, есть даже отдел — fun division, который занимается развлечениями для сотрудников.

n14

Комната для отдыха сотрудников

Важно, что ССP, как и Google, 20% времени разрешает тратить на сторонние проекты, в том числе — на обучение. Сейчас стараюсь получить второе образование, более полезное в моей профессии, чем «клиническая психология». Заочно учусь в британском The Open University по специальности Computing & IT and Business, причем бОльшую часть обучения оплачивает компания.

То, что ты сейчас работаешь в геймдеве, не влияет на увлечение самой игрой? Ведь она из хобби стала работой.

Скажем так, я сейчас играю в совершенно другом стиле. Т.е. — отчасти да. Но нам не запрещают играть, просто появляются некоторые ограничения. Если раньше я светилась на всех форумах, многие меня знали, сейчас никто не знает даже, какими персонажами я играю (кстати, в пике моей игровой деятельности у меня было 27 учетных записей, сейчас — десять). Я не могу больше занимать высокие посты в крупных альянсах, чтобы не было конфликта интересов.

nd11

Оригинальность ССP проявляется по-разному. В мае прошлого года компания установила 5-метровый монумент, где собраны ники всех (!) игроков по состоянию на 1 марта 2014 года. Когда один из игроков пытался стереть ник другого, его забанили в игре навсегда. Есть онлайн-сервис по поиску своего ника на монументе

Еще интересный нюанс: когда устраиваешься на работу в CCP, все твои учетные записи закрываются. Предлагают различные виды компенсации. Больше всего жалею, что больше не смогу водить большие флоты в нулях, несколько раз командовала флотом из 200-300 кораблей…

А расскажи немного, как удавалось руководить таким количеством народа? Были какие-то стрессовые ситуации, ну, к примеру, игрок посылает к черту флиткома и с криком «Лерой Дженкинс!» кидается на врага:)?

Приходилось «красноглазить» сутками. Один из боев я нон-стоп сидела в онлайне, по-моему, 22 часа подряд, контролировала восемь персонажей в разных звездных системах, общалась и отдавала команды в двух тимспиках, было очень сложно, но в этом была вся прелесть и challenge.

В командных боях главное, чтобы люди были хорошо подготовлены и при этом не были идиотами. Каждый пилот может стать командиром, если понимает расстановку сил на поле боя и просчитывает ситуацию. У многих есть такой опыт, но в силу личных страхов не все хотят брать ответственность за проигрыш. Флиткому (командиру флота — ред.) нужно заранее спланировать флот, подобрать корабли по типу урона, защиты, продумать дистанцию, иногда к бою готовишься за сутки.

Конечно, стрессовые моменты тоже бывали. У нас внутри CCP есть корпорации, иногда играем между собой, т.е. сидит в двух метрах от тебя софлитовец и при этом кричит тебе в чат, что, мол, ты несешь чушь, и ливает майнить.

Конечно, сейчас очень не хватает тех самых тысячных pvp-сражений. Сейчас если вечером соберемся впятером, полетать по лоу-секам, поохотиться за кем-то криворуким — уже счастье.

Помню самый масштабный бой, в котором участвовала — в общей сложности 3000 кораблей, потеряли в бою несколько титанов (самый крупный класс кораблей в игре, достаточно дорого стоят, выстрелом могут уничтожить планету — ред.). Хотя, конечно, эти бои на экране выглядят далеко не так эпично, как в трейлерах.

Типичный эпичный трейлер EVE — ред.

Не жалеешь о переезде, не думаешь вернуться?

Нет. Люди здесь в общем добрее, в обществе нет жестокости. Можно выйти прогуляться за полночь в коротких шортах — это полностью безопасно. Хоть и холодно:). В Украине этого не хватало. Если за чем-то и скучаю, так это за украинской природой. Но в ближайшее время вряд ли вернусь, хотя, возможно, и перееду из Исландии в другую страну.

Оставить комментарий

Комментарии | 13

Поиск