Образованность, которую на хлеб не намажешь

6476
12

На кухнях и в курилках регулярно вспыхивают пятиминутки ненависти о низком уровне образования, о неграмотных депутатах, не знающих дату начала Второй мировой, и, конечно, о молодежи, которая с телефонами и поисковиками тупеет не по годам. «Вот в наше-то время была и колбаса дешевая и образование качественное!». Многие считают себя образованными и при этом изобличают необразованность окружающих. Но что значит —  быть образованным?

image03

Образованность: от диплома и эрудированности, до культурности, интеллектуальности и грамотности.

Что такое образованность

Словари дают несколько определений образованности, начиная от наличия образования и заканчивая культурностью и эрудированностью. А для кого-то образованность — это умение писать хотя бы без орфографических ошибок или наличие высшего образования.

Начнем с самого очевидного: образованный — получивший образование. Таким образом, если человек получил даже школьное образование — он уже образован. И это подтверждено аттестатом зрелости — документом, который выдает госорган. Выдает не просто так, а на основании установленных Минобразованием правил. Что-то в этом есть! Ведь не мог же человек за 10 лет, проведенных в школе, не «образоваться». И за последующие 5 лет в университете не мог же он «недообразоваться». Но поскольку тотальное большинство украинцев имеет хотя бы среднее образование, а многие — и высшее, использование термина «образованность» в контексте наличия образования не имеет смысла. Как не имеет смысла любой другой термин, определяющий одновременно все предметы и явления.

Значит, под образованностью нужно понимать нечто большее, чем 10-15 лет в местах не столь отдаленных. Например, эрудированность. Которая относится к широким, но не глубоким познаниям. Когда знаешь обо всем понемногу. Готовят ли у нас в школах эрудитов? В какой-то степени да. Но как быть с тем, что многие после университета напрочь забывают не только как взять интеграл или производную, но и элементарные действия вроде деления в столбик или решения квадратных уравнений? Вероятно, в школах мы еще являемся эрудитами, так как каждый день занимаемся несколькими предметами — от истории и физкультуры до физики и биологии, но потом в жизни происходит поворот на специализацию и мы успешно забываем все то, чему учились. И это отупение заметно даже на примере школьных каникул, когда после лета приходишь в класс — а в голове пусто, и учителя в шоке.

Если в университете еще сохраняется подобие многопланового образования, на котором можно выращивать эрудитов, то с выходом на работу происходит заточка под нужды производства — и все выученное и не используемое забывается. А ведь 42% выпускников американских колледжей потом ни одной книги не читают! Эх, янки…

То есть сегодня эрудит — это тот, кто либо не забыл то, что он учил в школе и университете, либо тот, кто продолжает изучать все эти дисциплины в свободное время. Но учить — это не только читать статьи и делиться в фейсбуке видеороликами NASA, но и напрягать мозги, запоминать, вспоминать и считать. Химические реакции, формулы по биологии, интегралы, ФОКУСные расстояния. Кто говорил, что будет легко?

Очевидно, что это сильно выходит за рамки «образованности», которая подразумевает завершенность и отсылает к прошедшему времени. Мы говорим получил образование, а не получает. Образованный, а не образовывается. То есть если встречаешь безграмотного человека, у которого есть аттестат зрелости или диплом вуза, значит он все-таки образованный.

1

Зато понятие культурности может оказаться еще шире, так как кроме образованности включает в себя и определенное поведение. То есть культурный человек — это тот, кто отсидел 10-15 лет в образовательных учреждениях, при этом не наступает на ноги, говорит «Спасибо» и прикрывает рот, когда зевает.

Существует также распространенная попытка увязать образованность с уровнем интеллекта, что тоже чревато когнитивным диссонансом. Потому что есть огромное число представителей интеллектуальных профессий (не будем показывать пальцем), которые ведут себя не всегда культурно. Одни говорят на суржике, другие не знают когда пишется «нравиться», а когда «нравится», третьи не могут освоить даже один иностранный язык. Но при этом программируют сложные интерфейсы и разбираются в таких материях, от которых у простых смертных мозги плавятся. В таком случае назвать человека тупым или необразованным язык может и повернется, но не зашевелится. Потому что ситуация, когда ты умный в одном и тупица в другом, вполне нормальна.

Выходит, называть безграмотного человека необразованным — некорректно. Так же, как и депутата, который не знает, когда началась Вторая мировая. Правильная версия слова «образованный» должна звучать как «образовывающийся». «Она учащаяся барышня», «он образовывающийся специалист», «они просвещающиеся молодожены». Ведь и Царев наверняка когда-то знал дату начала Второй мировой. Но забыл!

Tsarev

Но если у вас все еще остались иллюзии по поводу эрудированности и вы не потеряли веру в образование, которое дает школа, проверьте себя на этих вопросах:

  1. За счет чего самолет взлетает?
  2. Почему мы видим радугу и где ее найти?
  3. Почему небо голубое?
  4. По какой траектории Земля движется вокруг Солнца?
  5. Почему зимой холодно, а летом тепло?

В погоне за образованностью

Мы празднуем, когда школьно-институтский контрольно-экзаменационный кошмар кончается. Потом какое-то время приходится грызть гранит профессии. И на этом, в общем-то, стимулы развиваться заканчиваются. И даже если начинаешь учить новый иностранный язык, ходить на танцы или брать уроки игры на фортепиано, на тебя будут смотреть с подозрением. Мол, в детстве не наигрался? Для многих последним прибежищем становится литература, ведь именно книга на протяжении столетий являлась символом знания. «Читай книги» — гласит Wi-Fi-пароль одной киевской книжной лавки.

2

Чтение книг

Профессиональная литература порой суха и скучна, зато полезна в работе. Но помогает ли это копание вглубь повысить уровень горизонтальной эрудированности? Если ты прочтешь 30 книг по менеджменту или программированию, то ты скорее приблизишься к профессионализму, чем к эрудиции.

Чтение детективов, романов и прочей художественной фантастики годится разве что для удовольствия. Единственный плюс, которое оно дает «образованности» — это возможность упоминать об этом в разговорах и засыпать с чистой совестью: мол, я прочитал «Войну и мир», «Анну Каренину» и «Атлант расправил плечи». И то со временем, когда прочитанное понемногу выветрится из головы, останется лишь это воспоминание, мол, читать-то читал, а многих деталей уже и не помню. Монетизации здесь нет никакой, лишь улучшение собственного имиджа в своих же глазах, косвенная помощь мозгам, которые можно тренировать и другими способами, и призрачная надежда, что прочтенные мысли чужого человека заставят тебя начать думать самостоятельно.

Путешествие в десять тысяч ли лучше прочтения десяти тысяч книг

Китайская мудрость

Попытку поднятия культурного уровня предприняли в YouScan, где сотрудникам платят за прочитанные книги. Но если бы не обязательное написание рецензий, это были бы выброшенные на ветер деньги. Так как чтение — это всего лишь такое же потребление, что и кино, только более ресурсозатратное. Зато рецензия — это уже хоть какой-то умственный труд, переосмысление прочитанного и заодно проверка. Если же ты лишь читаешь, то это равносильно поеданию морковки. Молодец, конечно, расти большой и сильный, но это сугубо личное дело, что ты там заталкиваешь в свои извилины, если ты при этом ничего не производишь.

3

Просмотр фильмов

Если есть возможность потратить на одно и то же количество информации не три дня, а три часа — почему бы и нет? Вот только оно тоже не монетизируется, да еще и пассивно, так как напрягает котелок меньше, чем книги. Итого — просмотр фильмов хорош разве что для удовольствия и для того, чтобы упоминать их в разговорах. Но практической пользы тоже не густо.

Изучение языков

Любой язык — это не только средство передачи информации, но еще и носитель культуры. С этой точки зрения изучение иностранных языков буквально помогает стать более культурным, расширить кругозор. А за счет расширения словарного запаса — и более образованным. Но монетизация здесь снова под вопросом. Если вы не работаете на экспорт, английский вам, по большому счету, ни к чему. Существенный плюс — развитие памяти. Но, опять-таки, знание пары иностранных языков не делает вас в чьих-либо глазах образованным до тех пор, пока вы их не примените публично.

Наработка навыков

Есть и другой вид эрудированности, основанный за хорошо усвоенных знаниях и навыках, который заключается в умении поменять колеса, починить кран, собрать и разобрать АК, определить по вкусу марку вина, узнать на слух сонет Шекспира или цитату Бродского. Этот вид эрудированности требует хорошей памяти и регулярной практики навыков. То есть снова приходим к тому, что эрудиция требует свободного времени. И если человек работает 8 часов в день, тратит еще час на спортзал, и в течении пары часов учит какой-нибудь иностранный язык да читает общеобразовательную литературу, то он все равно делает недостаточно для своей образованности. Хотя бы потому, что даже когда-то выученное хоть иногда, но будет требовать времени на повторение, иначе оно забудется и снова станет образованностью в прошедшем времени. Знавал я одного проджект-менеджера, который рассказывал, как он 20 лет назад знал японский. Сейчас он может разве что сосчитать до десяти. Образованный человек!

4

Возможно, что именно в погоне за образованностью некоторые гламурные девицы начинают зачитываться детективами и женскими романами. Под эту же песню «Я стану образованным» коварные школьники вымаливают у родителей телефоны с сенсорными дисплеями, чтобы «обучиться новейшей операционной системе» и «познать дзен скользящего по экрану пальца». Мол, это-то им поможет в конкурентной гонке за место под пальмой! Тысячи наивных родителей клюют на эту удочку, искренне веря, что навык скачать приложение из Google Play или перетащить иконку — это хлеб и соль XXI века. Если б все было так просто!

Не так уж сложно быть образованным, сложнее быть ежедневно учащимся. Но и эта образованность далеко не всегда гарантирует кусок хлеба в наше время перемен. Ты можешь быть в курсе литературных и музыкальных новинок, но в кармане не будет ни гроша, потому что не умеешь пожинать с этого деньги.

Когнитивный диссонанс

Самое потрясное в этой гонке за образованностью — это те случаи, когда сталкиваешься с «необразованным» миллионером, прочитавшим за всю жизнь одну книгу, или талантливым программистом, пишущим свободно на нескольких языках, который не прочитал ни одной книги по программированию, или владельцем крупного бизнеса, который говорит лишь на русском, да и то с ошибками. В такие моменты вера в образованность как ключ к будущему подвергается серьезному испытанию. Что ж, и Мать Тереза сомневалась в своей вере!

О пользе образованности нам твердят всю жизнь. Но как и в случае субъективного определения «любви», «успеха» или «Бога», каждый понимает под ним что-то свое. От чего споры и доводы о важности образования теряют смысл.

5

«Тупые америкосы» живут богаче многих, у кого и по два высших образования, а нам втирают, что образованность — ключ к богатству, частенько подменяя причину и следствие. Нам твердят, что высокообразованная нация чуть ли не обречена быть богатой и преуспевающей, забывая, что образование вторично и является производной богатства, а не наоборот. Ведь можно обладать энциклопедическим умом и фотографической памятью, но благополучно слить все в унитаз, не так ли? Ленин и Гитлер были очень образованными людьми, и что из этого вышло? Можно быть великолепно подкованным технически, но вместо тебя на работу возьмут менее компетентного, даже туповатого, но улыбчивого парня. Жизнь несправедлива! А образованность — дело сугубо личное и добровольное. В жизни есть вещи и поважнее. Например, наглость (хуцпа) и профессиональные навыки.

Оставить комментарий

Комментарии | 12

  • После поголовного «путенхуйло» я ничего не хочу слышать хотябы об элементарном уровне культуры людей. У всякого свои вззгляды, но опускаться ниже определенной планки нельзя, несмотря на обстоятельства

  • «Ленин и Гитлер были очень образованными людьми и что из этого вышло?» — это тип шутка? один революцию устроил, второй был главой почти всей европы до определенного момента.. хм, если это не достижения, то я тогда вообще в этой жизни ничего не понимаю.

  • Здесь фактически перепутана осведомленность («ОБРАЗОВАННОСТЬ») и собственно ОБРАЗОВАННОСТЬ. Под СОБСТВЕННО ОБРАЗОВАННОСТЬЮ я имею в виду жизненную философию индивида, явление, по поводу которого я пишу сейчас собственную книгу. Жизненная философия индивида, то есть его личное отношение к богатствам и достижениям земной цивилизации в общем и во всех частностях- это ключевой фактор развития и могущества нашей (земной) цивилизации применительно к каждой личности, поэтому развитие этого фактора архиважно. А так называемая «ОБРАЗОВАННОСТЬ» , то есть просто осведомленность- сумма сведений, достаточная для владения каким либо ремеслом. Диплом- это свидетельство о том, что данный индивид получил доступ к данной сумме сведений для овладения неким ремеслом (видом деятельности) и в принципе, может им заниматься с некоего момента, о чем и составлен данный документ- свидетель (диплом) или аттестат, или выписка, неважно. А Жизненная философия индивида в свою очередь формируется из ОФИЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФСКОЙ СИСТЕМЫ (вспомните об учении Иисуса Христа и о Церкви, основанной им лично). А философские системы бывают лишь двух видов: эгоистические и альтруистические (словоблудие Аристотеля и его последователей из Континентального течения- это псевдофилософия по факту и комментировать их грязную стряпню я не намерен вообще) .Это чтобы вы понимали этимологию вопроса. Поэтому я понимаю автора публикации, но этот вопрос намного сложнее , чем кажется на первый взгляд. Если автор и иные желающие, посмотревшие этот мой комментарий могут узнать подробнее о моем видении этих аспектов жизни цивилизации и о ее перспективах и о наших задачах в связи с этим по емейлу [email protected]. С удовольствием пообщаюсь с желающими этого.

  • А я учусь 🙂 и мне нравится

  • Не все знания обязательно должны быть монетизированы. Они полезны даже в том случае, если не приносят ни копейки. А все эти миллионеры с одной прочитанной книгой были разве что в 90-х. И потом, что за логика — «на работу возьмут более улыбчивого парня» вместо неулыбчивого профи? Значит компания некомпетентна. Вот из-за мнения, что книги заработать не помогут, фильмы — трата времени, а учить языки бесполезно без определенной визы в паспорте, Украина до сих пор в таком состоянии.

  • Что это за бред в стиле 90-х?

  • Самое потрясное в этой гонке за образованностью — это те случаи, когда сталкиваешься с «необразованным» миллионером, прочитавшим за всю жизнь одну книгу, или талантливым программистом, пишущим свободно на нескольких языках, который не прочитал ни одной книги по программированию

    Автор никак не успокоится )))

  • я не знаю зачем ходить в универы и школы где тебя заставляют учиться. Зато знаю зачеем я хочу к людям которые дарят желание учиться.
    А вообще обучение это не процесс, который начинается с рождения и заканчивается смертью.

    Вообще обучение должно строиться на необходимости, а не выучи все сразу. а потом типа пригодиться. Вот хочу я быть допустим инжинером. я сначала учу базовую физику, математику, потом перехож на новый уровень и понимаю что для сложных тем нужно учить уже совсем другую физику, математику. дизайн.. Все это я не просто учу, но и прорабатываю. И в итоге почти весь материал я могу повторить вам разбуженный в 3 часа ночи.
    А что может повторить ученик зубривший тот же материал но бесцельно 4-10 лет?

  • образованность != учеба в институте

  • Именно для таких узколобных сказочников с квадратно-гнездовым способом мышления и приклеивают «БЕЗ ГМО» на пачке с солью. Именно таких любят всякие шарлатаны. Именно на таких людях зарабатывают деньги те же фармацевтические компании. Именно таким людям можно впарить любую идею, любую мысль и они ее схавают. Именно для таких люде и создают всякие МММ.

    «Образование не нужно, эрудиция фуфло» — говорили они мне.

Поиск