7 смертных грехов мобильного маркетинга и разработки

4606
5

Ежедневно в App Store и Google Play загружаются сотни, тысячи приложений. Согласно данным аналитической компании AppShopper, число активных мобильных приложений в App Store превысило 1,5 млн. При этом 80% из них — «мертвы».

В условиях, когда мобильные приложения для компаний становятся ключевой точкой ФОКУСировки внимания всех бизнес-процессов, преступно вести себя «по старинке». Особенно это касается развивающихся рынков мобильных сервисов, ключевой особенностью которого является скорость перемен. К этому надо быть готовым. В противном случае закостенелость подхода может сыграть с вами злую шутку.

Ниже привожу список основных грехов, с которыми могут столкнуться все, кто разрабатывает мобильное приложение.

Грех № 1: Сделать приложение в концепции «а нашему руководству так нравится больше»

g1

Уже прошло время руководителей (и их подчиненных), которые работают по принципу «Я построил три завода, я лучше знаю каким должен быть наш корпоративный сайт». Специфика мобильной разработки настолько всеобъемлющая, что привычные подходы здесь просто не работают! При разработке необходимо базовое понимание следующих переменных:

  • юзабилити — должно быть прежде всего удобно, но при этом и красиво;
  • различие в архитектуре операционных систем;
  • понимание принципов взаимодействия пользователя с устройством;
  • выделение бизнес-требований к приложению (мобильное приложение — это, прежде всего, полноценный бизнес инструмент, такой как автомобиль или кухонная плита, или отбойный молоток. Основная его задача для бизнеса — приносить прибыль, и на этом необходимо фокусироваться при разработке структуры и дизайна приложения. Пользователь не будет проходить сложный процесс регистрации для приобретения билета в метро и уж точно не будет искать информацию о “миссии компании” в недрах мобильного приложения доставки пиццы);
  • условия использования (важно понимать где, как и когда потребитель будет пользоваться вашим приложением. Следует также помнить, что многие пользователи используют свои смартфоны — на ходу, таким образом не стоит усложнять жизнь потребителя мелким нечитабельным и ненужным текстом);
  • целевая аудитория — изучение целевой аудитории и то, для чего она использует мобильное приложение — священный грааль каждого разработчика и специалиста, погружающегося в данную отрасль;
  • аналитика и тренды — это то, что отличает специалиста от интересующегося технологиями. Плохой чертой также будет перекос или в тренды и технологии, или в отсутствие таковых.

Ваш партнер в области мобильной разработки – это специалисты, которые разбираются в предмете и непрерывно проводят ревизию рынка, следят за конкурентами, вводят моду, занимаются бытовым просвещением через продукты, создают тенденции. Их профессия, в широком смысле, думать о новых решениях и создавать их.

Доверие к специалистам, которых вы выбрали в ходе сложного полугодового тендера среди 20 компаний для разработки своего мобильного приложения — ключевой момент успеха командной работы. Именно командной, так как 50% успеха приложения зависит от заказчика и его вовлечения в процесс. Но не переусердствуйте. Расскажите о своей бизнес-боли, а разработчик, если он профессионал, подберет необходимую для вас структуру и инструментарий приложения.

«Когда ты приходишь к стоматологу, ты не указываешь ему, как себя лечить».

99 франков, Ф. Бегбедер.

Грех №2: Сделать приложение для избранных

g2

Этот вечный холивар между любителями «ведра» и «огрызка». Так или иначе, на рынке сейчас господствуют две основные операционные системы для мобильных устройств (пользователей Winphone в Украине настолько мало, что пока этот рынок не является привлекательным для разработчиков и бизнеса). Да, у этих систем много как общих черт, так и принципиальных отличий. У каждой есть свои преимущества и недостатки. Со своей стороны, Google и Apple делают постоянные шаги друг другу на встречу, и постепенно различия между операционными системами стираются. Но они все еще есть!

Порой попадаются приложения, в интерфейсе которых есть чужеродные принципы и элементы управления. Так поступают тогда, когда фокусируются на одной OC, а вторая — в нагрузку. Такой подход исключен и недопустим. Стоит уважать своего пользователя и разрабатывать приложение в привычных для его ОС гайдлайнах, в противном случае он выберет приложение поудобнее.

Грех №3: Сделать приложение и никому об этом не сказать

g3

Найти себя в медийном шуме сложно, еще сложнее — найти своего потребителя или свой сервис. Но есть такая категория разработчиков/заказчиков, которые уверены, что пользователи сами будут искать их приложение.

Говорите о своем приложении нужно все время. Как можно громче и чаще. МОЖНО ДАЖЕ КАПСОМ ПИСАТЬ! Говорите обо всех апдейтах, пишите и делайте видео-обзоры! Очень мало людей пойдут на ваш сайт, чтобы найти внизу незаметную ссылку на ваше приложение. Сегодня есть масса сервисов, перенаправляющих пользователя в сторы, если у сервиса есть мобильная версия сайта и приложение.

Разработка успешного приложения — это в первую очередь маркетинг и только потом разработка. Всегда рассчитывайте потратить на продвижение хотя бы половину тех средств, которые уйдут на разработку. Иначе получите отличное приложение для личного использования за бешеные деньги.

Грех №4: Поспешить с приложением

g4

Разработка мобильного приложения схожа с разработкой любого интерактивного продукта. И как во всех подобных случаях, процесс делится на несколько этапов:

  • анализ задачи,
  • аудит рынка и аудитории,
  • разработка архитектуры,
  • прототипирование,
  • разработка графической концепции,
  • непосредственная разработка программного продукта,
  • наполнение контентом,
  • тестирование и запуск продукта.

Зачастую на начальных этапах компании уделяют незначительное внимание бекэнду сервиса, так как не видят масштаб проекта. Но чем раньше сервисная компания начнет готовить для разработчика все инструменты API (application programming interface), тем быстрее и эффективнее сработает команда разработчиков.

Процесс подготовки архитектуры приложения опирается на данные, полученные непосредственно от анализа аудитории, ее потребности и вашей бизнес-боли. Таким образом, подготовка API может начинаться сразу же после разработки структуры приложения и понимания всех ключевых параметров данных.

К сожалению, ситуации, когда компании уделяют бекэнду недостаточное внимание, скорее правило, чем исключение. В следствии этого, разработчику приходится заниматься «вбиванием костылей» в существующий код и структуру данных. Это ведет не только к большому количеству «багов», но и к неоптимизированному коду, что, в свою очередь, будет отражаться на энергопотреблении и скорости работы приложения в целом.

Решение этой проблемы — сотрудничать и уважать труд разработчиков. Подготовка всех API-запросов по уже оговоренным требованиям и параметрам, но требующее внимания и определенных человеко-затрат со стороны клиента.

В случае, когда структура данных, необходимых для работы мобильного решения с сервисом компании, не готова, подобный запрос может быть отличным «волшебным пенделем» для разработчиков сервиса. Ведь данные, которые получает мобильное приложение, можно использовать и в других продуктах компании, например, на сайте или B2B-приложении для сотрудников и партнеров компании.

В любом случае, это та самая ситуация, когда промедление смерти подобно.

«Кто владеет информацией, тот владеет миром»

Натан Ротшильд

Грех №5: Сделать приложение и больше к этому не возвращаться

g5

Это еще одно заблуждение, которым болеют некоторые компании. Увы и ах, они искренне считают, что сделали идеальный продукт на годы.

Мир не стоит на месте. Ежедневно появляются новые технологии, каждый год выпускаются новые версии операционных систем. Устройства могут все больше и больше. Сегодня никого не удивить версией приложения для Apple Watch (google wear). Завтра NFC уже будет обычной технологией, а iBeacon будет стоять в каждой точке продаж и у каждой лавочки.

Важно постоянно отслеживать новые тенденции в сфере мобильных приложений: геолокация, облачная синхронизация данных, поддержка сканера отпечатков пальцев – все это еще несколько лет назад казалось фантастикой. А вот многие современные поклонники гаджетов могут посчитать программу, не имеющую данных функций, безнадежно устаревшей и предпочесть ей приложения-конкуренты.

Разработка приложения — это всего-лишь первая ступенька для вечного движения вперед и вверх.

Грех №6: Сделать приложение и игнорировать комментарии пользователей

g6

«В большинстве случаев люди не знают, чего хотят, пока ты им это не предложишь»

Стив Джобс

Этап «предложения» мы уже прошли. Теперь остается «слышать» и «слушать» нашего пользователя. Мобильная разработка, чуть ли ни единственная отрасль в интерактивном бизнесе, где вы можете быть очень близки со своим потребителем и предлагать ему то, в чем он действительно нуждается.

Есть исследования, согласно которым потребитель оказывает огромное влияние на появление на рынке успешных инноваций. Об этом говорится, в частности, в отчете Эрика фон Хиппела из MIT. Изучение 1193 коммерчески успешных инноваций из 9 индустрий показало, что 737 продуктовых идей (60%) компании получили от пользователей. Существуют даже понятия User-Created Innovations и User-Lead Innovations, то есть инновации, созданные и «приведенные» пользователями.

Это пожелания тех пользователей, которым «не все равно». Это — успех. У вашего продукта есть фанаты и поклонники, они хотят сделать свою жизнь и жизнь таких же пользователей лучше. Бывает, комментарии пользователей могут «открыть глаза» маркетологом компании.

Но, при этом имеет смысл задать себе вопросы, которые помогут упорядочить и правильно трактовать потребительский фидбэк. Почему данный потребитель лоялен или недоволен? К какой категории потребителей он относится? Инновационный ли это продукт или просто новый? Достаточно ли он классный и прикольный для продвинутых ранних потребителей? Каков потенциал его виральности – распространения среди широкой аудитории через передачу информации о преимуществах, удобстве, полезности и престижности?

Грех №7: Делать приложение идеальным

g7

Предела совершенству нет — это знают все. Идеалами становятся далеко не все и почти никогда — с первой попытки. Леонардо да Винчи 12 лет рисовал губы Моны Лизы.

В погоне за совершенством компании готовы годами разрабатывать свои приложения. Точить, оттачивать детали, вносить правки в механизм и логику, корректировать тексты до умопомрачения разработчиков, и в итоге:

  • разработчики теряют мотивацию и интерес к проекту;
  • получаем неинтересное и неактуальное приложение, так как это все было актуально и нужно год назад;
  • технологии и требования к продукту ушли далеко вперед, и теперь надо потратить еще больше времени, чтобы их догнать и применить все то новое, что появилось за время разработки.

Еще на стадии разработки приложения я рекомендую запланировать новые функции и всевозможные «плюшки», которые вы будете добавлять в него постепенно, с каждым новым обновлением. Добавляя новые функции таким образом, вы не только выпустите приложение раньше, но и обеспечите ему дополнительную огласку при очередном обновлении. Так вы приобретете своих лояльных потребителей задолго до того, как ваш продукт станет идеальным.

Эти семь «грехов» так или иначе проявляются в каждом проекте, это неизбежный процесс на этапе становления рынка. Но наша задача, как разработчиков — объяснить сложности, связанные с каждым из них, минимизировать их присутствие. Мы искренно верим, что избежав добрую половину этих ошибок, все участники процесса получат истинное удовольствие от процесса разработки и результата.

Автор: Юрий Бабич, CEO & Partner компании theMakeApp

Оставить комментарий

Комментарии | 5

Поиск