AIN.UA » Бизнес, ЛучшееМесто для дизайнеров: история создания и развития лектория и коворкинга Projector
EN

Место для дизайнеров: история создания и развития лектория и коворкинга Projector

5027
4

Рост количества образовательных курсов и проектов разнообразных направлений в Украине в последние годы смело можно назвать бумом. Мы ранее писали об истории зарождения и становления Kyiv Academy Of Media Arts, а в этот раз пообщались с Александром Трегубом — дизайнером и основателем дизайн-среды Projector. Сейчас Projector — это вечерние курсы, ориентированные на дизайнеров и профессионалов смежных сфер, а также коворкинг с очень демократичным подходом.

img_7582_copy_1024

Александр Трегуб в холле Projector. Фото: Оля Закревская

Lean Startup

Прежде чем заняться образовательными курсами, Александр работал дизайнером и арт-директором. Сначала в «Студии Артемия Лебедева», потом — в дизайн-хаузе «Akademia».

«Еще когда я работал в «Студии Лебедева», оказалось, что средний уровень людей, которые подают заявки на вакансии, весьма невысок (несмотря на то, что этих людей огромное количество). Более того, общий уровень грамотности совершенно недостаточный. Все дизайнеры срезались на довольно примитивных вопросах, вплоть до неграмотной работы с переносами или использованием тире», — с таких размышлений, по словам Трегуба, и зародилась идея создания Projector.

Началось все с нескольких курсов, которые читал непосредственно Трегуб и несколько его знакомых профессионалов индустрии. Первые лекции проходили в пространстве Bibliotech, однако в какой-то момент оно перестало вмещать всех желающих. Пришлось искать отдельное помещение.

Как раз в это время в районе Контрактовой площади освобождался один из офисов, который удалось снять Александру. Офис относительно небольшой, но просторный: три больших кабинета, которые сейчас стали коворкинг-комнатами, и широкий коридор, который служит площадкой для общения. Во многом за счет того, что именно там расположена кофе-машина, дизайнерская библиотека и удобные диванчики.

«Мы старались действовать по принципу Lean Startup, — рассказывает Трегуб о запуске пространства. — Обычно как происходит: тратят уйму денег на классный ремонт и помещение, а потом оно стареет и становится хуже. Мы сделали наоборот: начали с малого и постепенно все расширяем и улучшаем».

IMG_3584 (Копировать) IMG_3470 (Копировать)
IMG_3477 (Копировать) IMG_3498 (Копировать)

Образование и спикеры

На данный момент в активе Projector 14 курсов продолжительностью от одного до четырех месяцев. Стоимость курса варьируется от 2 000 до 3500 грн/месяц. Кураторами курсов становятся практикующие профессионалы из крупных и успешных компаний. Александр гордится преподавательским составом и старается собрать лучших специалистов на рынке. Но есть еще одна особенность: не все специалисты способны преподавать.

«Для того, чтобы стать у нас преподавателем, человек должен:

  • Быть крутым профессионалом. А не просто прочесть пару книг и рассказывать всем, как жить.
  • Он должен быть заинтересован в преподавании. Это специфический вид деятельности, который подходит не каждому специалисту. И, как правило, не получается, когда мы приходим к человеку и просим его начать преподавать. Обычно человек сам созревает, приходит к нам и показывает, что ему есть что рассказать», — делится опытом Трегуб.

Среди спикеров, которые читают курсы в Projector, есть специалисты топ-уровня из компаний Vintage, Hooga.Creative, Cogniance, ЛУН.ua и т.д. Сам Александр, например, ведет курс «Веб-дизайн. Основы», который длится три месяца.

«У нас есть стойкое понимание, что обучение должно проходить через практику, — рассказывает Трегуб. — Я понял, что ту систему, по которой учился сам, приходится переворачивать с ног на голову. Сейчас я пришел к очень подлому способу преподавания: даю очень мало вводных, практически обрекая студента на неудачное выполнение работы. Он делает, у него не получается, и после этого я даю фидбек и могу читать лекцию».

При этом Projector не пытаются заводить стационарных преподавателей, поскольку все, что связано с дизайном, очень быстро устаревает. Поэтому и сам Александр, и другие преподаватели остаются практикующими специалистами.

Projector как бизнес

«В Украине появляется дизайн, но он как маленький ребенок: у него уже многое получается, есть первые яркие успехи, но они нестабильны, непредсказуемы, и в целом общий уровень специалистов все еще очень низкий. Я хочу помочь рынку получить понятных, актуальных, проверенных специалистов», — именно так описывает миссию проекта Александр.

Projector был запущен сугубо его усилиями, за его счет и без дополнительных инвестиций. Начиналось все с небольшого офиса, а сейчас расширилось на еще одно помещение, в котором заканчивают последние приготовления. Когда мы туда зашли, там еще пахло шлифованным деревом.

«Projector прибыльный с первого дня. И постоянно развивается», — рассказывает Александр. Отбоя в студентах у программы нет. Трегуб отмечает, что есть курсы, на которые выстраивается очередь в 150-200 человек заранее. Главной причиной такого интереса является тот факт, что традиционное образование не способно вырастить специалиста, готового к реалиям рынка.

img_7800_copy_1024 img_7621_copy_1024

Возрастная категория студентов колеблется в рамках 20-35 лет. Мотивация участия в образовательной программе тоже разная. Поэтому курсы варьируются для новичков и более опытных дизайнеров.

Вторая часть Projector как бизнеса и дизайн-среды — это коворкинг.

Коворкинг для своих

Главная идея Трегуба — сделать из Projector не просто образовательные курсы или же рабочее пространство, а построить полноценную экосистему общения и развития дизайнеров и представителей смежных профессий. Именно поэтому помещение днем работает как коворкинг, а вечером превращается в лекторий.

В коворкинге раньше был доступна только опция аренды рабочего места на один день всего за 55 грн, что является очень низким показателем для Киева. Теперь добавилась возможность снимать рабочее место на месяц за 1100 (тоже очень дешево).

«Коворкинг дополняет школу и нам важно, чтобы в него попали правильные люди. Но мы не хотим ставить им высокие преграды. Нет задачи делать из этого высокоприбыльный проект, важнее собрать правильных людей», — рассказывает Трегуб и утверждает, что даже человеку, который готов заплатить деньги, могут отказать в рабочем месте.

В коворкинг берут не только дизайнеров. По словам Александра, там будут рады и менеджерам, и разработчикам, и представителям других смежных профессий. Главные критерии — общая адекватность и вовлеченность человека в индустрию. Оценивается это персоналом коворкинга (подсказка: профиль на Behance может стать хорошим подспорьем).

IMG_3492 (Копировать)

Дизайнеры и арт-директоры

«Выпускники вузов, в которых учат дизайну, совершенно неправильно представляют себе профессию дизайнера. Их учат рисовать: получаются художники, иллюстраторы, и в этом нет ничего плохого. Но на рынке есть большой запрос именно на дизайнеров. Дизайнер — это больше инженер, человек, который может осознать задачу и решить ее графически», — объясняет Трегуб.

По его словам, у многих выпускников художественных вузов есть неправильное понимание профессии дизайнера. Им часто бывает трудно перестроиться с визуального мышления на коммерческое, ведь дизайн должен приносить клиенту деньги и измеримую пользу. В этот момент оказывается, что принципы художественной выразительности оказываются бессильными перед настоящими коммерческими задачами.

Отдельная проблема — понимание (а точнее, непонимание) профессии арт-директора. Александр считает, что сейчас грядет второе поколение арт-директоров, которые станут трендсеттерами и лидерами мнений в своей индустрии. А его выпускники будут формировать уже третье поколение.

«Арт-директор совсем не обязательно должен быть гениальным дизайнером. Бывает, что это человек, который может вообще не заниматься дизайном. Арт-директор должен понимать клиента, уметь продавать, поднимать мотивацию сотрудников, иметь широкий кругозор, развитый вкус и т.д. Это многосторонний гуманитарий», — резюмирует Трегуб.

Projector — еще один канал альтернативного образования, которое все активнее набирает обороты в свете того, что традиционные институции не справляются с задачами, которые перед ними ставит рынок. Содействовать друг другу пока не выходит. Поэтому проект Трегуба, так же как его коллеги и конкуренты, действуют скорее параллельно с традиционной сферой, нежели сообща. И спрос на них продолжает расти.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Смотреть комментарии

Комментарии | 4

Последние новости
17 сен
Смотреть все
  • Продавать в интернете
  • Безопасность номера
  • Съемки на YouTube

Поиск

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: