Госавиаслужба предлагает урегулировать использование беспилотников в Украине

6101
1

Государственная авиационная служба Украины намерена урегулировать использование беспилотников в стране. Ведомство разработало проект концепции по обеспечению безопасности полетов беспилотников общего назначения, спортивных и любительских беспилотных летательных аппаратов, которых в народе именуют дронами. Впрочем, правила, которые описаны в проекте, не распространяются на модели спортивного и развлекательного назначения общей массой менее 20 кг. Текст концепции размещен на сайте Госавиаслужбы.

Необходимость разработки проекта, как отмечается в документе, вызвана появлением новых типов беспилотников. По мнению чиновников, необходимо упорядочить и регламентировать их использованием в разных видах деятельности. Чиновники так озаботились данным вопросом, что вознамерились создать соответствующее спецподразделение в составе Госавиаслужбы. Рассмотрим основные концепции, которые предлагаются в проекте.

Прежде всего дроны предлагают сертифицировать. Сертификат будет охватывать все компоненты, необходимые для выполнения контролируемого полета. Для определения классификации беспилотников будут оценивать такие критерии:

  • полетный вес,
  • радиус действия и метод управления (в пределах видимости, вне ее пределов и по запрограммированной траектории),
  • кинетическую энергию при столкновении беспилотника с препятствием.

Также в проекте предлагается определить операторов беспилотников (или так называемых «внешних пилотов» как новую категорию авиапилотов. Их обязанности хотят приравнять к обязанностям пилотов пилотируемых воздушных средств — для этого предлагается разработать свидетельство внешнего пилота, в котором будут указываться необходимые квалификационные отметки и ограничения.

Интеграция беспилотников в среду воздушного движения будет осуществляться в два этапа. До введения в действие специальной нормативной базы предлагается разрешить полеты дронов только в зарезервированном воздушном пространстве или на небольших высотах (150 м вне населенных пунктов и скоплений людей) при метеоусловиях, безопасных для визуальных полетов (высота нижней границы облаков не менее 450 м и горизонтальная видимость не менее 5 тыс. м). В пределах населенных пунктов дронов можно будет запускать только по отдельным разрешениям Госавиаслужбы и местных органов власти.

Чиновники также предлагают ввести обязательное страхование беспилотных аппаратов при коммерческом использовании.

AIN.UA обратился за комментарием к основателю и руководителю компании Drone.UA Валерию Яковенко. Его компания занимается оборудованием дронов для использования в сельскохозяйственной деятельности. Валерий обратил внимание на то, что в первую очередь Госавиаслужба предлагает урегулировать коммерческие дроны, однако игнорирует развлекательные, которые, тем не менее, наиболее распространены в Украине. Однако в целом он считает данный проект позитивным сигналом для рынка. Его комментарий редакция приводит целиком.

«Наконец-то Госавиаслужба занялась этим вопросом, так как счет проданных дронов уже идет на тысячи и вопросы урегулирования этой сферы стоят остро. Критически важно сейчас учесть опыт наших западных коллег по аналогичному направлению, так как практика урегулирования воздушного пространства с определением присутствия беспилотных или дистанционно управляемых платформ в воздушном пространстве есть. Хорошим примером в этом являются практики FAA (Штаты) и той же Норвегии, где оператор БЛА (беспилотный летательный аппарат — ред.) может инициировать получение разрешения на коммерческое использование, которое в свою очередь делится на три типа в зависимости от дальности управления БЛА, таких как:

  • в пределах видимости ( Visual Line Of Sight (VLOS)),
  • расширение диапазона видимости с использованием наблюдателя и радио каналов управления (Extended Visual Line Of Sight (EVLOS) operations),
  • за пределами видимости, используя только инструментарий наземной станции управления (Beyond Visual Line Of Sight (BVLOS)).

Проект описывает механизмы регуляции для платформ, не относящихся к спортивному оборудованию и аппаратам весом менее 20 кг. В этом отношении возможно разночтение, так как абсолютное большинство платформ, которые присутствуют на рынке – дроны для частного использования, в качестве хобби.

Если рассматривать коммерческую составляющую рынка дронов, то у нас появляется понимание:

  • Сертификации, классификации и процесса регистрации дронов и сопутствующего оборудования, в том числе и компьютерных систем, которые используются для программирования полетов.
  • Вопросов обучения, подготовки и сертификации персонала, который осуществляет работу с БПЛА, при этом проект предусматривает текущую практику, которая используется в малой авиации. С точки зрения безопасности полетов это оправдано, но это никак не оправдано с точки зрения применения практики к огромному растущему рынку беспилотных систем. Количество операторов дронов несоразмерно больше, чем пилотов классической авиации — по нашим прогнозам, в 2016 году в Украине будет реализовано от 1500 до 2000 систем, которые можно классифицировать как БПЛА.
  • Медицинской сертификации персонала.
  • Интеграции дистанционно управляемых средств в общую систему воздушного движения.
  • Страховой деятельности или услуг связанных со страхованием.
  • Обеспечения авиационной безопасности.
  • Организации систем наблюдения за деятельностью БПЛА.
  • Систем управления безопасностью полетов эксплуантатов БПЛА.
  • Лицензирования и сертификации операторов дронов в коммерческом применении. В этом случае, аналогично с подготовкой и сертификацией персонала, документ предусматривает возможность использования существующей практики для авиации общего назначения, но в дальнейшем предусматривается упрощение процедуры.

Моментом, который настораживает, является субъективная формулировка, необходимости предоставить «переконливі докази, які дозволяють контролюючому органу оцінити прийнятність організаційної структури, методики управління та контролю за виконанням польотів, системи наземного технічного обслуговування з врахуванням масштабів, структури та складності виконуваних польотів. Ці докази повинні бути перевірені шляхом розгляду керівництв, облікової документації, виробничої бази та обладнання». Это значит, что в текущей интерпретации процесс лицензирования и сертификации коммерческой сферы потенциально может быть крайне усложнен.

Уже стандартно многие инициативы государственных органов или институтов воспринимаются рынком негативно, будем надеяться, что в текущей ситуации это будет не так, и в процессе реализации проекта все пожелания или опыт существующих игроков рынка будут учтены. Примером отсутствия коллаборации является текущее положение авиации в Украине. В то время, как во всем мире эта отрасль продолжает стремительно развиваться, в Украине отмечается упадок, и это связано не столько с экономической стагнацией, сколько с существенными регуляторными ограничениями и процессуальными сложностями.

Отличительной особенностью существующего документа от зарубежных инициатив является желание урегулировать коммерческую сферу дронов, в то время как наибольшую потенциальную опасность для воздушного пространства Украины представляют дроны сегмента масс-маркет, приобретенные для личного некоммерческого использования. Например, всего за месяц открытой регистрации дронов в США было зарегистрировано свыше 400 000 дронов — в Украине этот показатель, по нашим прогнозам, составлял бы 15000 единиц техники.

Подытожив, можно сказать, что в целом, этот проект является позитивным трендом, будем надеяться, что регулятор учтет существующий сформированный рынок и опыт провайдеров решений и услуг, связанных с дронами, БПЛА или дистанционно управляемыми аппаратами».

Оставить комментарий

Комментарии | 1

Поиск