Как студенты КПИ за год создали гоночный болид с бюджетом 4500 евро

5947
6

«Формула Студент КПИ» — это образовательный проект университета «Киевский политехнический институт», в рамках которого команда студентов создала полноценный гоночный болид. Несмотря на трудности с финансовой поддержкой подобных проектов и другие невзгоды, с которыми столкнулись студенты, им удалось создать автомобиль в рекордные сроки, обладая несоизмеримо меньшим бюджетом, чем у их европейских коллег.

12387971_719168288220815_550279097_n

Проект был запущен в 2014 году, и КПИ далеко не единственный вуз, студенты которого проектируют болиды. Существуют соревнования Formula SAE, созданные в 1978 году в США, в рамках которых студенты проектируют гоночные автомобили. Соревнования организованы международным сообществом автомобильных инженеров SAE.

C 1998 также проводятся соревнования «Formula Student», которые являются аналогом Formula SAE, только в Европе, в рамках которых оцениваются характеристики созданных автомобилей. В них участвуют студенты университетов со всего мира. Из Украины, помимо студентов КПИ, на них подали заявку также студенты Одесского политехнического института, у которых на постройку болида ушло 3 года.

Киевский же проект был основан на кафедре интегрированных технологий машиностроения Механико-машиностроительного института. Однако, студенты сразу же столкнулись с проблемой финансирования.

Главная идея подобных проектов — тренировка специалистов для частных компаний, которые занимаются машиностроением. Именно поэтому в европейских странах финансирование часто поступает именно от корпораций. «В Германии на 80% финансирование приходит от частных компаний — производителей автомобилей, инженерных компаний, промышленности. В Англии — большую часть средств покрывают университеты, т.к. у них этот проект идет как дипломный на старших курсах», — объясняет Кирилл Тепляков, руководитель проекта «Формула Студент КПИ».

tepliak1

«Формула Студент КПИ» на Mini Maker Faire. Фото: Оля Закревская

Украинским студентам приходится выкручиваться. Деньги нашли нетривиальным способом — приняли участие в проекте «Nescafe Ідея-Х», победили в нем и подняли таким образом 100 000 грн. Еще немного помогла корпорация САН ИнБев, которая выделила грант в размере 10 000 грн за победу в конкурсе социальных проектов.

Несмотря на то, что объем финансирования в разы отличался от коллег из европейских институтов, студентам КПИ удалось собрать машину в рекордные сроки. «Постройка первого болида у европейских команд занимает в среднем 2-2,5 года. Следующие уже строятся за год. Нам удалось с нуля спроектировать, построить и поехать на соревнования за год. При этом бюджет среднестатистической команды на соревнованиях — около 150-200 тысяч евро, мы же уложились в 4,5 тысячи», — рассказывает Тепляков.

Болид весит 260 кг, обладает мощностью в 98 лошадиных сил и разгоняется до 100 км/ч за 4 секунды, а примерная максимальная скорость составляет 260 км/ч. Для сравнения, профессиональные болиды «Формулы 1» разгоняются до 100 км/ч в среднем за две с лишним секунды.

tepliak2

Помимо участия в украинских мероприятиях, вроде Kyiv Mini Maker Faire, TEDxKPI, Sikorsky Challenge и Old Car Fest, студенты прошли на чешский этап международных соревнований «Formula Student». Но их ждала неприятная неожиданность.

На границе возникли трудности с оформлением документов и машину пропустили лишь частично. Без двигателя. Таким образом команда таки приняла участие в соревнованиях, но не смогла продемонстрировать возможности автомобиля. Как не бились студенты и не пытались примастерить новый двигатель, ничего не вышло. По итогу команда заняла 22 место.

Однако, это не остановило студентов и они продолжают разработку проекта и собираются выходить за его рамки. Вот что планируется в ближайшее время:

  1. Запуск образовательных курсов по CAD/CAM/CAE системам с последующей сертификацией.
  2. Создание первой в Украине университетской fab-lab.
  3. Продолжение участия в международных соревнованиях.

12386512_719168411554136_1433165291_n

Подобные проекты и соревнования — один из самых эффективных способов взращивания сотрудников для больших корпораций. В Украине такие подходы пока не популярны, однако пример студентов из КПИ может послужить  почвой для развития данного направления.

«Тенденция по Европе простая — компания вкладывает деньги в команды по всей Европе и ежегодно получает до 30 специалистов из отдельного университета, готовых к работе. У нас тоже так может произойти, если популяризировать подобные образовательные проекты, поскольку такой формат подготовки кадров довольно нов для нашей страны», — резюмирует Тепляков.

Оставить комментарий

Комментарии | 6

Поиск