Почему американские студенты хотят работать в стартапах, а не в Google или Facebook

5648

Если раньше студенты беспокоились о том, как за несколько дней подготовиться к сессии, то теперь горюют, что до сих пор не создали успешный стартап. Особенно хорошо эта тенденция прослеживается на Западе — каждый студент рано или поздно пробует совмещать учебу и работу в перспективном стартапе. Для студентов, которые хотят работать, в США созданы все условия.

По мнению профессора Стэнфордского университета Гио Вайдерхолда, студенты идут в стартап, а не в стабильную компанию, по нескольким причинам:

  1. Стартапы активно рекламируются в кампусах и на территории университетов.
  2. Мантра «Рискуй, ошибайся и иди дальше» побуждает студентов идти в стартап.
  3. Стартапы платят немного, но достаточно, чтобы студент мог обеспечивать себя.
  4. Часто небольшая зарплата компенсируется опционами, поэтому сотрудникам выгодно сделать свою компанию успешной.

Вайдерхолд считает, что студенты, вдохновляясь чужим успехом, уже не хотят тратить время на развлечения — они также хотят преуспеть. Бывший студент Стэнфордского университета Кристофер Ванлэнг вспоминает:

В кампусе многие понимали, что могут пойти на работу в Google или Facebook. Но почти все считали этот вариант запасным — многим хотелось получить связи, работая в интересном стартапе. На старте карьеры удовлетворенность от работы определяет то, насколько адекватно твое начальство. Если ты идешь на работу в большую компанию, рабочие условия там предсказать сложно. Несмотря на хаос в стартапе, там все иначе, поверьте.

Каждый студент мечтает об успешном стартапе

На желания студентов влияет и культура. К примеру, новости о Маркусе Перссоне, продавшем Minecraft компании Microsoft за $2,5 млрд, или о 25-летнем Эване Шпигеле, чье приложение Snapchat оценивается в $20 млрд. Каждый студент считает себя достойным повторить их успех.

IMG 1

Популярные издания регулярно выпускают мотивационные статьи. «16 стартапов, над которыми работают студенты», «Почему колледж — идеальное время для запуска своего бизнеса» — такие материалы оказывают влияние на студентов.

Истории поражений замалчиваются, а истории успеха разносятся как вирус. По статистике платформы для венчурных инвесторов CB Insights 9 из 10 стартапов закрываются. Основные причины: отсутствие рынка, недостаток денег, плохая команда, конкуренция со стороны крупных игроков. Но студенты все равно верят в успех.

Основательница интернет-магазина Headbands of Hope Джессика Экстром считает, что студенчество — лучшее время не только для работы в стартапе, но и для создания собственной компании. Свой магазин она открыла еще в колледже и сделала это осознанно по нескольким причинам:

  1. Профессора в университетах — это кладезь полезной информации.
  2. В кампусе легко найти единомышленников и потенциальных партнеров или сотрудников.
  3. Потерпеть поражение, учась в университете, не страшно — у студента не так много обязательств.
  4. Большинство представителей поколения миллениалов (люди, родившиеся в начале 90-х — ред.) ленивы и зависимы от социальных сетей. Если вы что-то делаете, вы уже на голову выше других.

IMG 2

Обзавестись связями и получить фидбек на свой MVP студенты могут в Дни открытых дверей, которые регулярно проводят вузы. Программа Students to Startups работает с университетами и колледжами США, рассказывая о стартап-культуре. Существуют также студенческие бизнес-акселераторы, вроде канадского AcceleratorYYC, который работает с группами студентов от 16 до 29 лет.

Сооснователь компании Y Combinator Пол Грэм считает, что студентам нужно пройти через «стартаперский период». По его словам, Y Combinator с таким же рвением инвестирует деньги в стартапы студентов, как и в компании взрослых людей. Грэм не вспомнил ни одного стартапа, в котором основатели работали с 9 до 5 — график ненормирован, работы много, а стресса еще больше. В молодом возрасте проще это перенести.

Вузы тоже реагируют на тенденцию: 13 американских университетов запустили академические бизнес-инкубаторы, еще несколько десятков планируют сделать это в будущем. И хотя работа в стартапе считается модной и интересной, сооснователь сервиса General Assembly Мерседес Бент знает, что это не всегда так:

Я думаю, многие считают работу в стартапе чем-то крутым, но первый год мне приходилось отвечать на звонки в туалете — у нас попросту не было свободной комнаты для совещаний. Скорее всего, вы пройдете через что-то подобное.

Справедлива ли данная тенденция для Украины? На этот вопрос редакции AIN.UA ответил Игорь Стефурак, менеджеру по работе с потоком проектов акселератора GrowthUP.

Игорь Стефурак

Игорь Стефурак

«1/10 проектов, которые мы рассматриваем, созданы студентами в возрасте 20 лет. Чаще всего они получают не техническое образование. У студентов высокий уровень английского, что влияет на «глобальность» стартапа. На украинском рынке есть истории поднятия денег под такие проекты, но «выходов» пока нет.

В 2015 году половина студентов, которые проходят у нас стажировку или обращаются с вопросом о вакансиях в портфельных проектах акселератора, уже имеют опыт работы в компаниях (консалтинг, веб-студии, госорганы). Треть из них рассматривают стажировку в качестве опыта для запуска собственного проекта, хотят посмотреть как все устроено и уйти.

Остальные столкнулись с непониманием со стороны работодателей, которые не меняют подход — обязательное посещение офиса, работа на время, а не результат. Есть и такие, кого стартапы привлекают авантюризмом».

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск