Как украинцы участвовали в создании крупнейшей в мире фриланс-платформы — интервью с Ярославом Зарембой

6100
2

Все чаще выясняется, что успешные западные IT-компании изначально создавались силами украинских программистов. Так крупнейшая в мире фриланс-платформа Upwork начиналась с небольшой команды разработчиков, бОльшая часть которой состояла именно из украинских ребят. А формировал эту команду в начале 2000-х киевлянин Ярослав Заремба, который попал в oDesk (компания была переименована в Upwork в мае этого года) прямо с университетской скамьи. Он отказался от переезда в Калифорнию ради возможности развиваться в родной стране, и сегодня управляет киевским офисом разработки пользовательского функционала для фрилансеров. О том, как фриланс стал работой всей его жизни и почему «удаленка» не для всех, Ярослав рассказал в интервью AIN.UA.

Первый в PHP

Еще будучи студентом, я работал на канале М1 — писал им сайт. Плюс у меня было хобби — небольшой интернет-магазин. В oDesk (и фриланс) я попал в 2004 году, когда писал диплом магистра. С тех пор работу я больше не менял.

На то время сайта как такового у oDesk не было — это был онлайн-буклетик с трекером, который ведет учет времени, потраченного на выполнение заказа. Основатели искали фрилансеров вручную, очевидно, пролистывали сайты вакансий вроде Work.ua и PHP.ru, где были разделы с резюме. Сами находили людей, сами их интервьюировали и добавляли к себе в систему. Так они и меня нашли, хотя до сих пор не признались, где именно.

Первых фрилансеров они направляли в компании, с которыми сами дружили или сотрудничали. Мне поручили заказ американского фонда, который занимался помощью больным детям в странах третьего мира — я писал для них софт по учету лекарств. Менеджером проекта был один из основателей oDesk, потому что в фонде своих IT-менеджеров не было. Под его началом я поработал на этот фонд месяца три, а когда проект был завершен, он предложил мне войти в команду разработчиков oDesk. Так я стал одним из первых сотрудников компании, создателей первой версии маркетплейса и самым первым в компании PHP-программистом.

Большая ответственность

Мы начали делать сайт, прописывать функционал — регистрацию, профили, статистику… А в 2006 году у стартапа появился инвестор и, соответственно, серьезные деньги. Мы стали очень динамично развивать платформу, появились очень амбициозные цели, и нам резко понадобилось увеличить штат более чем в два раза.

До объединения с Elance и переезда в бОльший офис, конференц-румы назывались по названиям городов, из которых работали удаленно фрилансеры над самой платформой. "KIEV" всегда было приятно видеть

До объединения с Elance и переезда в больший офис, конференц-румы назывались по названиям городов, из которых работали удаленно фрилансеры над самой платформой. «KIEV» всегда было приятно видеть

Передо мной встал выбор — уехать в США или остаться в Украине. Инвесторы хотели, чтобы все сотрудники находились в Калифорнии — там, где у них центральный офис. Но один из основателей Стратис Караманлакис, который живет в Греции, напомнил, что мы создаем фриланс-платформу, суть которой — возможность работать удаленно. Грош нам цена, если мы сами не научимся это делать. Поэтому было решено, что в США останется менеджерский состав, а штат разработчиков будет преимущественно удаленный.

Я решил остаться в Украине и попробовать построить здесь полноценную ENGINEering-команду для oDesk. Уезжать наемным работником на маленькую зарплату PHP-девелопера я не видел смысла, зато в Киеве передо мной открывался небольшой горизонт перспектив — неплохой шанс для 24-летнего программиста. Я начал искать сотрудников — поначалу в Киеве, а потом и по всей Украине.

Первые несколько лет я работал только с основателями и с их легкой руки стал Yaro для всей компании)

Первые несколько лет я работал только с основателями и с их легкой руки стал Yaro для всей компании. У греков принято сокращать имена…

Сперва было сложно, потому что на то время удаленную работу в Украине всерьез не воспринимали — это сейчас люди с удовольствием работают из дома, а тогда фриланс был в диковинку. Через меня, в общей сложности, прошло более 40 человек, многие из которых до сих работают теперь уже над платформой Upwork. Часто претендентам приходилось объяснять, что значит работать удаленно, еще и в стартапе, а не привычной аутсорсинговой компании. Но дело пошло.

Сегодня в Upwork — более 80 программистов из Украины. Это примерно 25% всего девелоперского штата компании. Грубо говоря, первую версию платформы писали украинцы.

Зарплатные неожиданности

Если не учитывать М1, работа в oDesk стала моей первой и пока последней. Несколько раз я подумывал уйти, но когда заикался об этом основателям, мне делали новый оффер, от которого я просто не мог отказаться. Дело в том, что когда я начинал работать в oDesk, зарплата в $400 считалась хорошей для программиста, но потом настали времена, когда цифры начали быстро ползти вверх, и чуть ли не каждые полгода удваиваться. Инвесторам oDesk было непонятно, как это зарплаты могут увеличиваться более чем на 10% в год? И тогда мне приходилось долго объяснять им ситуацию с зарплатами программистов в Украине.

В общем, с основателями я всегда мог договориться. Поскольку я был одним из первых сотрудников, я состою с ними в довольно близких отношениях — несколько раз ездил в гости. Мы вместе прошли через разные ситуации, и это нас сплотило.

Расскажу показательный случай. В 2005 году один украинский фрилансер, который выполнял на oDesk заказ для крупной юридической компании, внезапно пропал. Два месяца он кормил их завтраками, а тут ни слуху ни духу, и продукта нормального нет. Заказчики «наехали» на основателей oDesk, и те попросили меня найти исчезнувшего программиста. Дали мне его адрес в Киеве, на который перечисляли ему деньги, и я поехал его искать. Нашел. Как оказалось, он просто ушел в творческий астрал. Бывают такие люди.

Удаленка — не для всех

Поначалу мне нравилось работать дома, но потом становилось все труднее и труднее. С людьми ты общаешься только онлайн — текстом или голосом, а хочется живого общения, да просто банально выйти прогуляться. Сам рабочий процесс тоже было сложно контролировать, в особенности, когда количество человек под моим руководством перевалило за 10 — я стал зашиваться. Тогда один из основателей Стратис Караманлакис познакомил меня с системой Getting Things Done. Суть в том, чтобы все задачи, на выполнение которых нужно менее пяти минут, делать немедленно, а более затратные — по приоритетности. Эта система очень помогла мне.

Ярослав с вице-президентом по развитию Upwork Чатилем Олсеном отвечают на вопрос журналиста на пресс-конференции по случаю официального запуска компании в Укарине

Ярослав с вице-президентом по развитию Upwork Четилем Олсеном отвечают на вопрос журналиста на пресс-конференции по случаю официального запуска компании в Украине

Так прошло три года, но в итоге мы все-таки сняли офис, чтобы банально куда-то ездить. У меня двое маленьких детей, и работать из дома стало невозможно. Сейчас в нашем офисе мужской коллектив — я и еще семеро программистов из моей команды. Новый региональный менеджер Катерина Божкова пока работает отдельно, но в будущем мы подумываем объединить офисы в единое пространство в Киеве.

О ситуации в стране и тенденции «пора валить»

Очень многие из наших бывших программистов, которых я тут в Украине находил, поуезжали на Запад. С хорошим уровнем знания английского и опытом работы в oDesk выехать в Штаты и найти там работу — не проблема. Откровенно говоря, в 2012 году я и сам был близок к тому, чтобы паковать чемоданы, но события 2014о года добавили, как ни странно, оптимизма и я решил остаться.

Рядом с Ярославом один из топовых фрилансеров на Upwork Станислав Новачевский

Рядом с Ярославом — один из топовых фрилансеров на Upwork Станислав Новачевский

Сегодня на будущее Украины я смотрю довольно оптимистично. Власти вроде бы начали прислушиваться к людям и бизнесу, и руководство Upwork намерено вести с ними диалог на тему изменений в законодательстве, которые упростят приход иностранного капитала в страну (об этом ранее заявил вице-президент по развитию Upwork Четиль Олсен на пресс-конференции по случаю официального запуска в Украине — ред.). Да и мои коллеги из Киева не сильно стремятся уехать.

Оставить комментарий

Комментарии | 2

  • так вот почему Апворк из всего СНГ открылся сначала в Украине!

  • Как деликатно Яро умолчал о том, что одновременно с Киевским офисом появился и офис в Житомире, который по размерам где-то такой же.
    А Стратиска до сих пор на офф. сайте умалчивает, что вся разработка и тестирование делается в Украине))
    И пока мы практиковал QA/SDET, львиная доля Украинских ИТ компаний не знала что это такое)

Поиск