Как фрилансеру построить долгосрочные отношения с клиентами — 5 советов

3661
9

Львиную долю рабочего времени фрилансера занимает поиск клиентов. Сначала их становится все больше, а потом появляется определенный пул работодателей, с которым удается наладить сотрудничество. Однако для того, чтобы эти отношения не пали жертвой недоразумения или неграмотной коммуникации, приводим пять советов, которые помогут выстроить долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество.

1. Найдите правильных клиентов

Каким бы очевидным это не казалось, но в основе всего стоят именно клиенты. И их правильный выбор определит ваши дальнейшие взаимоотношения с ними.

«Вам нужно понимать, как клиенты строят бизнес и будут ли они продолжать делать у вас заказы. Если это, допустим, одно мобильное приложение под конкретный кейс – понятно, что долгосрочных отношений не получится. Но если вы видите, что ваши услуги будут востребованы регулярно — имеет смысл выстраивать сотрудничество», — говорит Андрей Просеков, фрилансер с большим опытом работы, top rated на бирже Upwork.

Handshake business concept

Помимо того, что бизнес клиента должен постоянно нуждаться в услугах фрилансера, нужно и здраво оценивать процесс коммуникации с заказчиком. Если «не заладилось» с самого начала, скорее всего, не имеет смысла продлевать сотрудничество в будущем, иначе проблема непонимания будет лишь усугубляться.

2. Договаривайтесь на берегу

Обо всех деталях лучше говорить до начала работы над заказом. Это убережет фрилансера от необоснованных претензий, а клиента – от плохо выполненной работы.

Чем опытнее фрилансер, тем лучше он знает свои слабые и сильные стороны, навыки, а также трудности, которые могут настигнуть его в процессе выполнения заказа. О них стоит рассказать клиенту сразу, в противном случае объяснения пост-фактум будут выглядеть как невнятные оправдания и объяснения о плохо выполненной работе.

То же самое касается и клиента. «Если клиент говорит: «Я сам могу это в фотошопе дорисовать, почему я вам буду за это платить?» — значит вы не до конца оговорили сферу своей и его компетенции. Если же случился такой прецедент, несмотря на договор, возможно, вам с этим клиентом не по пути», — говорит Андрей.

3. Не повышайте рейт по проекту без весомых на то причин

Очевидно, что в процессе долгосрочного сотрудничества фрилансеру захочется поднять свой рейт. Однако без весомых причин этого делать нельзя. Повышение рейта по проекту должно подкрепляться понятной и осязаемой причиной. Одно лишь долгосрочное сотрудничество не является достаточным оправданием вашего решения изменить расценки за ваши услуги. Здесь нужно помнить о лояльности к клиенту и проявлять ее на том же уровне, как мы ожидаем по отношению к себе. А вот если у вас уже очень богатое портфолио, и вы овладели новыми навыками — это более предметное основание для повышения рейта.

«Если клиент заказывает у вас более сложный проект, чем предыдущий, то вы можете поднять цену, но объяснить, почему происходит именно так. Если же суть одинаковая, а вы называете новую стоимость, клиент решит, что вы просто решили на нем «покататься»», — комментирует Просеков.

Laptop and dollars

Таким образом, для повышения цены может быть лишь несколько поводов: более сложная работа, общее изменение расценок на рынке, обретение уникальной экспертизы.

4. Избегайте сюрпризов

Клиенту нужна качественно выполненная работа. Если заказы повторяются, то клиент ожидает, что и результат будет повторяться. Поэтому неприятные ситуации со стороны фрилансера могут сильно подорвать доверие к нему клиента. Если фрилансер ощущает, что что-то может пойти не так, лучше предупредить клиента заблаговременно, чтобы это не стало для него неприятной неожиданностью.

Если фрилансер постоянно демонстрирует один и тот же уровень качества выполненной работы, то работа в рамках ТЗ, но более низкого качества, может расстроить заказчика. То же самое касается оплаты. Не нужно пытаться скрывать какие-то траты, рассчитывая их собрать с клиента уже по ходу, необходимо оговорить все возможные экстрарасходы заранее, а дополнительные расходы внести в ваш договор. Даже если вы делаете это без злого умысла, клиента дополнительные расходы уж точно не порадуют.

При сдаче готового проекта попросите клиента дать оценку проделанной работе и спросите, соответствует ли работа его ожиданиям. Будьте готовы внести изменения, если нужно, а также к критике — необходимо дать клиенту возможность высказаться и принять его замечания. Если вы не согласны с чем-то, объясните это, но не забывайте о правилах бизнес-коммуникации.

5. Смотрите по сторонам

Какие бы чудесные отношения фрилансер не выстроил с клиентом, всегда нужно помнить, что они могут закончиться.

«Сотрудничество может закончится по любой причине. Никогда нельзя предугадать всего. Но если вы выбрали хорошего клиента и качественно выполняете свою работу, вероятность потери заказчика снижается», — резюмирует Андрей.

Фрилансеру никогда не следует забывать, что он с такими навыками не один, и другие фрилансеры точно так же работают над схожими проектами. Очень легко попасть в зону комфорта, построив долгосрочные и прибыльные взаимоотношения с клиентами. Однако первое, что может послужить причиной разрыва сотрудничества — падение профессионального уровня фрилансера или же несоответствие его навыков тому, что предлагается на рынке.

Поэтому фрилансеру следует смотреть по сторонам, учиться у коллег и не забывать о том, что даже самые благоприятные взаимоотношения с заказчиками не освобождают его от необходимости постоянно развиваться.

Оставить комментарий

Комментарии | 9

  • И запомните: если клиент без каких-либо вопросов оплачивает в долларах работу, которая вдвое дешевле на рынке — готовьтесь приносить ему «кофе в постель». 🙂 Жаль я не удержал одного из первых клиентов, который тогда платил почти втрое на рынке.

  • пфф, я тоже топ рейтед и чо, распиздяй распиздяем 🙂
    Пока «программисты» на фрилансе не научатся вести себя как продажники, грош цена всем этим советам, ну не поймут они чем $500 от американца отличаются от $500 от «dear sir» или «всем привет, нужен русскоязычный программист» и почему как бы ни было затратно по времени надо персонализировать обращения.

Поиск