Зачем стартапу IPO после того, что стряслось со Square

3663
5

На прошлой неделе технологическая компания Square, основанная одним из создателей Twitter Джеком Дорси, вышла на IPO. Это событие, вместо грандиозного успеха, обернулось невиданным провалом. Впервые за 17 лет цена акции компании при публичном размещении акций была ниже, чем при последнем раунде инвестирования. И, похоже, Square будут только первой пташкой. Журналистка TechCrunch Кейти Руф тоже обеспокоена этой ситуацией и опубликовала заметку, в которой рассуждает можно ли считать IPO — даунраундом нового поколения.

Выход Square на биржу NYSE. Фото: Square

Выход Square на биржу NYSE. Фото: Square

В кругах венчурных инвесторов фраза «IPO – это новый даунраунд» уже стала мемом.

Пугающий «даунраунд» — это ситуация, когда стартап поднимает финансирование под меньшую капитализацию, чем была у него в предыдущем инвестиционном раунде. В то время, как при выходе на IPO большинство компаний наращивают свою ценность, публичная капитализация Square, Box и Hortonworks была ниже, чем та, под которую выделяли финансирование венчурные инвесторы поздней стадии.

Square разместился по $9 за акцию на прошлой неделе и сходу вырос на 45%. Теперь компания оценивается в $4 млрд, но это все равно на треть меньше, чем те $6 млрд, в которые она оценивалась в ходе предыдущего раунда финансирования.

Есть и другие компании, включая Groupon и Zynga, которые оценивались выше, пока оставались частными предприятиями. Их публичная оценка оказалась ниже, чем в период до IPO.

Многие, кто замечает эти закономерности, говорят о новом «пузыре». В какой-то момент эти компании начинают оценивать сверх меры, и в результате столкновения с публичным рынком ожидания спускаются с небес на землю.

«Мы увидим несколько «единорогов», которые в результате IPO выйдут на меньшую капитализацию, чем при последнем раунде инвестирования, — предсказывает Макс Вольф, главный экономист Manhattan Venture Partners. — Это станет частью запоздалого и тяжелого восстановления рынка».

«Некоторые стартапы спасутся, но люди будут платить центы за доллар», — добавляет Вольф, предрекая судный день для некоторых стартапов, имеющих очень высокую оценку.

Ананд Санвал, СЕО аналитической фирмы CB Insights, предупреждает: «Если вы — компания, которая теряет много денег на нерегулярной основе… частные рынки могут для вас оказаться закрыты».

Иногда компаниям приходится размещать свои акции на публичном рынке для того, чтобы поднять капитал – в конце концов, IPO – это фандрейзинговое событие. «Так что, вместо того, чтобы идти вниз по тропинке частного рынка, у вас остается шанс на публичном. Мы увидим много таких примеров», — предполагает Санвал.

Другие же говорят, что разница между объемом инвестиций предваряющих IPO и публичной оценкой не является проблемой в долгосрочной перспективе. Некоторые инвесторы, торгующие на рынке могут расценивать эти заниженные цены как скидку. Facebook сначала тоже проседал на публичном рынке, однако сейчас стоит в пять раз больше, чем 3 года назад.

«Важно не слишком концентрироваться на ‘цене при выходе на IPO’, — говорит Атиш Давда, СЕО компании EquityZen. — Важно, как будут идти дела у Square в течение грядущего десятилетия».

«Если Square выдержит шквал, последовавший тому, что на публичном рынке их акции торгуются дешевле, нежели в ходе предыдущего раунда инвестирования, остальные последуют этому примеру», — добавляет Фил Хаслетт, сооснователь EquityZen.

Конечно, последние сотрудники, которые присоединились к Square, будут расстроены из-за того, что они подписывались на одну стоимость акций, а после IPO она упала. Но существуют некоторые механизмы, которые способны уберечь от этого. Их называют «храповики» — когда избранные инвесторы, включая тех, что инвестировали в Square и Box, гарантировано получают минимальный выхлоп и не теряют на низкой цене акций при IPO.

Но большинство технологических инвесторов уверит вас, что низкие IPO – это аномалия, и что целая плеяда миллиардных стартапов отлично поживает.

«Надежные компании справятся с IPO и после публичного размещения акций у них все будет хорошо», — говорит Санвал.

По крайней мере, Долина надеется на это.

Оставить комментарий

Комментарии | 5

  • Господа журналисты, а ничего, что за 2014-2015 год IPO 60% компаний прошло с понижением стоимости? И «новый даунаунд» — возник явно не на пустом месте и явно не из-за одной компании. А Square просто фантастически не везет. Может им отменить понедельники?

    Некоторые аналитики отмечают снижение капитализации при выходе на первичное размещение как защитный механизм рынка, другие — как результат махинаций.

    В общем — читайте CB Insights — в последнее время там часто вопросы подобные анализируются.

    • Здравствуйте, Виктор! Вот здесь указывается что падение при выходе на IPO по сравнению с late stage было впервые за 17 лет: http://qz.com/555250/squares-ipo-achieved-something-that-hasnt-been-seen-in-17-years/

      Помимо этого, это переводная статья журналиста TechCrunch, с выводами которого мы можем соглашаться или нет, но переиначивать прямую речь не можем.

      А CB Insights читаем 🙂

      • Впервые было размещение ниже целевой цены в проспекте, после чего был громадный рост. Вот такого спекулятивного роста в первый день торгов действительно не было давно. А размещение ниже ожидаемой цены — достаточно часто. Как правило — в перегретых сегментах, где частное размещение уже не дает желаемого притока капитала.

  • «цена акции компании при публичном размещении акций была ниже, чем при последнем раунде инвестирования». Я думаю, что так неправильно говорить. Цена акции — это более-менее рыночная сущность, которая возникает или после IPO или если капитал разделить на количество акций. 6 млрд. на которые вы ссылаетесь — это не капитал, а «экспертная оценка». По итогу же в Сквере, на сколько я вижу» все инвесторы очень хорошо заработали. При привлеченных 150 млн долл. их капитализация — 4 млрд. Где тут даунраунд?

Поиск