Как журналист и адвокат проехали на велосипедах 850 км по норвежским горам и добрались до Баренцева моря

4237
4

«Слабоумие и отвага» — слоган двух бурундуков-спасателей Чипа и Дейла отлично подходит для рассказа о том, как украинский журналист и канадский адвокат ездили в велопоход длиною 850 километров к самой северной точке Европы. Мы поставили цель – проехать к мысу Нордкап, купили билеты, необходимое для поездки снаряжение и договорились о встрече в Осло. Сказать, что путешествие выдалось сложным — ничего не сказать.

Мы на своей шкуре ощутили все «прелести» северного велопохода – поломки велосипедов и нехватку нужных запчастей, поездки по нескончаемым горным серпантинам и многокилометровым тоннелям, отсутствие какой-либо инфраструктуры, переменчивую погоду и многое другое. Я хочу рассказать, как у нас это получилось и поделиться опытом, как отправиться в затяжной велопоход без какой-либо специальной подготовки.

Дорога — наш дом

Мы намеренно отказались от поездки по туристическим маршрутам, таким как Лофотенские острова или Берген, и решили заехать в самую что ни на есть глушь. Северная Норвегия – это одно из самых потрясающих мест в мире. Мы не попали на полярный день, но успели увидеть белые ночи. Солнце опускалось за горизонт после 11 вечера и поднималось над горами в полчетвертого утра. Большую часть дороги мы ехали вдоль побережья, а справа возвышались горы, которые снабжали нас вкуснейшей питьевой водой из ручьев и водопадов.

В пути мы проводили примерно по четыре часа в день “чистыми”, средняя скорость колебалась на уровне 19-20 км/ч. К середине дороги у нас синхронно начали болеть колени, но мы боролись с этой неприятностью частыми остановками и поглощением воды в больших количествах. Увы, мы плохо разбирались в лекарствах и не рисковали заходить в местные аптеки.

Воспоминаний от этой поездки хватит на небольшой печатный журнал. Путешествие могло закончиться, не начавшись: на первой сотне километров у меня отвалилась педаль. Резьба восстановлению не подлежала, а для ремонта нужно было совершить невозможное – найти отсутствующий в радиусе 200 км веломагазин. Я героически проехал с одной педалью почти 50 км, за что судьба отблагодарила меня случайным прохожим, который вызвался помочь и разрешил снять нужную запчасть со старого велосипеда его жены.

Мы также хорошо запомнили отель на забытом богом полуострове, где прописано всего четыре человека. Там мы познакомились с его владельцем – московским бизнесменом. Два года назад он приехал сюда на отдых с семьей и обнаружил, что отель давно заброшен, а его директор уехал с деньгами в неизвестном направлении. «Я покупаю это место, — заявил Павел обескураженному сторожу. — Найдите, кому принадлежит эта земля и узнайте, сколько она стоит». Россиянин за год привел заведение в порядок и уже второй сезон принимает любителей рыбалки со всего мира.

Вообще, люди, которых мы встречали по пути – это отдельная тема. Двое норвежских старичков, прошагавших с огромными рюкзаками более 200 км, итальянец, преодолевший на велосипеде 5000 км, молодожены из Румынии, которые пустились в свадебное путешествие, немец, который ведет Instagram-блог и выкладывает туда новое фото каждые 10 км, бывший депутат норвежского парламента, которая плюнула на политику, уехала к семье на север и открыла кафе с домашней выпечкой и вкуснейшими травяными чаями…

За день мы старались проезжать не меньше 70 км, прежде чем начать искать место для ночлега. Однажды сквозь наш импровизированный палаточный лагерь прошла туча, и наутро вещи в рюкзаках можно было выжимать, как после проливного дождя.

А еще мы однажды ночевали на месте норвежских укреплений времен Второй мировой войны. Под нами лежал огромный залив, а вокруг палатки всю ночь топали олени, не давая уснуть. Вообще, олени встречались часто, порой нагло перегораживали дорогу и блокировали движение в обе стороны. В такие моменты мы вспоминали, что они хороши не только в живом виде: местные кулинары способны приготовить из оленьего мяса множество отличных блюд, начиная от похлебки и заканчивая полукилограммовыми стейками.

А чего стоят десятикилометровые подъемы и последующие спуски сквозь непроглядный туман по серпантину на скорости 60 км\ч, купание в морях и ручьях с температурой воды около 5 градусов… Как-то раз мы всадили на голодный желудок поллитра местной 40-градусной настойки и долго плутали в тумане в поисках нашей палатки.

Но не буду утомлять читателей, а лучше расскажу о том, как мы готовились к поездке и подбирали снаряжение. Подробнее о нашем путешествии я всегда готов рассказать лично или на своей Facebook странице. Там же можно найти больше фотографий.

Велосипеды и снаряжение к ним

Наверное, самая важная часть этой статьи. Я отправился в путь на «гибриде» Bergamont Helix 4.0 (стоимость на начало 2015 года — около $500), мой друг ехал на шоссейнике Carrera Zelos ($180 на eBay). В Европе очень хорошие дороги, 99% пути мы передвигались по отменному асфальту. Скорость подъема в гору составляла 10-15 км\ч, по ровной дороге мы двигались до 30 км\ч, а при затяжных спусках разгонялись до 50-60 км\ч. В день преодолевали примерно по 80 км. По ровной местности вполне реально делать и 100-150, но Норвегия изобилует горами и ровных дорог там практически нет.

Ниже – перечень нашего снаряжения. Сразу хочу сказать, что большая часть из списка у нас уже была, а вот на остальное пришлось потратить кругленькую сумму.

  • Велочехол. Собственно, в нем мы перевозили велосипеды в самолетах или автобусах. Был куплен у Александра Волкова (известный мастер по индивидуальному пошиву туристического снаряжения — ред.) за 350 грн.
  • Велобаулы. Это рюкзаки, которые крепятся на велосипед и в которых путешественники перевозят свои вещи. Существует множество разновидностей, но я выбрал бюджетный вариант вместимостью 65 литров за 850 грн у того же Волкова. Минус этого велобаула состоит в том, что вся нагрузка приходится на заднюю часть велосипеда и при длинных подъемах его конкретно тянет вниз. В будущем я планирую добавить две небольших сумки на переднюю вилку для более удобной балансировки.
  • Багажник. Самый обычный багажник, на который вешаются велобаулы. 500-700 грн.
  • Переднее и заднее крыло. Мы же не хотим ехать по уши в грязи, верно? Поэтому поставили без раздумий. В моем варианте – 250 грн.
  • Насос. Многие авиакомпании требуют спускать камеры во время перелетов. Насос нужен, чтобы подкачать колеса после перелета и доехать до ближайшей заправки, где можно закачать нужное количество атмосфер. Также он пару раз пригодился в дороге при ремонте пробитых колес. 300 грн.
  • Бутылка для воды. А лучше две, желательно литровые. Воду нужно пить часто и много, а набрать ее можно далеко не везде. Кроме того, вода потребуется для приготовления чая, супов, каш и прочего походного фастфуда. Стоит в районе 100 грн.
  • «Бардачок». Небольшая сумка для инструментов первой необходимости, которая крепится на раму. У меня там хранились мультитулы, фонари, ремкомплекты и прочие полезные вещи. Около 200 грн.
  • Велокомпьютер. Незаменимая штука. Измеряет пройденное расстояние, текущую и среднюю скорость, показывает чистое время в пути и многое другое. Со всеми этими функциями справляется и смартфон, но велоприложения очень быстро садят батарею, и если у вас с собой нет десятка пауэрбанков, то даже не думайте включать спутниковую навигацию и трекинговые приложения. Мой выбор пал на Sigma стоимостью около 400 грн.
  • Крепеж для смартфона. Телефон очень желательно иметь под рукой – он часто нужен для просмотра и корректировки маршрута. В кармане и рюкзаке его возить неудобно, а если он закреплен на руле, то им можно пользоваться прямо на ходу. 300-400 грн.
  • Передний фонарь и задняя «мигалка». Во время нашего путешествия в Норвегии стояли белые ночи, и свет нам понадобился только во время прохождения тоннелей. А вообще это обязательная часть экипировки даже для передвижений по городу. Передний фонарь с парой сменных аккумуляторов обошелся около 500 грн, задняя «мигалка» — чуть больше 100 грн. Также крайне желательно установить обычные отражатели и обзавестись светоотражающей жилеткой. Это несложно, но может спасти жизнь.
  • Зеркало. Незаменимая штука как в городе, так и загородных поездках. Позволяет видеть, не отстали ли твои спутники, и кто приближается сзади. Постоянно крутить головой очень быстро надоедает. 100-200 грн.
  • Велошлем. Думаю, про его необходимость можно не говорить. Вариантов очень много, я выбрал самый дешевый Specialized за 1500 грн. Можно было купить и более дешевые китайские поделки, но они неудобно сидели на голове и от них пришлось отказаться.
  • Очки со сменными стеклами. Еще одна обязательная вещь. На скорости свыше 50 км\ч глаза начинают слезиться и велосипед становится сложнее контролировать. К тому же они защищают глаза от пыли, мошкары и прочей гадости, которая так и норовит залететь в глаза во время поездки. 300-500 грн.
  • Накидки от дождя, гермомешки для одежды и велобахилы. Очень желательно позаботиться о том, как вы будете ехать в дождь. Мокрые ноги и сырая одежда – это самое худшее, что может приключиться с вами в пути. Особенно, если на пути нет отелей или кемпингов, где можно принять горячий душ и высушить вещи. К слову, в большинстве европейских стран разводить костры в лесах категорически запрещено, и нарушение грозит немалыми штрафами.
  • Запасное снаряжение: тормозные колодки, спицы, 1-2 камеры, набор шестигранников, крестообразная отвертка, ключ на 15, выжимка для цепи, цепь с запасным соединяющим звеном, жидкая смазка для цепи, бортировки для колес, заплатки, клей и мелкий наждак. В пределах 1000 грн.
  • Всякая полезная хрень: изолента, скотч, стяжки, старая зубная щетка, веревка, влажные салфетки, тряпочка, спички, зажигалка, мусорные пакеты, туалетные принадлежности.

Походное снаряжение

С велосипедом разобрались, переходим к тому, что нам пригодилось в поездке. Основным критерием для выбора вещей служил минимальный вес и объем. К сожалению, далеко не всегда у меня получилось взять с собой идеальное снаряжение – по большей части приходилось выбирать из того, что было в наличии, и докупать лишь самое необходимое.

  • Палатка и спальник. Денег на покупку нового «эквипа» у меня не было, поэтому пришлось довольствоваться старым спальником Panda с температурой комфорта 0 градусов и простой двухместной палаткой.
  • Каремат и надувная подушка. Понятно зачем. Каремат сглаживает неровности почвы, а подушка позволяет нормально выспаться.
  • Приспособления для еды: горелка, солдатский котелок, металлическая кружка, ложка, швейцарский нож.
  • Техника: смартфон, пауэрбанк на 16000 mAh, зарядное устройство. В будущем хочу попробовать вариант с солнечными батареями.
  • Комплект спортивной формы, непромокаемый плащ, сменное белье, арафатка, флиска и термобелье.

Подготовка велосипеда к перелету

Перед перелетом мы потратили немало времени на изучение правил перевозки велосипедов – у авиакомпаний они разные. Например, в AirBaltic провоз велосипеда стоит дополнительные 30 евро, а вот в скандинавских авиалиниях SAS упакованный велосипед считается одним багажным местом и его можно провозить бесплатно. Зато велобаул отлично вписывается в формат ручной клади, и таким образом можно сэкономить на провозе багажа. Вещи, которые не поместились в велобаул, можно запаковать в пластиковые кульки и примотать к раме велосипеда.

Упаковка байка — это отдельная тема для разговора. Мы были наслышаны о раздолбайстве аэропортовых грузчиков, но надеялись, неприятности обойдут нас стороной. Как оказалось, напрасно. По прилету в аэропорт норвежского городка Эвенес я обнаружил, что передний тормозной диск по внешнему виду напоминает кривую восьмерку. Скорее всего, причиной повреждения стал чей-то громоздкий чемодан или падение чехла с велосипедом с высоты. Снять диск можно было только с помощью специального ключа Shimano, поэтому норвежский аэропорт с восторгом наблюдал, как двое злющих украинцев выравнивали диск с помощью подручных предметов и такой-то матери. Как и следовало ожидать, получилось не очень, и спустя сотню километров передние тормоза пришлось попросту открутить и примотать скотчем к верхней части рамы.

Чтобы избежать подобных неприятностей, я в следующий раз буду перевозить велосипед в картонной коробке, которую по приезду можно выкинуть. Что интересно, не во всех автобусах можно перевозить байки. Если в Норвегии перевозка велосипеда стоит всего лишь несколько евро сверху, то водитель Ecolines на маршруте Варшава-Киев неожиданно отказался брать байк в багаж, мотивировав это правилами перевозчика. Действительно, на сайте автобусной компании написано про запрет перевозки велосипедов на международных маршрутах. К счастью, 15 евро помогли убедить водителя, что в чехле находятся «запчасти для велосипеда», и это не является нарушением.

Бюджет поездки

Перелет в Осло обошелся в скромные 90 евро с пересадкой в Риге через AirBaltic. Еще 80 евро стоил рейс Осло-Эвенес. Обратный полет со Scandinavian по маршруту Альта-Осло-Копенгаген-Варшава обошелся в 150 евро, к ним добавились 70 за автобусы Нордкап-Хеннигсвог-Альта и 50 за автобус Варшава-Киев. Общая стоимость переездов составила под $500.

Но самой большой расходной частью стали местные цены. В мире немного стран дороже Норвегии. Для примера приведу несколько местных цен в переводе на гривны: литровая бутылка минералки – 100 грн, пакет с сухим пюре или супом – 50-100 грн, бокал пива или 40 гр крепкого спиртного в баре – 200 грн, пицца в кафе – 600 грн, бургер на заправке – 220 грн, килограмм оленины – 2200 грн, и так далее.  Я взял с собой запас еды из Украины, включая хороший шмат сала, но он был уничтожен в первые 3-4 дня, после чего нам пришлось отовариваться в местных магазинах. Две остановки в отелях по 50-60 евро за ночь с человека, горячая еда в кафе раз в сутки и регулярные закупки в местных магазинах сократили бюджет каждого из нас примерно на 700-800 евро.

Мы наметили новый маршрут на следующее лето – вокруг Исландии, которая, по рассказам, еще суровее, чем Норвегия. А там, чем черт не шутит, может получится добраться и до Гренландии?

Оставить комментарий

Комментарии | 4

Поиск