EN

«Отсидеть» 15 лет или зачем мы тратим жизнь на школу и вуз

22929
54

Учеба в разгаре: тысячи школьников и студентов мотают очередной год за партами. Сроки и нагрузки разные в зависимости от строгости режима. Детям впаяли по 11 лет, после чего они под угрозой армии и родителей придут с повинной в универы, где проведут еще минимум четыре года. Через 15 лет выйдет, наконец, человек на свободу и выкинет большую часть тех знаний, над которыми все это время страдал. Оценки, которые еще недавно были едва ли не смыслом жизни, девальвируются, как рубль на фоне дешевеющей нефти. И после всего этого он сам отправит детей сначала в школу, потом в отечественный университет. Дань традициям, цена которой — 15 лет жизни ребенка.

Спросите у любого взрослого, как часто он пользуется тем, чему его научили в школе или университете. Пусть посчитает логарифм, производную возьмет, умножит или поделит в столбик хотя бы — даже эти операции у большинства выпускников вызывают трудности. Но ведь учили, сдавали. Где оно все?

Научить ребенка читать, писать и считать — задача родителей, а не школы. Даже если этим занималась бы исключительно школа, процесс не должен занимать так много времени. Нам говорят, что изучение математики развивает абстрактное и логическое мышление. Если так, то гении точных наук должны быть мастерами ораторского искусства. Ведь чем умнее человек, тем более веские у него аргументы и тем больше у него слушателей и почитателей. Так и до депутатского мандата недалеко.

В реальном мире речь некоторых гигантов мысли, преподающих ту же математику, звучит бессвязно и невыразительно. А проходимцы, которые в науках не блистали, становятся первоклассными мастерами демагогии, чьи логические цепочки заморочат самого прокачанного технаря.

Почему именно точные науки, по мнению большинства, якобы развивают абстрактное мышление? А как же музыка, литература, рисование? Художник в режиме реального времени просчитывает массу параметров: пропорции, расстояния, тени, силу нажима карандаша, глубину цвета, при этом не упуская из виду мысленный рисунок. Музыкант должен одновременно видеть внутренним взором аккорды, ноты и паузы, контролировать силу нажима на инструмент, синхронизировать мелодию с текстом и выдерживать при этом стиль. Как думаете, а почему писатель так долго сочинял свой роман, при этом беспробудно пьянствуя?

Вот в чем разница между нами: ты тренируешься в гимнастике, а я тренируюсь во всем.
— Сократ из фильма «Мирный воин»

То же можно сказать не только о логике и абстрактном мышлении, но и в принципе об умении думать. Точные науки, бесспорно, заставляют котелок работать. Но не только они! В жизни есть масса проблем, требующих анализа и поиска решений, которые не относятся ни к физике, ни к математике. Тренироваться в гибкости ума можно, и не занимаясь вычислениями. И при этом добиться даже больших результатов.

Мы не ищем легких путей!

Допустим, вы захотели научиться отжиматься от пола 100 раз. Ваш друг, который это умеет, дает вам совет: «Вставай в семь утра. Ешь больше мяса и яиц, пей больше воды. Старайся бегать хотя бы через день. Купи гантели и занимайся по полчаса в день. Перед сном визуализируй отжимания». С тем же успехом можно посоветовать будущему переводчику английского сначала выучить китайский, а будущему автомобилисту — освоить мотоцикл. Данный феномен носит название гало-эффект. Нассим Талеб описывает его так:

Гало-эффект — это когда люди ошибочно полагают, что тот, кто здорово катается на лыжах, будет столь же здорово руководить гончарной мастерской или отделом банка, или что хороший шахматист и в жизни просчитывает все ходы наперед.

А вот что об этом говорит писатель Александр Никонов: «Дурак — понятие функциональное. Иными словами, можно быть умницей в одном и полным дураком в другом». Быть смелым в одном и трусом в другом. За партой быть в своей тарелке, но у доски сгорать от стыда. На ринге драться как прирожденный борец, а в клубе плясать неловко, как срамная курица. Недаром ведь говорят — если хочешь побороть страх, делай то, чего боишься. Никаких обходных путей.

Если хочешь чему-то научиться, делай это. Хочешь рисовать — рисуй. Играть на гитаре — играй! Говорить на испанском — за дело. С этой точки зрения хваленое абстрактное мышление и логика, которые якобы развивает школьная математика, годятся разве что для школьной математики. То есть мы решаем квадратные уравнения с параметрами для того, чтобы решать квадратные уравнения с параметрами — ни больше, ни меньше. Как Портос, который «дерется просто потому, что дерется».

Стояние у школьной доски не подготовит к проведению презентации, решение задачи по алгебре не поможет посчитать KPI сотрудника, а задача про поезд, выезжающий из пункта А в пункт Б не особо поможет в логистике. К трудовой деятельности школа нас не готовит, зачем же мы в нее ходим?

Почему родители отдают ребенка в школу

В школе нас вроде бы учат решать задачи, которые будут на вступительных. Странно, что после этого все одинадцатиклассники поголовно записываются на подготовительные курсы (факультет довузовской подготовки — ред.). Но допустим, поступил ты в университет, отучился 4-6 лет, пошел устраиваться на работу. Опыта нет? Проваливай, каналья. При этом, по специальности идут работать редкие украинцы. По-хорошему, надо бы со своими науками так в институте и остаться, продолжить их изучение (или начать преподавать), как и подобает научному сотруднику. Но мы ведь в офис хотим.

В результате даже выпускники факультетов информатики черпают большую часть знаний на стороне, начиная работать в IT не благодаря, а вопреки. Единственный плюс, который они получают — корочки технических вузов и самоуважение за то, что прошли этот ад.

Практически все, что может дать школа и универ — тесты-контрольные, зачеты-экзамены и абстрактные знания, не применимы в реальной жизни (кроме тех случаев, когда человек идет в науку).

«В школе/универе нас учат учиться» — популярная в народе глупость, которая служит для оправдания потраченных не пойми на что лет жизни. Никогда наши институты не брали на себя функцию «научить учиться». Научить студента думать? Может быть. Заставить учиться? Пожалуй. Дать знания? Допустим. Но не научить учиться. Иначе в школьном или вузовском курсе были бы дисциплины вроде «теория учебы» или «прикладная логика».

Хьюстон, у нас проблема

Школа и университет, хоть и являются значительным этапом жизни человека, выполняют совсем не те функции, которые заявлены на упаковке. Что можно ожидать от забитых системой детей и нищих учителей, которых регулярно драконят из районо, то заставляя проводить театр под названием «открытый урок», то устраивая никому не нужные срезы знаний и переаттестации педсостава? А сколько пролито слез и попорчено нервов из-за самостоятельных, контрольных, экзаменов, которые к реальной жизни не имеют никакого отношения. Или нервы на экзаменах научили вас не нервничать на работе?

Наши школы и университеты не только проводят «уравниловку» по интересам детей, но и впустую расходуют человеческий потенциал. Насколько было бы интереснее ходить в школу, где решались бы задачи из реального мира!

Например:

  • Труд — подключить новую розетку, собрать стол на продажу, научиться сваривать трубы
  • Математика — научиться считать в уме объемы фигур, проценты, сдачу в магазине
  • Физика — построить экспериментальную модель самолета на радиоуправлении
  • Литература — организовать выпуск школьного еженедельника
  • Музыка — придумать композицию или написать кавер на песню любимой группы
  • Право — придумать закон или петицию, который бы собрал >25 000 подписей
  • Рисование — разработать фирменный стиль класса

В университеты толпами идут те, кому стоило бы пойти в ПТУ или колледж. В итоге наши вузы — не пойми что. С одной стороны — готовят теоретиков с широким кругозором, с другой — эти теоретики на следующий же день после получения диплома все забывают и идут оббивать пороги компаний, где нужны люди с совсем иными знаниями и навыками. А сами компании потакают инерционному консерватизму, требуя диплом о высшем образовании.

В чем не хотят признаваться родители

Система образования в нашей стране — это повинность с выкачиванием денег. В вуз не сунешься без аттестата. Поэтому родители оказываются перед выбором — либо полностью встроить ребенка в эту систему, либо оставить его за бортом, сделав аутсайдером.

Школа и институт — это не только режимные объекты, где дают сомнительной свежести знания, заправленные бесконечными тестами ради тестов, но и способ сплавить ребенка из дому. Кинуть в мир — пусть варится в группе случайных людей и играет в «получи оценку» или «не стань изгоем», лишь бы по улицам не шлялся.

В итоге все участники процесса из Минобразования остаются при деле и получают свою пайку из бюджета. Учителя драконят учеников, нахлебники из районо драконят учителей. Дети же учатся приспосабливаться и заниматься нелюбимым делом. Прозрение приходит лишь на первом собеседовании, где оказывается, что никому не интересны их оценки. Даже про специальность не спросят. Ради чего тогда весь этот цирк?

Оставить комментарий

Комментарии | 54

  • Популизм на злобу дня, злбная статейка. А о том, что научить человека нельзя, можно только помочь ему научиться самому Вы, наверно, не знали… Мысль о том, что нас учат учиться приходит сама, а если вам кажется, что это глупость, то вы наверно зубрила отсидевший указанный срок ради приспособления.

    • Согласен, статья — бред. Школа дает грамотность и эрудицию в большинстве вопросов. Человек забудет конкретные формулы из химии, но по крайней мере не будет считать химию волшебством.
      Университет дает хорошую фундаментальную базу знаний в выбранной области и просто делает человека умнее. Это та фундаментальная база, которая позволяет быстро самостоятельно приобретать новые узкоспециализированные знания в этом направлении. И эти фундаментальные знания будут очень часто на подсознательном уровне задействоваться при решении тех или иных практических задач. При этом человек может даже не заметить, что применяет полученные фундаментальные знания, настолько для него это все выглядит простым и естественным. Автор статьи — демагог-пустышка.

      • Бред, это если б автор написал что все пройдя эту «школу жизни» станут миллионерами в долларовом эквиваленте.

        База знаний которая ни на грамм не нужна, и это становится ясно на первом же собеседовании, а что нужно? — опыт! А какой опыт у того кто отсидел 15 лет? Да такой же как и у тех кто отсидел в местах не столь отдаленных.. И в какое место базу засунуть, может в то что чуть ниже того через которое мы появились на свет?

        Что ты делал в детстве- ел грязь? А сейчас дети покупают на али и делают обзоры и становятся знаменитее в свои 5 лет чем ты в своем «рассвете» иссякших сил.

        Когда я ходил по собеседованиям, к образованию относились как к «галочке», т.е. есть- хорошо, нет- хорошо. И зачем я 5 лет учился, а может 7(если б в 9-м классе ушел со школы). Ах да «для галочки» как наши родители, круто.

        Есть знакомый, который раз 5 начинал учится безрезультатно, и ничего, не умер живет без образования, школа да и все, а зачем оно?

        • Не стоит так уверенно обобщать выводы из вашего жизненного опыта на всех остальных! Откуда берется эта нетерпимость? Почему вы так уверенны в своей безапелляционной правоте?
          Если вы учились для галочки — это не значит, что все остальные делали так же! человечеству необходимы систематизированные, фундаментальные знания об окружающем мире. а вы что предлагаете? Школы не надо, научились читать и писать — и вперед — опыт получать? С таким подходом можно воспитать только общество рабов.
          А вообще — люди учатся не только для того, чтобы лавэ скосить. Есть такая штука, как потребность в познании. Чтобы понять, — что это за мир такой, кто ты в этом мире. Вот так вот.

          • Точно потребность в познании тебя накормит, а лавэ- нет. Теперь буду удовлетворять свою потребность круглосуточно, вдруг она мне коммуналку оплатит за свой счет..

            Я не обобщаю, пишу, чтобы кто-то не сделал таких же ошибок как я, вдруг кто-то на чужой ошибке хочет учится,а не на своей.. О какой нетерпимости идет речь?

            Молодцы все те кто в 30 лет сможет решить задачи школьной программы, вопрос в другом, зачем их решать?

            Лучше чем на собственном опыте фундаменьтальное знание не получишь, а переписывать книгу, чем занимались мы в школе, это как-то не добавит знаний.. Хм с таким подходом как сейчас как раз общество рабов и воспитывают, или не рабство работать за 100, а то и меньше у.е. в месяц?

            Родители детям объясняют что это за мир+ они сами его познают не достигнув школьного возраста.

            Я предлагаю обучение тому, что ученик хочет и к чему есть способности, если нет способностей- это же мучения на всю жизнь, а потом заниматься нелюбимым делом..

          • С таким подходом можно воспитать только общество рабов.

            Оглянитесь вокруг — много вы видите свободных людей? Может, хотя бы каждый второй занимается любимым делом? Странно, они же все ходили в школу и университет. Что-то явно пошло не так.

          • Ха! Вот в таких «мелочах» и проявляется отсутствие образования. Когда человек говорит: «Видите, какое у нас качество дорог? Яма на яме! Странно, ведь у большинства водителей дети ходили в детский сад! Что-то явно пошло не так». И он убежден при этом, что привел убедительный логический довод.
            Но Вы правы. Не обязательно быть образованным, чтобы хорошо зарабатывать. Вот Вам нынешнюю работу наверное помогли получить личное обаяние, харизма, напористость, уверенность в себе, целеустремленность, трудолюбие и немножко везения?

          • >> Вот в таких «мелочах» и проявляется отсутствие образования.
            — Но ведь оно есть! Почти у всех здесь присутствующих. Как минимум среднее, а как максимум два-три высших. Поэтому непонятно, кого и за что вы пытаетесь упрекнуть. Ведь своими упрёками вы не человека обличаете, а снова-таки систему образования, которая выпустила этого человека в свет «неподготовленным» (по вашим критериям).
            То есть вы на моей стороне!

          • Рад, что у Вас есть высшее образование. Я просто иронизировал. 🙂 Получается, что Вы на моей стороне, просто ошибочно не цените свое высшее образование, которое Вам помогло в жизни.

      • Знаю лично 2 миллиардеров (которые сделали себя сами) -их умением мыслить я восхищен- ни у кого нет высшего образования. НО если они сталкиваются с проблеммой, то так влазят в нее, столько за минимальный срок изучают, что спецы отдыхают. Я видел как они своим бухгалтерам, юристам, технологам и инжинерам давали такие варианты решения, что у них глаза на лоб лезли, но это работало!!! Они просто садились и изучали, думали, пытались найти вариант.. Один владелец ресторанов (как он сказал- «очень кушать хотелось — 3 дня не ел»- решил открыть ресторан, предприятий (которые сделал сам, а не отжал) . Второй- вообще «технарь», со средним образованием (мы ему эксперименты ставили). ОНи признают что в успехе важна удача, но я то видел сколько они работают и как.. Ни один манагер столько не думает и не работает..

  • К сожалению, проблема, что образование ни чему не учит — это не только украинская, а характерна для всего мира.

    Конечно, невозможно не согласиться, что пичкать детей бесмыссленными и неприминимыми (не учат же как применять или зачем вообще знать) знаниями — это потеря времени. Я вот даже не догадываюсь как на практике применить методы решения систем тригонометрических неравенств, не говоря уже о том, что даже не знаю в какой области они могут применяться.

    Безусловно, с первого класса все задачи и примеры должны быть практическими. История должна учить не датам и людям, а причинам и следствиям, химия не абстракциям, а реальным веществам — например, как получить салициловую кислоту и т.п.

    Основная проблема, что государство не понимает, что в новой экономике не природные ресурсы и промгиганты будут играть ведущую роль, а именно качество человеческого ресурса.

    • +100500 в Чехии например в высшие вузы идут единицы, но при этом никто ничего не хочет знать и темболее делать…

    • В целом согласен, но есть НО — часть учеников идет в академическую науку, где им понадобятся эти ненужные нам знания.

    • Чётко видно точку зрения гумунитария, который даже не пытался разобраться в тонкостях вопроса. А ведь статью свою вы писали на пк который придумали физики, химики, ПО к которому написали математики и все что вас окружает создано этими же ребятами. И учить это все дело нужно именно со школьной парты, потому что иначе можно не успеть за прогрессом.

    • Если так учить историю как Вы предлагаете, то тогда политиков погонят «на хр..н»- (например сейчас период разрозненных княжеств, предателей и смуты — если из аналогий). Если химию учить, то любой 5классник сможет сварганить из покупок из супермаркета маленьккую бомбочку- с помощью той самой кислоты, пробирки, начинив ее фантиками или обрезками гвоздей и подложив куда-нибудь.
      Школа учит быть удобными, но не получается это сейчас сделать не создав ложную самооценку и сделав вид что от тебя что то зависит (любой страны касается). Поэтому нужно дать столько чтобы ты потерялся- как на сваленном кучу складе пытался каждый раз найти то, что тебе нужно. Потом привыкаешь не искать, но зато куча то есть!- да и моя побольше чем у того!! вот дурак
      И получается потом «Вот он был троешником и пробился. а я отличником и сижу тут.. Почему?- потому что сволочь!!! и перекладываем на других свои ошибки» А это потому что, то что троешник усваивал он применял- все остальное отбрасывал.
      Что касается углубленных знаний- их могут освоить только 2-3 процента- те которые как раз науку и двигают- остальным она не нужна- только профильные знания (5-6 месяцев курсов с практической отработкой)

      • Ви запізнилися зі своїм коментарем. Треба було з ним виходити до відкриття Ютуб та інших відеосервісів. Різниця лише в тому, що освіта — штука систематизована, а Ютуб — ні.

  • помню в институте нас учили всему по-немножко, именно с формулировкой «научить вас учиться», не заучить все формулы и параметры наизусть, — а знать как их найти и применить. Понять не «как» работает что-то, а «почему».
    Зачем заниматься спортом, — если ты не собираешься участвовать в соревнованиях? Ведь тебе не пригодится ни тягание гирь, ни умение быстро бегать (есть же машина!). То же самое я думаю о школьных и вузовских знаниях. Мозг нужно тренировать, это как качание пресса, — вроде как бессмысленно и не пригодится, но нужно так ведь? Парадокс, чем больше мы знаем, тем нам легче запоминать новое, мозг берет ассоциативный ряд из уже известных понятий. Вопрос в том, что дети разные, и кто-то может пройти годовую программу за пару-тройку месяцев и потом просто нудится на уроках. Я думаю в каждой школе должна быть программа «если ты не хочешь ходить в школу», — т.е. экстернат, если нудно на уроках, то выучи и сдай домашнюю работу/зачет/экзамен наперед — и будь здоров на пару месяцев — свободен. Тогда и мотивация учиться будет и свободное время можно для других более интересных дел использовать.

  • Низкое качество образования — это в первую очередь проблема менталитета, уровня осознанности людей, нежели самих институтов. хорошо, когда человек развивает у себя привычку к познанию мира, но если намеренье учиться не подкреплено искренним интересом, толку от этого будет мало. И прискорбно слышать доводы о том, что отсутствие этого интереса обоснованно нецеленаправленным характером знания, преподаваемого в школах.
    Многообразие мира не позволяет составить школьную программу, обучающую навыкам. конечно, вопрос о том, какой должна быть школа, и какого человека она должна воспитать (что в приоритете — широта взгядов, или «практическая ценность» труда выпускника, то-есть его умение прибавить ввп, а может его склонность к рефлексии и научному поиску?) всегда остается дискутивным, и в значительной степени этическим, но главной особенностью школы остается как раз претензия на систематичность и достаточность, полноту преподаваемых знаний. Направления наук дают ученику представление о структуре мира, и кощунственно сводить функционал школы к умению вычыслять логарифм.
    Конечно, школу можно и нужно реформировать — начиная от целей и заканчивая инструментами, мало того, это нужно делать регулярно. я искренне надеюсь и даже верю, что автор статьи обладает кругозором куда более широким, чем тот достаточно инфантильный взгляд, который выражен в статье. Но публикуя такой материал, вы реально сеете интеллектуальный мрак, потому что невежество само по себе намного безобидней самоуверенного невежества, еще и подкрепленного верой в свое право требовать от мира соответствовать своим ожиданиям.

    • Уверен, что никаких расхождений во взглядах «какого человека школа должна воспитать» — нет. Человек должен научиться думать и в идеале — что-то делать, а чтобы думать необходимо давать практические, а не абстрактные знания. Можно считать грушки и яблочки, а можно рассчитать разницу в плодовитости двух сортов яблок на реальных данных, можно сложить у пети 3 пирожных, а у маши 2, а можно рассчитать повышение урожайности при использовании навоза. И тогда, как пример, пятиклассник в сельской местности сможет сказать: Ау, бабушка, шо ти робиш? Ща я сам все правильно сделаю. Вот, тогда можно сказать, что человек с пятого класса ДУМАЕТ, а если пичкать миллионом вариантов 3+3, то думать от этого человек точно никогда не научится. Никогда.

    • Реформировать школу.. А кто отреформирует Ваших детей? Которые учителей за людей не считаю обще, плюют на них обзывают и тд, кто, да и зачем учить таких? За родителей прячутся а учителя бесправны, голос не подними, про руку то вообще, а «дети» хоть руку хоть голос не говоря уже о видио и тд, а кто захочет после такого быть учиелем? Ненормальный псих садомазохист?

  • Сад и Школа — это такой «зоопарк» для детей, чтобы их родители могли ходить на работу.

    Специальное и Высшее образование — это уже личное решение. Но у нас идут в институты, чтобы не забрали в армию. А в ПТУ или Техникумы идут только алкаши и неудачники…

    Так что все будет плохо (с)

  • А все ж таки.. математику треба знати й розвивати. Тому що точні науки це основа галузей економіки з високою доданою вартістю, це IT, медицина, освоєння космосу, нові військові технології, інші технології. Як ви це все будете розвивати без сильної математичної основи? США/Канада, інші зах.країни викачують зі всього світу цих самих математиків, вони по вашому херню роблять? Японія недавно взагалі дала дерективу припинити вивчати гуманітрані науки, хоча це звичайно крайність. Точні науки потрібні, без них нікуди

  • Школа должна учить понимать и уметь учиться. Говорить о нашем образовании (отношении к нему как учителей, так и родителей) это впустую тратить время.

    Первый класс (дет.сад) для ребенка, это что-то для него новое и свое отношение к этому он формирует в процессе учебы. Если учителю все равно на детей, а дома родители списывают ответы из ГДЗ для того лишь, чтобы ребенок получил хорошую оценку, о чем можно говорить. У нас дети ходят в школу ради оценок, а не ради знаний.

    Да, в школе много чего лишнего, но это не настолько плохо, как искаверканное понятие об образовании, школе, ВУЗе и важности всего этого в обществе.

  • абсолютно точно! такие же мысли у меня уже давно.

  • Три класса церковно-приходской школы достаточно для большей части населения Украины.

  • Опознал автора где-то на втором абзаце.

  • Классическая система образования устарела. Она сформировалась в те времена, когда носители знаний были очень дороги, а учителя могли передавать учениками свой опыт только находясь с ними физически в одном и том же месте. Таким образом для обучения строились специальные здания в которых хранились носители информации и жили учителя, а ученики должны были приезжать и жить там всё время обучения. С появлением дешевых книг и бесплатных библиотек, а особенно после появления интернета поиск и получение любой информации стали практически мгновенными и бесплатными, а также появилась возможность личных контактов и обмена опытом не собираясь физически в одном месте.
    Сейчас классическая система образования обвешалась таким количеством сакральных мифов, ритуалов и верований, что умирать она будет ещё не один десяток лет. Но из мейнстрима, в незарегулированных государством отраслях, уйдёт довольно быстро так как уже сейчас проигрывает в конкуренции самообразованию и дистанционному обучению.
    А со школьным образованием есть особая проблема по которой за него будут держаться до последнего. Дело в том, что школьное образование практически всеми государствами воспринимается как обязательная система промывания несформировавшихся детских мозгов государственной пропагандой. Именно поэтому оно является почти везде обязательным, и за отказ от обучения своих детей согласно государственной школьной программы много где этих детей можно лишиться, а самому сесть на долгие годы.

  • Хорошо написали, Юрий.
    А всё же какое решение? Ну вот всё гавно понятно. Дайте решение.

    • Вопрос сложный.
      Один из вариантов — двигаться в сторону западного образования. Чтоб было больше гибкости и можно было выбирать предметы по вкусу. Меньше лекций, больше практики!

      Те мои знакомые, которые сначала учились в Украине, а потом во Франции и Чехии, говорят, что там учат лучше — дают практические знания, применимые к реальной жизни. Ясен пень, у них своих проблем хватает, но если мы не можем переизобрести свою систему, почему бы не взять что-нибудь работающее на Западе и адаптировать под наши нужды?
      Другой вопрос, что Минобразования в этом не заинтересовано. У них свои шкурные интересы — «доить» школьников и студентов (их родителей), да пилить бюджет под псевдореформы и новые, сомнительного качества учебники, не забывая бросить краюху хлеба и учителям.

      Поэтому решение — создать параллельно эксперементальное, новое Минобразования #2, куда бы проводился набор на конкурсной основе (а-ля новая полиция). Постепенно передавать под это Минобразования #2 школы и вузы. Сравнивать результаты, делать выводы. Процесс будет долгий и займет годы, но я не вижу иного пути для Минобразования стать вдруг на путь развития, кроме серьезных потрясений. Когда вправляют сустав, приходится терпеть боль. Так и у нас — безболезненно эта реформа не пройдёт. Более того, если не будет боли — значит и не было никаких улучшений.

  • Вся эта система была выстроена в реалиях, в которых знания не возможно было передать удаленно.
    Сейчас же хорошим решением является онлайн обучение: coursera, udacity, MIT Open Courseware, наш новый prometheus. Курсов по программированию и английскому еще больше: htmlacademy, Google Code University, codewars, lingualeo, pazzle-english.
    Понятно, что первые 5-9 классов (все зависит от ребенка) нужны дабы дать определенные азы. Но. Дальше можно просто учится на этих ресурсах: иметь больше знаний и меньше отнятого времени.

  • Я сам математик, в школе был олимпиадчиком по математике, закончил мехмат Шевченко. Пошел работать в IT. Работал в очень известных компаниях от Оракла и Хьюлетт-Пакарда до Европарламента. Так вот сейчас у меня в Украине своя компания, в которую я лично набираю ребят. Я беру без опыта, но человек должен решить несколько задач по школьной математике. Если он их решает, особенно если он их быстро решает, я знаю что из него получится отличный программист. И соответственно наоборот: что бы человек ни рассказывал и какие бы дипломы не показывал, если он не решает задачки — это шлак. Он тупой и это уже на всю жизнь. Исключений нет. К сожалению таких 90%, приходится проводить десятки собеседований чтобы хоть кого-то взять. Дошло до того, что я решил взяться за школьное образование и помогать школам обучать детей школьной математике. А что предлагает аффтор? Да сделать все наоборот! Вырастить поколение никчемных дебилов. Я почему-то уверен, что сам аффтор мое собеседование провалил бы с треском

    • «Я почему-то уверен, что сам аффтор мое собеседование провалил бы с треском» с чего вы решили, что ваше собеседование является объективным? о_О

    • Согласен, Спрос должен рождать предложение. В мое время этот спрос взяло на себя Государство, а теперь эта система не работает — у частного ВУЗа частные интересы, у бизнеса они не просто частные, а зачастую семейные и государство не у дел, разве что «в доле» в лице отдельных своих представителей. В качестве реабилитации я бы предложил государству забирать лицензии у нескольких самых низких по рейтингу трудоустройства выпускников учебных учреждений.

      • У меня была идея по этому поводу чтобы учитель получал 1% зарплаты своих учеников если их работа связана с соответствующим предметом. Это добавило бы мотивации учителям, и желающих получать в школе 2-4 тысячи евро нашлось бы предостаточно

    • Так ну хорошо, Вы математик, работали в Oracle and HP.. закрываю глаза и вижу такую картину из прошлого. Вы такой радостно приходите на собеседование в Oracle и вам тут говорят: а реши мой дорой вот это задачу.. Вы смотрите на неё и претензиозным голосом: Но она же по химии! А — я математик! Что??? С недоумением спрашивает вас женщина которое проводит с вам собеседование… Женщина продолжает….
      — Я закончила Гарвард, работала в Intel’e там же нанотехнологии, хим процессы в производстве… Я Вас беру и без опыта, но вы же должны знать основы строения атомов и моллекул, потому что из всего этого состоит мир. Вообщем если вы БЫСТРО не решите эту задачу — Вы шлак.

      • Вообще-то подобное со мной было при собеседовании в Гугл. Меня, джависта, начали расспрашивать о тонкостах настроек мейнфреймов. Поэтому в списке нет Гугла. Я даю задачи из ШКОЛЬНОЙ математики по материалам буквально 3-5 классов. Математика развивает мозги в плане логики, и даже если у человека мозги развиты сами по себе без никакой математики, то он все равно должен решать логические задачи. Потому что развитые мозги именно и предполагают умение решать логические задачи. Капишь?

  • Автор, видимо, никак не закончит 3й курс, поэтому ищет мотивацию этого не делать и оправдания для всех, кто его спросит: «А почему у тебя нет высшего образования?»

  • Умники про «ненужность образования» возьмите на собеседование выпускников из школ ради хохмы и все станет на свои места. Я с такими работаю на 1 курсе, без универа 95% просто ДЕТИ.

    Не стоит так критично относиться к образованию, все стартапы с мировым именем создавали люди, которые познакомились в школе/колледже/универе, мысли и идеи появлялись именно там, поэтому места, где лучшие собираются по интересам, каждый день, просто обязаны быть.
    Я, конечно не знаю как в других ВУЗах, но у нас на кафедре КЕОА в КПИ все довольно гармонично, проблема с рабочими местами у выпускников есть, но как показывает практика, в Польше во Франции и даже в Корее наши ребята котируются высоко. Было бы желание.
    Недавно на этом ресурсе прочитал, что выпускник нашей кафедры Игорь Штурма, устроился в Тесла, приятно.

    • Лихо вы сравнили выпускника школы и выпускника универа, не учитывая их возраст.
      В 16 лет человек — ещё ребенок. В 21 — уже нет. И это взросление не обязательно связано с сидением пятой точкой в учебном заведении.

      Вот если б вы проводили собеседования с 21-летними выпускниками школ и 21-летними выпускниками вузов, сравнение было бы более корректным.

      Вам повезло, что у вас на КЕОА в КПИ всё сложилось гармонично.
      На том же ИФФ всё не так радушно — многие поступают лишь бы поступить, хоть куда. Потом мучаются, сдают, платят взятки или их выгоняют. И никакой это не клуб по интересам. Ситуация, когда к концу второго курса из 30 человек остается три студента — норма.
      По другим вузам, например, по НАУ, тоже статистика неоднозначная — даже после получения диплома со словом «компьютерный», работать по специальности остаются всего пару человек на сотню. Остальные неплохо где-нибудь устраиваются, кто-то открывает своё дело, но по специальности работают единицы.
      По крайней мере, так было лет 10 назад.

  • Это что, переосмысления/дневник студента неудачника?
    Не учит не школа или ВУЗ. Не учится сам школьник/студент. Вот это таки да проблема!
    Сколько балбесов сегодня в ВУЗах «ходят» на пары? А сколько из них учится? С одного потока не более двух человек мотивированы и именно грызут гранит знаний вникая в суть предметов, и в итоге становятся специалистами. А из остальных выходят депутаты и номенклатура.
    Дело в системе преподавания? Нет. Дело в отношение к ней общества в целом. От родителя, до министра.
    А статья — как подготовка почвы к принятию европейских взглядов на то, что кран должен ремонтировать сантехник, лампочки менять электрик, корову доить на пункте спецприема. И ни в коем случае сам, даже если тебе позволяет образование.
    Потому что все должно быть учтено и посчитано. И никто не должен быть самодостаточен.

    • А статья — как подготовка почвы к принятию европейских взглядов на то, что кран должен ремонтировать сантехник, лампочки менять электрик, корову доить на пункте спецприема

      Вы, наверное, невнимательно читали. Всё ровно наоборот.

  • Блин, за убийство без денег меньше дают. А с деньгами и вовсе можно перейти из категории обвиняемых в категорию пострадавших или свидетелей.

  • Ну що ж. Можна привітати автора — така кількість коментарів!

    Стаття — ґуд. Є щоправда деякі нюанси, але то таке, цим нюансам дисертації присвячують. А дисертації ці нудні та нецікаві.

    Якщо ж говорити про реформу системи освіти, як системи, то треба поставити кінцеву мету. Шановний Юрію, Ви яку мету бачите? Щоб максимально забезпечити компанії якісними офісними працівниками? Тобто щоб освіта давала офісних (і не тільки) працівників, чи не так? Тоді, я бачу, що школа у Вас виконує функцію відсіву, тобто виявляє вподобання учнів хто до чого має хист. Далі всі ці вміння відшліфовуються у вищій школі.

    До речі, багато коментаторів сильно помиляються, що в Україні працює така ж система освіти, як у світі. В світі якраз і реалізована система освіти, яка описана абзацом вище. Результат — дещо сильна розшарованість суспільства.

    Цікавим є факт, що приватні школи якраз навчають своїх учнів по радянському зразкуа. А в приватних школах вчаться діти бізнесменів, політиків та інших (тобто еліта нації).

    Різниця щоправда в тому, що в цих школадх викладають нетривіальні і недешеві викладачі.

    Отже, поєднуючи складний для сприйняття матеріал та шикарне викладання, добиваються хороших результатів. Кількість нобелівських лауреатів це підтверджує. Ну і якість політики та бізнесу натякає також недвозначно.

    Стаття ж лише підтверджує той факт, що для підготовки програміста не потрібно закінчувати ВУЗ, це така сама технічна спеціальність як і спеціальність зварювальника. Звісно, якщо ви хочете мати більший світогляд та оперувати більшою кілкістю знань, то вам не програмістом чи зварювальником треба бути, а архітектором або призабутим інженером.

    Тому, давайте визначемо для чого нам потрібна система освіти? Для задоволення компаній їхнього кадрового голоду чи для чогось іншого?

  • автора, который «смог»,
    целиком и полностью поддерживаю
    нельзя учить детей ради учёбы
    мы дышим, потому что нам нужен кислород и нужно вывести СО2 из организма
    мы принимаем пищу потому что без еды и питья мы умрём (а вкусовые ощущения как «побочный» эффект. Как приятный так и пагубный (ожирение, алкоголизм)
    Мы учимся для того, чтобы знания пригодились в практической повседневной жизни: как заработать, чтобы прокормить семью, купить квартиру, машину. Как сохранить семью в случае размолвки, как поступать, чтобы от тебя в старости не отвернулись дети и не сдали в дом престарелых.

  • получается, что так и не понял автор строк для чего в своё время ходил в школу сам. Печально, что очередной «умник» просто сотрясает воздух, не изучив проблему до конца… и что дальше? Поменяется сама собой система образования? Нашему государству не нужны умные думающие люди, поэтому и школа тааакая. Да, дети приходят в школу для ежедневного умственного труда, надо тренировать извилины в голове, как спортсмен тренируется прежде чем выдать результат на соревнованиях… Занятия математикой, физикой, химией, черчением, рисованием… — это лишь СРЕДСТВО РАЗВИТЬ, поднять на определённый уровень мозговую активность ребёнка. В школе — один уровень мозговой активности, в институте — другой. Важно, чтобы голова начала работать как часы, только педагог «заводит эти часы» на всю жизнь. А потом после школы, института будет видно — всё сложится из этих составляющих: насколько хорошо «натренирована голова» + конкретные знания + удача и везение в определённых ситуациях. В наше время, когда культ ребёнка создан практически в каждой семье, дети живут на всём готовом, им не то, чтобы что-то делать , им и думать практически не нужно ни над чем, когда они приходят домой (есть, конечно, исключения — неблагополучные семьи, в которых ребёнок, решая свои проблемы, порой так развивает свои мозги, что никакая высшая математика не сравнится по трудности с задачами выживания). Эффективность умственного обучения выросла бы в разы, если бы ввели трудовое воспитание, только как возмутятся родители… Пошёл бы быстрее процесс профессионального самоопределения, ведь и вправду кто-то предпочтёт физический труд умственному. Всё это пройденный этап, было ведь такое в советской школе… Если в нашем государстве так обстоят дела с образовательным процессом, значит это выгодно кому-то там наверху, «рыба гниёт с головы»… Гнилая бюрократическая система своей отчётностью туманит мозги тем, кто на самом верху и манипулирует теми, кто «внизу»… Слов много, а толку от них мало, так что смысла продолжать не вижу… Добавлю лишь, что каждый умный интеллигентный человек найдёт кого из своих учителей вспомнить добрым словом, причём вспоминать он будет не школу в целом, а конкретную ЛИЧНОСТЬ. Печально, что в простых школах таких ЛИЧНОСТЕЙ с каждым годом всё меньше

  • Это описание проблемы, а где же решение?

  • Ради чего это все? Мы ведь умрем все равно…

Последние новости
02 дек
Смотреть все
  • Дія City
  • Истории компаний
  • Расследования AIN.UA
  • Спецпроекты
  • Безопасность номера
  • Безпека гаманця
Реклама на AIN.UA

Поиск