Огонь без дыма: Uber тихо готовится к запуску в Украине

13902
20

В начале лета популярный сервис Uber, который конкурирует с традиционным бизнесом такси по всему миру, открыл вакансию general manager в городе Киеве. Вакансия провисела недолго, но успела собрать сотни резюме, а также — породить надежду на то, что Uber наконец-то дойдет и до украинского рынка. Но время шло, сервис с тех пор запустился во множестве городов, в том числе в Европе — Вильнюсе и Минске, а про Киев или другой украинский миллионник слышно не было. Кто-то даже посчитал, что вся шумиха вокруг вакансии — просто хитроумный способ Uber прощупать рынок, «дым без огня». Но, как стало известно AIN.UA, Uber все же формирует команду в Киеве, и, возможно, даже нашел главу представительства.

Таки запускаются?

Как редакции сообщило несколько источников на рынке, Uber сейчас занимается формальностями для выхода на рынок Украины, а также — встречается с потенциальными партнерами. Как минимум, сервису нужен банк-эквайер, который будет обслуживать платежи. Таким банком предсказуемо может стать «ПриватБанк». Официально в банке эту информацию не подтвердили и не опровергли, но, как выразился источник в банке, в этом направлении «работа кипит». По словам другого источника с рынка, в киевском Uber уже сформирована команда, но пока неясно: это постоянные сотрудники или «контрактеры».

2uber

«Были какие-то непроверенные слухи, что у Uber уже есть здесь команда, которая тихонько начала работать. То, что Uber сюда выйдет — 100500%, вопрос только, когда», — говорит Ярослав Максимович, чей стартап 2Event недавно запустил сервис подбора и заказа такси в онлайне.

Есть и данные о том, кто же возглавит представительство. Когда Uber вывесил вакансию на LinkedIn, на нее за день подалось более 220 претендентов. По данным AIN.UA, главой представительства может стать Юрий Романюха, бывший аналитик фонда Imperious Group. Он вместе с братом Дмитрием соосновал «украинский Uber для самолетов» — сервис JetMe. Основная идея сервиса в том, чтобы дать пользователям бронировать и оплачивать полеты на частных самолетах. Идея сервиса изначально основана на так называемых EmptyLegs (когда самолет возвращается пустым и места в нем можно продать).

В ноябре прошлого года стартап поднял раунд от Imperious Group. Правда, как стало известно редакции, Uber пока не обращалась к бывшему работодателю Юрия за рекомендациями, но при этом в фонде не очень довольны сотрудничеством с ним. Сам Романюха свое возможное назначение никак не комментирует, а редакционный запрос переадресовал Локману Курису, который отвечает в Uber за международную экспансию.

3uber

В Uber довольно туманно говорят о планах по Украине: «Города с населением более 500 000 человек интересны Uber с точки зрения развития бизнеса. Что касается дат запуска и членов команды, пока мы не даем конкретных деталей».

Перспективы и немного скепсиса

На рынке такси-сервисов потенциальный выход Uber оценивают осторожно, чтобы не сказать — скептически. Ведь в Украине, по данным Украинской таксомоторной ассоциации, около 90% рынка такси — в тени, а цены очень низкие по сравнению с Европой.

Компании нужно держать марку суперрастущего проекта и показывать развитие инвесторам, говорит основатель Uklon Виталий Дятленко. Но в Киеве, как и в Минске, компании может быть интересен только сегмент «блек» (премиальный сервис, с машинами типа Mercedes E- и S-класса, Audi A6, BMW 7, BMW 5). В эконом-классе, где средний чек составляет $2-3, конкурировать будет сложно. «В сегменте элит-такси, за счет сервиса, могут быть варианты. Но, по моему мнению, вход сюда станет лишь галочкой в списке их стран и не будет экономически оправданным», — говорит он.

С ним согласны и другие участники рынка. Стратегия Uber по захвату новых рынков основывается на демпинге, а в Киеве таксистов с дорогими лицензиями и разрешениями, которые держат высокие цены, просто нет, подчеркивает соинвестор украинского стартапа WinTaxi Мария Орлова. WinTaxi, кстати, работает по модели, сходной с Uber.

1uber

Илья Кенигштейн, который сейчас занимается выходом PayPal в Украину, задал вопрос Facebook-сообществу: почему Uber все еще не в Киеве? Ответы практически единодушны.

По словам Орловой, цены на такси в Киеве ниже всех соседних столиц и сейчас находятся на грани рентабельности. «В Минске «минималка» — около 50 грн за 2 км и 7-8 грн/км в самых дешевых службах, В Варшаве — 50 грн посадка и 18 грн/км. По «белорусскому тарифу» проезд с Петровки до Майдана стоил бы 110-130 грн, по «польскому» — 200 грн. В Киеве же сейчас можно проехать по этому маршруту за 50-70 грн (правда, на дешевом «ланосе»), — говорит она. Второе преимущество сервиса — расчет картой — будет работать только в случае, если с самого начала у Uber в Киеве будет несколько тысяч машин. А если пользоваться услугами «партнеров», то безнала не будет, считает Орлова.

Илья Кенигштейн, который недавно общался с представителями компании по экспансии в Восточную Европу, тоже не верит в экономическую целесообразность запуска Uber в стране: «Честно говоря, эта суета и обсуждения вокруг Uber напоминает сборы жителей провинциального городка на полустанке, посмотреть, как мимо проносится Восточный экспресс. Uber — это не какое-то агентство по вызову такси, это крупнейший мировой стартап с оценкой в $50 млрд, они привыкли работать по-белому. А у нас пока выигрывает тот, кто не платит налоги».

Несмотря на то, что Uber рисуют такие мрачные перспективы на украинском рынке, где пассажиры готовы ездить на «убитых ланосах» с пробегом в 500 000 км, лишь бы подешевле, пользователей эта новость скорее обрадует. Появится Uber — а там и «Старбакс» откроется. Или даже Apple снизойдет открыть пару своих магазинов.

Оставить комментарий

Комментарии | 20

  • Вы все с ума посходили?
    Аналитик и неудачный стартапер может стать главой представительства Uber в Украине???

  • Объясните суть Uber’а, ибо знаю, что круто, но не интересовался почему. Собственно, владельцы машин используют систему Uber на подобии фриланса, когда клиенту подаётся ближайшее к его месту авто из зарегистрированных в системе водителей?

  • Юридически работать можно.
    Приватбанк же как-то взаимодействует с таксистами в приват24, хоть и через посредников»

  • Ну да, нам реально старбакса не хватает, убера и аппл стора в стране. Вот есть ощущение незаполненности в инстаграмме какое-то.

  • В Варшаве и Минске тоже цена киллометра ниже чем в Нью Йорке или Лондоне. И открылись. Так и в Киеве откроются. Думаю демпинг будет небольшой в отличии от Западных стран

  • Весь світ дебіли — бо працюють по-білому.
    Добре що ми не такі.
    Тим більше у нас і так все найдешевше.
    У нас ще й нема банківської системи, для чого вона?

  • А что, сегментов кроме «элитные машины» и «убитые ланосы» больше нет? Вполне можно на среднем сегменте построить бизнес, когда и не дорого и стандарт сервиса есть.

    • К сожалению, строить хоть сколько нибудь масштабируемый бизнес на среднем сегменте в Украине практически нереально (за редкими исключениями). Нет у нас достаточного по размерам среднего сегмента — есть или жёсткий эконом или люкс. Это касается всей экономики в целом, а не только одного рынка.

  • Второе преимущество сервиса — расчет картой — будет работать только в случае, если с самого начала у Uber в Киеве будет несколько тысяч машин. — это почему же?????????

    • Для этого нужно, чтобы все таксисты были с родным приложением с интегрированным безналом. Сейчас все работают через перекидку Эвоса, а там безнала нет. Как Вы отнесетесь к тому, что приедет машина «от Убера», а таксист будет, как обычно, на ланосе и в ответ на предложение оплатить картой, скажет «какой картой? мне никто не сказал, это партнерский заказ, гони наличные»? А если без Эвоса, то надо много машин. Киев — большой город))

      • че за бред. Как таксист от убер сможет работать без родного приложения? Вы пользовались убером?

        • Пользовался. Таксист Убера пользуется родным приложением, в котором есть оплата картой. Сейчас у нас все работают через общий эфир одного монополиста — а у него оплаты картой нет. Значит Убер не будет работать с монополистом. Для этого ему нужно будет очень много машин сразу и цены выше (их комиссия 20%, у нас — в среднем 10%, и они не могут/не хотят с ржавыми корытами работать). Это значит, что какое-то время машин будет мало и на экране приложения будет что-то в духе «извините, нет машинок в этом районе». Второй вариант — начать отправлять заказы в общий эфир, чтобы делать вывоз, а там безнала нет. Очень интересно, какой вариант они выберут.

  • Как же тогда Уклон зарабатывает? Ведь это не премиум сегмент. Вот как всегда. В бедной, нищей стране все кто выходит — только в премиум. А это 1-2% рынка. Так что ланосы — вперде!

  • Я готов платить хорошие деньги, за Uber если буду выходить из Audi A6, и чувствовать себя the boss 🙂

  • В среднем ценовом сегменте работают и Элит-такси, и Экспресс. У них свои таксопарки и три класса машин: «стандарт», «бизнес» и «премиум», все с возможностью оплаты картой (хотя бывает и «чего же вы раньше не предупредили, я терминал не зарядил»). Но, к сожалению, тех, кто готов платить за качество, очень мало. В текущей ситуации для Убера может иметь смысл R&D в Украине, но никак не запуск самого сервиса.

  • На тему комментариев мол Уберу не выгодно. Очень даже выгодно сейчас заходить. Никто не интересрвался почему Убер постоянно берет новые инвестиции огромного размера для выхода на новые рынки? Убер занимается кастомер эквизишн и выживает с рынков конкурентов. По сути, он держит низкие цены, дотируя водителей себе в ущерб. Но это называется не затраты, а привлечение пользователей. Таким образом он становится мономолистом и дальше контролирует рынок и цены. Потом кому-то новому выходить на рынок, где Убер монополист, невозможно дорого — ведь Убер все равно не будет ломить цены, но будет зарабатывать на объемах. И теперь задумайтесь где дешевле дотировать водителей, подминая рынок, — там, где проезд стоит $10 или там, где $2? Уберу достаточно будет просто не зарабатывать, отдавая все водителям — это даже не в минус будет, но это позволит вытеснить всех конкурентов, которые хоть что-то зарабатывают на водителях. К тому же, у Убера есть дополнительные сервисы. Так что все будет хорошо и подмять украинский рынок Уберу будет как раз дешевле всего. Как конфету у ребенка отобрать.

    Итого:
    1) выход на рынок и вбрасывание денег (на Украину просто копейки по западным меркам) в выживание 1000 конкурентов, каждый из которых имеет Х поездок в день;
    2) Получение монопольного положения на рынке с 1000Х поездками в день;
    3) Устанавливание минимальной наценки, которая, благодаря большому объему, все равно будет приносить стабильную железобетонную прибыль. Инвестиции — разовые, а прибыль — постоянная. Почувствуйте разницу.
    4) Чтобы кто-то из конкурентов смог проделать то же самое, разговор будет идти про инвестировние сотни миллионов долларов в такую же тактику выдавливания конкурента, что уже будет практически невозможно. Никакие стартапы или хитро-покрученные предприниматели-перевозчики исключительно из-за финансовой модели и недостаточного кол-ва поездок не смогут продержаться.

  • И незаполненость желудка без холфудс

Поиск