Гари Вайнерчук — один из тех предпринимателей, кто родился на территории бывшего СССР и добился успеха в США. Его интернет-магазин Wine Library является одной из крупнейших площадок по продаже вина. В марте Вайнерчук выступил на конференции Inc, коротко рассказав о своей биографии. Редакция AIN.UA приводит адаптированный перевод выступления.
Вайнерчук родился в белорусском городе Бобруйске. Когда ему было 3, семья переехала в Нью-Йорк, в район Квинс. Там Вайнерчуки вдевятером жили в небольшой студии. По словам Вайнерчука, его отец тяжело работал брокером. Когда он получил несколько повышений в Нью-Джерси, семья переехала в Эдисон.
В Эдисоне началась предпринимательская деятельность Вайнерчука. «Я заставлял работать на меня буквально всех друзей», — говорит предприниматель. Юный Вайнерчук развивал бизнес по продаже лимонада.
У меня было 8 стоек с лимонадом по всему Эдисону. Я ездил между ними на велосипеде и собирал выручку. Почти как Тони Сопрано.
В 11 лет Вайнерчук открыл бизнес по продаже бейсбольных карточек. Популярность этой затеи несложно оценить по выручке — через два года предприниматель зарабатывал от двух до трех тысяч долларов за выходные. Он сам стоял в торговых центрах и предлагал посетителям редкие и не очень карточки.
«Если тебе 13, у тебя под матрасом спрятано несколько тысяч долларов и ты не продаешь марихуану, значит ты делаешь что-то правильно», — считает Вайнерчук.
Жизнь юному предпринимателю испортил его отец. Приближался очень громкий матч и Вайнерчук готовил коллекцию карточек для продажи. В комнату зашел отец и сказал, что сегодня и ближайшие выходные Гари будет молоть лед в его магазине.
Я плакал 40 минут подряд — всю дорогу от дома до магазина. Затем я спросил, сколько я буду получать. «$2 в час». И тогда я заплакал еще сильнее.
Следующие полтора года каждые выходные и все праздники Вайнерчук проводил в подвале магазина отца. Рабочий день длился 10 часов, зарплата составляла $20 в день. В сравнении с предыдущими заработками предпринимателя это был полный провал.
«Моя жизнь изменилась, когда мне было 16», — говорит предприниматель. В магазин к его отцу каждый день приходили люди и спрашивали одну и ту же бутылку вина. Вайнерчук выяснил, что об этом вине хорошо отзывались в журнале Wine Spectator. «Все эти люди приходили, спрашивали про именно это вино и уходили. Я не мог понять, почему мы не делаем их своими покупателями».
Отрабатывая смену за прилавком, Вайнерчуку пришла идея создать систему предзаказов. Всем клиентам, которые спрашивали про вино, которого не было, он предлагал оставить контакты и оплату. Затем перезванивал, когда вино поступало в магазин.
Через неделю в магазин зашел мужчина и попросил то же самое вино из Wine Spectator. Я спросил, сколько ему нужно. Он ответил — 6 ящиков. Я подумал: «Хм, алкоголик». А он оказался коллекционером.
«Тогда я понял, что существует отдельная прослойка людей, которым нравится не только пить, но и коллекционировать вино», — говорит Вайнерчук. Последние классы школы предприниматель провел изучая винные каталоги и рецензии обозревателей и сомелье. «Мне было похрен на Сатурн», — шутит Вайнерчук.
В университете друг Вайнерчука познакомил его с интернетом. Первое время приятели использовали компьютер и доступ в сеть для общения с девушками, но предприниматель сразу понял, что он может продавать здесь винную продукцию.
Магазин Вайнерчука-старшего назывался Shopper’s Discount Liquors. Его сын хотел построить бренд, поэтому в 1997 году он купил домен winelibrary.com и переименовал магазин отца. Через год Вайнерчук начал управлять магазином и за семь лет магазин вырос до оборота в $60 млн.
«Я использовал баннерную рекламу, почтовые рассылки, радиошоу, телевизионную рекламу. Но откровением стало другое. Мы живем в уникальное время, ведь впервые покупатель тоже имеет голос», — Вайнерчук имеет в виду социальные сети и взаимодействие в них с покупателями.
Покупатели, которые подписаны на Wine Library в Twitter, оставляют в интернет-магазине Вайнерчука на 60% больше денег, чем все остальные. «Мы создаем контекст. Задаем читателям вопрос о вине, они отвечают, чувствуют себя более привязанными и покупают у нас», — говорит предприниматель.
Вы думаете, это круто — отвечать на вопросы о том, какое вино подходит к рыбе? 68 000 раз в год? Это дерьмово. Но я делал это по 15 часов каждый день. И это не Пино Гриджио, хватит так считать.