Экс-редактор The Wall Street Journal Бен Руни: как украинским компаниям попасть в западные СМИ

4191
3

Экономический кризис все чаще заставляет украинские компании искать новые возможности за рубежом. Львиная доля стартапов, получивших инвестиции, уезжает в США и Европу и продолжает развиваться на глобальных рынках. Но после переезда в новую страну украинцам приходится начинать едва ли не с нуля, и залогом успеха становится правильно выстроенный PR. Первый шаг для для привлечения клиентов и партнеров — публикации в тематической прессе. О том, как правильно общаться с западными журналистами и попасть в ведущие мировые СМИ корреспонденту AIN.UA рассказал экс-редактор рубрики «Технологии» The Wall Street Journal Бен Руни после своего выступления на конференции TechConnect.

10154993_10152524547618488_1228637629_n

Бен Руни — один из самых известных западных IT-журналистов. Автор текстов и редактор The Wall Street Journal и The Daily Telegraph, лучший европейский IT-журналист 2013 года по версии The Europas. Сейчас Бен возглавляет английское IT-издание Informilo, которое базируется в Лондоне.

Как правильно продать свою историю

Если вы хотите, чтобы людям было интересно про вас читать – сделайте что-то интересное. Если вы возглавляете районную группу клоунов, то кроме вашей мамы и соседей это мало кого заинтересует. Про это никто не напишет, даже газета «Вечерние вести».

В первую очередь нужно, чтобы ваш стартап решал реальную проблему, и даже неискушенный читатель мог понять и оценить то, что вы делаете. Если вы делаете это первыми в мире и можете похвастаться уникальным продуктом, то это идеальный вариант. В противном случае, подумайте, какую сопутствующую историю вы можете рассказать. Попробуйте, например, сыграть на противостоянии большим корпорациям. В мифологии каждой страны обязательно найдется история о том, как маленький и слабый парень побеждает здорового громилу — люди любят такие рассказы. Напишите современную историю Давида и Голиафа, предложите ее СМИ и с большой вероятностью они решат узнать, кто вы такие и чем занимаетесь.

Заголовок «Украинская компания XXX получила XXX инвестиций и собирается конкурировать с Uber» отлично прозвучит для большинства западных изданий. Не хочу вас обидеть, но для большинства людей за рубежом Украина представляет из себя поле боя, и новости про страну сводятся к военным хроникам. Если вы со мной не согласны, то подумайте, много ли знаете про Ближний Восток, кроме того, что их бомбят все кому не лень, а по улицам бегают сумасшедшие фанатики с автоматами Калашникова. Поэтому, всем будет интересно узнать, что в Украине не только воюют, но и делают хорошие IT-продукты.

IMG_20151112_145916

Бен Руни и главный редактор The Next Web Мэтью Хасси во время доклада на конференции TechConnect

Недавно Snapchat добавил функцию, которая позволяет в реальном времени изменить собственное лицо так, чтобы красиво смотреться на фото или во время видеочата. Это не новость, мы практически никогда не пишем про обновления приложений. Но есть нюанс — компания, которая создала эту штуку, родом из Украины, и SnapChat купил ее за $150 млн. Будь она из Калифорнии, это вряд ли вызвало бы такой ажиотаж.

А вот если вы сделаете акцент на стране в письме российскому журналисту, это не сработает. Там достаточно знают про Украину, и этих ребят в первую очередь заинтересует ваш продукт и технология. Мне, например, совершенно неинтересно, откуда родом очередной европейский стартап — из Германии или Франции. Поэтому перед тем, как начать составлять письмо журналисту, подумайте — что знают читатели этого издания про страну, откуда вы родом.

Как достучаться до журналистов и уговорить их написать про вашу компанию

Найдите журналистов и издания, которые уже что-то писали по вашей тематике и почитайте публикации на похожие темы. После этого найдите контакты авторов этих текстов и напишите им письмо с конкретными идеями и предложениями.

Питчить журналистам — непростая задача. Будьте готовы к отказам и к тому, что вам попросту не будут отвечать. Но запомните самое главное: никогда не соглашайтесь с отказом. Если вам не ответили один раз, напишите второй, третий, четвертый, и не оставляйте попыток до тех пор, пока про вас не напишут.

IMG_20151112_145924

Как-то раз я был в Берлине, и один стартапер очень хотел, чтобы я написал про его проект. Не помню почему, но я ему отказал. Парень не сдался и продолжил писать мне всеми доступными способами: в Facebook, Twitter, на email. У меня практически не было свободного времени, но этот чувак прижал меня к стенке и практически не оставил шансов отказаться от общения с ним. В итоге я сказал ему: «Завтра утром я буду ехать в аэропорт, можешь сесть ко мне в такси и рассказать про свой проект. У тебя будет полчаса». В итоге оказалось, что у него была интереснейшая история, и мы написали про него текст в The Wall Street Journal, записали видеоинтервью и аудиоподкаст.

Мораль: пишите журналистам до тех пор, пока они либо не ответят «да», либо не пригрозят позвать полицию.

Как правильно составить email

Когда я работал в The Wall Street Journal, мне ежедневно приходило около 200 писем. Большинство из них я читаю с телефона, и, как видите, на нем видны только первые несколько слов из темы письма и имя отправителя. Я наверняка открою письмо, если знаю отправителя, в ином случае вам нужно продать мне идею первыми тремя-четырьмя словами из заголовка. Напишите, что украинский стартап хочет потеснить Uber — это прозвучит круто. Если же вы из Западной Европы или США, то продавайте идею — меня наверняка заинтересует новое средство диагностики рака или что-то подобное.

И, пожалуйста, не пишите мне ночью. Когда я просыпаюсь, то обычно вижу около 30 непрочитанных писем и ваши шансы получить ответ ничтожно малы. Еще одна плохая идея — писать на выходных или перед государственными праздниками. Это время я хочу провести с семьей и друзьями, а не разгребать почту. Поэтому напишите мне в течение дня, когда я пью кофе или обедаю. Писать можно не только на почту, но и в Facebook, Twitter или куда-то еще. Я проверяю все источники и провожу большую часть времени в поисках интересных историй — это моя работа.

Нужен ли стартапу PR-отдел

Я категорически против того, чтобы общаться с PR-отделом в стартапах. Если мне пишет пиарщик — я говорю: «До свидания, увидимся позже». Я не стану с ним общаться и уверен, что это бесполезная трата денег. Если вы Spotify или Uber, то это еще простительно, но на начальных стадиях CEO стартапа должен все делать сам. Ведь никто не знает бизнес лучше него.

IMG_20151112_145912

Стоит ли предлагать изданиям эксклюзив

Если вы отправили мне пресс-релиз и я его прочитал – вы уже сделали хорошую работу. И я не обижусь, если его получил The Next Web или TechCrunch. Хотя получить эксклюзив, конечно же, интереснее.

Понятно, что дать всем эксклюзивы нереально, поэтому найдите лучшее издание по вашей тематике и сделайте все возможное, чтобы они про вас написали. Не обращайте внимания на остальных и продолжайте питчить их днем и ночью до тех пор, пока они не сдадутся. Если в течение 2-3 дней ничего не вышло, переходите ко второму номеру. Но никогда не отправляйте письма одновременно в несколько десятков изданий — это не работает. Достаточно, чтобы про вас написало одно популярное СМИ, после этого историю подхватят другие ресурсы, и вы получите желанный результат.

Оставить комментарий

Комментарии | 3

Поиск