Использование кассовых аппаратов отменили, но не для всех

21091
12

Протесты интернет-магазинов и частных предпринимателей против использования РРО (кассовых аппаратов или фискальных регистраторов) возымели свое действие. Несмотря на требования МВФ, правительство и Верховная Рада пошли на уступки предпринимателям и приняли изменения в «Закон о и применении РРО» и Налоговый кодекс (соответствующий закон был принят 1 июля 2015 года и вступил в силу в день публикации — 23 июля 2015 года).

Основная «уступка» предпринимателям — это освобождение от использования кассовых аппаратов для действительно маленького бизнеса. ФЛП (ФОП) — плательщики единого налога 2 и 3 групп, вне зависимости от сфер деятельности, могут не использовать РРО, пока их оборот не достигнет 1 млн грн в год (в среднем это около 4 000 грн продаж в рабочий день). Как только планка в 1 млн грн пройдена – РРО становится обязательным для них с первого же дня следующего квартала.

shutterstock_260564102

Предвидя стремление многих предпринимателей занизить свои официальные обороты до 1 млн грн и таким образом уйти от применения кассовых аппаратов, правительство пообещало: с 1 сентября 2015 года начнет действовать порядок контроля достоверности информации о доходах физлиц – предпринимателей 2 и 3 группы единого налога. И внесло соответствующие распоряжения прямо в закон.

Основные изменения в Законе про РРО и Налоговом кодексе:

  1. Интернет-магазины, курьерские службы, сервисы по переводу денег и другие предприятия сферы услуг, которые не являются плательщиками единого налога (и ФОП с оборотом более 1 млн грн) – должны использовать РРО уже с 1 июля 2015 года.
  2.  
    Но и здесь есть послабления: учитывая очереди на приобретение популярных моделей кассовых аппаратов у производителей, налоговая пообещала не применять санкции к тем, кто до 1 августа 2015 года заключит договор на поставку любого РРО, входящего в госреестр РРО, и до 1 января 2016 года введет его в эксплуатацию.

    Это значит, что у предпринимателей появилась хорошая возможность сэкономить. К примеру, популярная модель кассового аппарата Datecs MP-01 стоит 4399 грн, но очередь на поставку составляет около месяца. Законодательные послабления дают возможность заключить договор о поставке до 1 августа и подождать поставки, купив аппарат за выгодную цену.

  3. Упразднение требований по товарному учету для «единщиков». С 1 июля 2015 года от физлиц-предпринимателей требовалось вести товарный учет и показывать источник происхождения товара (во избежание продажи контрабанды, неофициального товара и пр.). Теперь это требование не будет распространяться на «единщиков», которые не являются плательщиками НДС.
  4. Прием наличных для дальнейшей передачи — внесен в определение расчетной операции. Т.е. статус передачи денег курьером, почтовой службой и пр. окончательно закреплен и требует использования РРО.
  5. Кассовый аппарат (РРО) теперь можно не только приобрести, но и взять в аренду, лизинг. ГФС при регистрации кассового аппарата потребует доказать право собственности или пользования (предоставить договор аренды, товарную накладную и т.д.)
  6. Для терминалов пополнения счета и других аппаратов самообслуживания – требование выдачи фискального чека отсрочено до 1.01.2016 года. Для терминалов, которые могут только выдавать деньги, РРО не потребуется.

Некоторые упрощения введены и для эксплуатации РРО:

  • Возможность не использовать РРО из-за поломки, отсутствия электричества и пр., с ведением учета в кассовых книгах – продлена до семи рабочих дней. Но о поломке нужно сообщить в ЦСО – в течение одного рабочего дня, и в органы ГФС – в течение двух рабочих дней.
  • Дневные отчеты о проведенных операциях по-прежнему нужно создавать, но уже не нужно хранить в книгах учета расчетных операций.
  • Сами регистраторы РО раньше можно было использовать только в течение семи лет с ввода в эксплуатацию. Теперь использовать РРО можно будет до окончания срока его работы, пока производитель способен поддерживать запас запчастей для его ремонта и обслуживания.
  • Снижены штрафы за нарушение кассовой дисциплины: Раньше за первое нарушение действовал штраф в 1 грн, за второе – 100% стоимости товаров, проданных с нарушением, за следующие – штраф составлял пятикратную стоимость неправильно проданных товаров. Теперь максимальный штраф ограничен 100% стоимости проданных с нарушениями товаров.

В списке нарушений — проведение через РРО неполной стоимости товара или услуги, невыдача покупателю фискального чека, использование РРО в нефискальном режиме, несоответствие реальных остатков денег в кассе отчетности с РРО и пр. Но нужно понимать, что «второе нарушение» можно обнаружить сразу же вслед за первым. Потому проверок лучше не дожидаться.

Словом, реально маленький бизнес и интернет-магазины со средним оборотом до 4 000 грн в день могут продолжать работать по-прежнему, а те, чей оборот выше 1 млн в год, получили некую отсрочку на введение РРО (пока не достигнут этого оборота с начала календарного года).

Но нужно быть готовым к тому, что взамен «послаблений» государство намерено жестко контролировать честность предпринимателей и обнаруживать тех, кто «маскирует» крупный бизнес под видом мелкого. И если ваш оборот выходит за рамки 1 млн грн, то лучше не ждать неприятностей и использовать РРО по закону – это не так дорого и сложно, как принято считать, и дает бизнесу новые возможности внутреннего учета, о которых не все знают.

Консультации по использованию РРО можно получить на консультационной линии SystemGroup.

Оставить комментарий

Комментарии | 12

  • А что там с экспортом услуг? Если только по договорам и через счет рассчеты и за лимит вылетают?

    • В законодательных изменениях по РРО конкретно тема экспорта услуг никак не «задета». Это регулируется другими законодательными актами

    • Но если у вас нет наличных рассчетов (тем более за рубеж), и вы работаете по безналичным оплатам, с выставлением счета и получением оплат на рассчетный счет, то РРО вам и не нужен. РРО применяется при принятии наличных платежей и оплате платежными картами, поскольку оплата такой картой не имеет реквизитов безналичной оплаты, при которой есть счет, назначение платежа и пр.

  • Правительство пообещало бизнесу кучу проверок — афигеть «послабления»

    • Правительство освободило действительно малый бизнес от использования РРО. Но не намерено закрывать глаза на то, что крупный бизнес «прячется» за льготами малого бизнеса. И это логично.

      • Вы сами себе противоречите. А как налоговая определит, где малый бизнес, а где большой, если большой маскируется (по обороту и налогам с него) под малый?:) Конечно же — проверять всех подряд:)

        • Методика проверки — дело налоговой. Потому и поставлено в планы до 1 сентября разработать методику такого контроля, что не обязательно означает проверки. Есть масса других способов: к примеру, вы же без проверок догадываетесь, в каких интернет-магазинах оборот явно выше 4 тыс. грн в день?
          Осталось проверить факт выдачи фискального чека при покупке.

          • Я догадываюсь, но в налоговой работаю не я, а малоумные, компьютерно неграмотные люди. Или вы про какую-то другую не украинскую налоговую говорите)

  • Уточним еще раз: Требование применять РРО касается не столько предприятий, сколько процессов. Есть прием наличных оплат — нужен РРО для того, чтобы контролировать движение денег. Нет наличных оплат — РРО не применяется. Безналичные платежи отражаются в бухгалтерской отчетности.

  • Давайте вернемся к логике реформы: в стране много оплат наличными, которые легко «спрятать» и не платить с них налоги. Государству налоги нужны — поскольку а) это требование МВФ б) без поступлений в бюджет не будет возможности развивать страну, возвращать займы и пр (в т.ч. поэтому МВФ и требует усиления контроля) в) в интересах развития малого бизнеса существуют понятия единого налога, упрощенного учета и пр. г) в реальности за льготами малого бизнеса в нашей стране часто «прячется» крупный бизнес — массово интернет-магазины и пр. д) если Украина не сможет вернуть долги мировым структурам и «выбелить» экономику — без реформ и поддержки мирового сообщества страна долго не продержится, и плохо будет всем — и бизнесу, и государству. И проблемы для бизнеса станут гораздо более серьезными, чем затраты в 300 грн в месяц на РРО.

    РРО вводится не для «зрады», а для контроля реальных оборотов компаний — это путь к обелению экономики. Вместе с введением РРО еще 28.12.2014 было введено снижение налоговых ставок для той же 3й группы единого налога. Это снижение с лихвой покрывает стоимость РРО. К примеру: при обороте 1,5 млн в год экономия на налоге составила 1% оборота (т.е. 15 тыс.грн. в год). Кассовый аппарат стоит от 4400 грн на 7 лет http://systemgroup.com.ua/ru/content/kassovyy-apparat-datecs-mr-01.
    Так что переход к цивилизованному рынку и прозрачному обращению денег — в долгосрочной перспективе выгоден всем. Украина все равно будет вынуждена пройти этот путь, его проходили все страны рано или поздно.

  • К тому же, кассовые аппараты, фискальные регистраторы, как и любая автоматизация, дают бизнесу РЕАЛЬНЫЕ преимущества в точности и скорости управленческого учета, планировании закупок и пр. Например: Реальная информация по продажам в любых разрезах — от общего оборота до динамики по отдельным товарам; точная и быстрая инвентаризация, контроль добросовестности продавцов — все эти отчеты фискальный регистратор дает за секунды. Если в кассовый аппарат введены начальные товарные остатки — вы за несколько секунд генерируете отчет и узнаете реальные остатки товаров на полках или складе. Все это нефискальные функции, к которым ГФС не имеет отношения и знаеть не будет — это удобства для бизнеса. Для предприятия, выходящего за рамки микробизнеса, эти преимущества с лихвой перекрывают затраты на РРО.

  • Обновление законодательства по РРО: Кто должен использовать кассовые аппараты в 2016 году — обзор законодательства:
    http://systemgroup.com.ua/ru/content/primenenie-kassovyh-apparatov-rro-v-2016-godu-chto-menyaetsya-s-1012016-g

Поиск