EN

Почему дизайн Facebook именно такой и как принимаются решения внутри компании

8153
5

Практически каждый раз, когда Facebook выкатывает очередное обновление в общем дизайне или дизайне отдельных элементов, это вызывает взрыв негодования в среде дизайнеров. Но несмотря на самые нелестные эпитеты, это не мешает социальной сети стабильно расти и насчитывать целых 1,65 млрд ежемесячных пользователей. Продуктовый дизайнер Facebook Таннер Кристенсен опубликовал колонку в своем блоге на Medium и объяснил как именно принимаются решения по дизайну в корпорации и почему дизайн получается именно такой.

1-UWZtnL4kaYctsuL9N9Dkxw

Недавно молодая студентка Марина Кандела спросила меня, почему современный дизайн зачастую либо ужасен, либо кажется жутко устаревшим, либо создает ощущение регрессивного подхода. Особенно это касается дизайна крупных компаний, вроде Uber, Apple или Facebook.

Вам даже не нужно читать массу статей или просматривать бесконечное количество вариантов редизайна на Dribble, чтобы понять в чем суть ее вопроса. У большинства людей, независимо от того, дизайнеры они или нет, первая реакция на новый дизайн – «это чушь!».

Проблема кроется в том, что дизайн – это не попытка сделать что-то красивее. Дизайнеры получают деньги не за то, чтобы украсить что-то. Конечно же, это искусство входит в работу дизайнера, но это не есть его работа по своей сути.

Когда принимаются решения в дизайне, за кулисами остается огромный пласт работы. Намного больший, чем вы можете себе представить.

И это относится к компаниям вроде Uber или Facebook, да и вообще к любой действительно большой компании. Дизайн в этих компаниях влечет за собой все: от исследований, экспериментов, итераций, работы в лабораториях или небольших ФОКУС-группах до тестирования на реальном продукте. Каждый из этих шагов отнимает от пары недель до месяцев. Время уходит на исследования, разработку концепций, тестирование, анализ потенциального влияния дизайнерского решения. И чем масштабнее задача, тем больше времени уходить на ее решение.

Слева направо: старое и новое лого Uber

Слева направо: старое и новое лого Uber

Обычная ситуация, когда среднестатистические дизайнеры Вася и Петя смотрят на проекты вроде нового лого Uber или нового дизайна Instagram или Facebook и безапелляционно заявляют: «Это еще хуже, чем было! Неужели этого никто не понимает?! О чем они вообще думали? Это жуткий дизайн!».

На самом же деле, есть намного больше вопросов на разных уровнях, на которые призван ответить дизайн.

Задача дизайна не сделать так, чтобы что-то выглядело хорошо или хотя бы лучше, чем раньше. Задача дизайна – решать проблему.

Хороший дизайн решает проблемы.

Иногда проблема заключается в том, что пользователи видят ваш бренд только сквозь призму того продукта, за который они платят, что размывает общую ценность компании. В другом случае проблема может быть в том, что платформа, которую вы создали, перекрывает контент, который она создает или размещает. Или же главная опция оказалась скрыта, или же новые опции перегрузили интерфейс, или же то, что вам и вашей команде кажется необходимым, сбивает с толку людей, которые пользуются вашим продуктом.

Кроме этого, бывают проблемы, с которыми обычный дизайнер никогда не сталкивался: например, масштабирование сайта таким образом, чтобы он был удобен практически для любого человека на земле. А это реально очень сложная задача.

Мой опыт в Facebook – хороший пример. Большинство дизайнеров скажет, что у Facebook ужасно уродский дизайн (и как дизайнер, я готов согласиться с этим). Тем не менее, Facebook не нужно круто выглядеть, чтобы хорошо работать. И этим я горжусь более всего, как продуктовый дизайнер Facebook: проблема масштабирования продукта на весь мир — охренеть какая сложная, и пока что Facebook с ней справляется.

Есть еще некоторые проблемы, с которыми сталкивается дизайнер, работающий в Facebook. Каждое слово, каждая кнопочка должны быть переведены на сотни языков, что создает проблемы с отступами, не говоря о других трудностях. Контент может отображаться не слева направо, а справа налево, в зависимости от того, в какой части мира ты находишься. В некоторых частях мира определенные типы контента вообще запрещены законом, поэтому эти части интерфейса должны иметь возможность быть удалены по необходимости. Часть людей пользуется Facebook через iPhone за 700 баксов, имея безлимитные тарифные планы, в то время как другие сидят через телефон-раскладушку за $5 и могут тратить только 1 Мб данных в месяц. У одних людей скорость интернета в 1000 раз меньше, чем у других, а это значит, что размер изображений и приложения реально играет большую роль.

Лучшие дизайнеры думают не только об объекте проекта (например, возможности стримить видео через приложение), но также об ограничениях, в которых они должны работать, и про задачи, которые есть вокруг проекта. И это не все. Значительно часть процесса создания дизайна включает в себя ежедневный ответ на вопрос, решается ли проблема, и правильная ли проблема решается. А если нет – как определить правильную проблему?

Поэтому, несмотря на то, что очень просто глянуть на дизайн и сказать что он уродский, плохой или регрессивный, на самом деле, за кадром остается много много много решений, которые и привели именно к такому дизайну.

И если команда дизайнеров сработала хорошо, это значит, что они протестировали продукт, провели эксперименты и убедились, что работу можно пускать на массы людей, где на нее смогут взглянуть и пользователи, и другие дизайнеры.

Это не значит, что дизайн достиг финальной стадии. Но это значит, что он «достаточно проработан», чтобы закрыть основные задачи.

Для того, чтобы научиться лучше оценивать дизайнерскую работу, попробуйте сделать шаг назад и подумать обо всех сценариях, которые пришлось проработать человеку, ответственному за дизайн. Я описал некоторые из них, с которыми мы сталкиваемся в Facebook, но, уверен, их можно придумать намного больше.

Перед тем как оценивать дизайн, спросите себя:

  • Какую проблему этот дизайн пытается решить?
  • Для кого она решается? Если не для меня, то для кого?
  • Какие проблемы и сценарии учитывали дизайнеры в ходе утверждения дизайна?
  • Откуда взялись те или иные ограничения?
  • А что касательно ограничений в условиях работы?

И в конце концов, как дополнительная пища для ума, подумайте о том, что люди просто-напросто не любят перемены. Больше всего люди хотят, чтобы вообще ничего не менялось. Но перемены неизбежны, и хотя новый дизайн зачастую кажется недружелюбным на первый взгляд, мы все равно безостановочно растем благодаря нему. Почему?… Ну, просто потому что так есть.

Оставить комментарий

Комментарии | 5

  • Що не так з дизайном facebook, мене як і більшість користувачів все влаштовує, ну а все інше на колір і смак …

    • он уродливый, неудобный, жутко перегруженный и запутанный.

      • Неудобны != непривычный.

        наверняка Вы им не пользуетесь?
        У Facebook много возможностей, в функциональном плане, нежели у аналогичных площадок, вроде vk, ok, g+..
        рассчитанных не только на обывателя, но и так же для пользователей пользующимся коммерческими возможностями страниц и различных объектов Соц. сети которыми приходится пользоваться, Другой вопрос, что это именно для Вас часть функционала может показаться ненужной, но тем не менее она является частью соц. сети нравится вам это или нет. Чем больше же функционала и настроек тем сложнее все это организовать, тем более что сталкиваешься с большим кол. ограничений как технических так и юзабилити, которые нужно учесть, что бы сделать функционал «доступным». В такие моменты очень сложно сосредоточится на «красивостях».
        Соглашусь с Вами что он уродливый, но у этого есть свои причины. Не потому что дизайнеры у них плохие, а потому, что они в первую очередь думают об UX.
        Боле того перерисовать дизайн в то что предлагается посторонними дизайнерами = урезать функционал или глубоко его спрятать, на что поверьте так же найдутся недовольные и скажут что теперь неудобно им. А то что имеется это на мой взгляд как раз золотая середина, что бы удержать недовольство разных групп людей равно, без перевеса в чью либо пользу..

  • Смешно читать. Такое отношение дозволенно только начинающим продуктам (и то!), но не компании с млрд. колличеством пользователей.
    Сказал бы как есть, неудобный дизайн заддерживает пользователя на сайте/читай большее время использования (а самого пользователя там держит привычка и колличество пользователей).
    Почему-то vk прекрасно удается совмещать всё вышеперечисленное без ущерба дизайну.

  • Единственная полезная фраза всей статьи — «дизайн должен решать проблему». все.. остальное ниочем

  • Дія City
  • Истории компаний
  • Расследования AIN.UA
  • Спецпроекты
  • Безопасность номера
  • Безпека гаманця
Реклама на AIN.UA

Поиск