Вам не нужно строить масштабируемый стартап
Один из топовых мировых блогеров и предприниматель Джон Вестенберг написал колонку в Medium, в которой он рассуждает о культе масштабируемых стартапов, который в ходу последние несколько лет. В комментарии к статье, Джон отмечает, что инвесторы все равно всегда будут тянуться к масштабируемым компаниям, потому что нуждаются в возврате средств, но при этом и сами фонды остаются немасштабируемым бизнесом. То есть вы оказываетесь в хорошей компании.
Недавно меня об этом спрашивали Inc.com. О разнице между нынешним трендом в сторону масштабируемого технологического бизнеса и другими вариантами. Эта тема показалась мне очень важной, и я хочу немного в нее углубиться.
Молодые предприниматели подвергаются большому давлению. От них требуется создавать только масштабируемые стартапы и не думать о любых других видах бизнеса. Это наблюдается практически везде. Если вы не создаете масштабируемый софт или платформу, все подумают, что вы зря тратите свое время.
Это снобизм. И это опасно. Потому что в основе этого лежит идея, что есть бизнесы, которые по своей сути лучше других. И среди таких бизнесов только компании, которые могут достичь оценки свыше $100 000 000.
Для некоторых людей масштабирование – это верный путь. Они будут счастливы. Они достигнут удивительных вещей. Но это не единственно возможный путь. Марк Састер говорит об этом в своей статье «Зачем вам нужно создавать свой маленький страшненький сервисный бизнес?».
Всегда будут предприниматели, которые лучше подойдут для создания студии дизайна, лейбла одежды или же консалтинга, чем интернет-платформы.
Существует всего три вопроса, на которые нужно дать себе ответ перед запуском бизнеса
- Буду ли я зарабатывать?
- Буду ли я гордиться тем, что создам?
- Будет ли мне нравиться процесс работы?
Я не смогу даже преувеличить значимость этих трех вопросов. Только они могут дать три основных повода вообще начинать заниматься бизнесом. Вы должны хотеть заработать, создать что-то, чем будете гордиться и при этом быть счастливы в работе.
Это действительно настолько просто и прямолинейно. Не нужно думать о таком уж большом количестве вещей, прежде чем вы запустите компанию.
Правильный бизнес – это тот, который вы сами хотите создавать
Я знаю предпринимателя, который создает замечательный стартап в сфере сервисных услуг и зарабатывает хорошие деньги. Он единственный основатель и он успешен. У него миллионы прибыли и нет шейрхолдеров, о которых нужно париться.
Недавно мы говорили за пивом и в ходе беседы всплыла тема масштабируемого бизнеса. Он рассказал, что, когда начинал, очень сильно переживал за то, что единственный вариант масштабирования для его бизнеса – это найм еще большего количества сотрудников и открытие дополнительных офисов.
Но он постепенно осознал, что любит свой бизнес. Ему нравилось то, что он продавал и то, что получали клиенты. Не было никакого смысла гнаться за фактором «Х», потому что он уже достиг стабильного роста в рамках существующей модели. И ему продолжал нравится его бизнес.
Было бы безумием говорить о том, что стартап похожего размера, пытающийся поднять инвестиции и добиться суперроста, был бы в чем-то лучше его бизнеса. Конечно, у него могла бы быть выше оценка, и его основатели могли бы выйти из бизнеса куда богаче. Но он не был бы лучше по своей сути.
Правильный бизнес – не тот, который хотят видеть все вокруг. Правильный бизнес – это тот, который хотите построить вы. Это тот бизнес, в котором вы видите себя через 10-15 лет. Это тот бизнес, в который вы сможете вложить свои слезы, пот, кровь и время, тогда, когда все остальные на это не решатся. Это тот бизнес, который вам подойдет.
Комментарии | 2
Статья вкратце: занимайтесь любимым делом, получайте удовольствие и не гонитесь за большими деньгами(не масштабируйтесь!).
Какой-то бред.
Не все проекты настолько большие, что им нужна масштабируемость.