В Украине готовят новый глобальный закон об интернете и мобильной связи

11092
7

В уанете идет обсуждение нового законопроекта «Об электронных коммуникациях». Он разработан группой депутатов под руководством Александра Данченко (бывший глава «Датагруп») и призван регулировать правовые отношения, которые связаны с пользованием электронными сетями и услугами. В перечень этих услуг входит и интернет, и мобильная связь, и фиксированная телефония, а также телеграф.

Новый проект заменит сильно устаревший нормативный акт, который регулировал отрасль связи до сих пор — Закон Украины «О телекоммуникациях». Проект направлен всем общественным организациям, а также в НКРСИ, Укрчастотнадзор, Госспецсвязи, и проходит стадию общественного обсуждения. Это обсуждение продлится около двух недель. Свои предложения по проекту можно вносить через отраслевые организации (ИнАУ, АПИТУ, «ИТ Украины» и другие), либо же обращаться напрямую в приемную Данченко (контакты есть на сайте Рады).

Татьяна Попова, заместитель председателя ИнАУ, отмечает: то, что нардеп опубликовал текст до внесения в парламент и готов учитывать замечания — хороший признак. «Сейчас ИнАУ готовит официальную позицию, но безусловно видно, что законопроект написан профессионально, в соответствии с договором про ассоциацию и европейскими директивами», — считает Попова. Но замечания к тексту у ассоциации все же будут. «Я, например, вообще считаю, что нужно удалить оттуда все, что касается вопросов администрирования доменов», — отмечает эксперт.

В проекте дается определение многим «новым» для украинского законодательства вещам, к примеру, «интернет» определяется как глобальная электронная коммуникационная сеть, которая состоит из отдельных сетей, взаимодействие которых базируется на интернет-протоколе. Проект закона определяет также такие явления, как «домен», «субъекты рынка электронных коммуникаций», «номер», «трафик», «тарифный план» и пр. Также, в проекте вводится понятие «оператор с существенным рыночным преимуществом» — оператор, который по факту занимает монопольное положение, но не может быть признан монополистом по действующему законодательству.

Согласно нормам проекта, контролировать рынок электронных коммуникаций призвана НКРСИ, она же применяет к телеком-компаниям штрафы за нарушение законодательства об электронных коммуникациях.

Текст законопроекта уже обсуждается в телеком-среде. Довольно детальный анализ его представил телеком-эксперт Игорь Дядюра. Среди плюсов проекта он отмечает заложенные пункты и точность формулировок — «точно понятно, как исполнять», а также — общее впечатление качественной работы над текстом.

Из минусов — что операторам опять дают обязанность за свой счет ставить прослушку на сети (многие мелкие операторы и провайдеры этого не сделают), двойную регуляцию монополии на телеком-рынке (со стороны АМКУ и НКРСИ), регуляцию национальных доменов, льготы на установку телефонов — («это пережитки «светлого прошлого») и др. Как считает эксперт, также лишним является предоставление НКРСИ права работать с жалобами пользователей (эта функция уже есть у Службы защиты прав потребителей).

Напомним, в Раде нового созыва — довольно много IT-деятелей, которые хорошо знакомы с тем, как устроена и как работает отрасль. Мы ранее писали о том, чем занимаются IT-лоббисты в Раде.

Оставить комментарий

Комментарии | 7

  • Спасибо за информацию и ссылки! Обсудим у нас в ХАИ (наша кафедра — выпускающая по направлению «Телекоммуникации»).

  • Этот законопроект действительно выглядит лучше, чем от НКРСИ. Но опять из Интернета делают просто телеграфные провода — «система передачи данных». Это сугубо «техническое» описание, пусть и корректное. Но на сегодняшний день правоотношения в Интернете возникают не вследствие «передачи» данных, а по причине того, что информация создается в Интернете, а не только просто передается. Это соответствует и содержанию ст.9 ЗУ «Об информации», которая раскрывает понятие информационной деятельности. На сегодняшний день Интернет перестал быть просто системой передачи данных, каким создавала его изначально ARPA. Это уже не просто техническое явление, а и социально-правовой феномен. А законодатель почему-то забывает об этом, или вовсе не подозревает. Вон в 2006 году сенатор от штата Аляска и вовсе назвал Интернет «системой труб» 🙂 Хотелось бы, чтобы у нас в законодательстве Интернет наконец стал чем-то получше, чем система труб.

  • А что не так с понятием «домен»? И как будут вписываться в украинский закон сайты за пределами украинского сегмента? Пойдем по пути Московии?

    • А что с понятием «домен»? 🙂 Я об этом ничего не говорил. А что касается термина «Интернет», то характеризовать его «коммуникационной» системой «передачи данных» уже недостаточно, такой взгляд на функцию Интернета немного устарел. Данные генерируются, накапливаются, хранятся, а не только передаются. Поэтому да, имело бы смысл говорить об «информационно-коммуникационной системе, предназначенной для создания, накопления, обработки, хранения и передачи данных». Что-то похожее есть и в их законодательстве, но это не какое-то российское ноу-хау, а просто логичный подход, мне кажется.

Поиск