EN

Стоит ли игра свеч: сколько стоит провести «Евровидение» и что это даст

4349
2

В «Евровидении-2016» победила украинская певица Джамала, а это значит, что в следующем году конкурс пройдет в Украине. Несмотря на поток туристов, продажу прав на трансляцию и рекламу, «Евровидение» — неоднозначное вложение денег, которое далеко не всегда окупается. Редакция AIN.UA разобралась, как один из самых популярных в мире песенных конкурсов выглядит с экономической точки зрения.

В «Евровидении-2016» голоса зрителей впервые учитывались наравне с голосованием стран-участников

В «Евровидении-2016» голоса зрителей впервые учитывались наравне с голосованием стран-участников

«Евровидение» — это не только развлечение, но и серьезный бизнес. Конкурс, который стал культурным феноменом, привлекает миллионы зрителей по всему миру, является отражением финансовой состоятельности и успешности каждой из стран-конкурсантов. Стране, в которой проводится конкурс, приходится еще тяжелее. С одной стороны, конкурс дает гигантский поток туристов и развитие инфраструктуры. С другой — требует десятков миллионов вложений, которые окупаются далеко не всегда.

Самым грандиозным годом за всю историю «Евровидения» считается 2012. В этом году конкурс проводился в столице Азербайджана Баку. Затраты на проведение составили почти $70 млн. Но для страны все приложенные усилия оказались провалом. В Азербайджан приехали всего 7 000 туристов. Для сравнения в 2014 году, когда конкурс проводился в Дании, страну посетило 39 000 туристов. В Азербайджане туристы потратили примерно $10 млн, а количество созданных рабочих мест равнялось 529.

Если рассматривать конкурс с точки зрения создания рабочих мест — это плохое вложение. Средние затраты на создание одного рабочего места в Австрии равнялись $98 000, в Азербайджане — $131 000. Но даже эти показатели ничто по сравнению со Швецией, которая принимала «Евровидение» в 2013 году ($190 000) и Данией ($380 000).

Затраты на конкурс настолько велики, что некоторые страны попросту не могут их себе позволить. Например, Литва отказывалась от участия в конкурсе 6 раз. Эстония — один раз. В 2015 году по экономическим и политическим причинам о годовом тайм-ауте заявила и Украина.

Год Город проведения Стоимость проведения, $ млн Количество туристов Количество денег, потраченных туристами, $ млн
2015 Вена, Австрия 42 30 000 33
2014 Копенгаген, Дания 54 39 000 20
2013 Мальмё, Швеция 26 32 000 24
2012 Баку, Азербайджан 64 7 000 11
2011 Дюссельдорф, Германия 37 Нет информации Нет информации
2010 Осло, Норвегия 37 Нет информации Нет информации
2009 Москва, Россия 42 Нет информации Нет информации

Статистика затрат на проведение «Евровидения». Источник: RBS

Из сравнительной таблицы шотландского банка RBS видно, что деньги туристов редко покрывают затраты на проведение конкурса. Но есть и другие источники прибыли — продажа прав на трансляцию телевизионным каналам, билеты и сувенирная продукция. Представитель немецкого телеканала NDR Томас Шрейбер заявил, что трансляцию конкурса в 2011 году смотрели 120 млн человек по всему миру, а канал получил $240 млн с различных рекламных кампаний. Кроме того, с 2000 года конкурс транслируется в интернете.

Сумма этих источников дохода уже приближает страну к окупаемости конкурса. Например, «Евровидение» 2013 года стало для Мальмё прибыльным, но это скорее исключение из правил. К тому же есть и неочевидные источники дохода. После конкурса власти Мальмё провели опрос среди туристов, посетивших город и 50% ответили, что хотят вернуться в город еще раз. Такая же ситуация и в Дании — более 60% заявили, что посетят Копенгаген снова.

«Окупается ли конкурс? Сложно дать однозначный ответ. Каждый город, в котором проводится конкурс, получает небольшое увеличение потока туристов в будущем. Разумеется, это положительно сказывается на экономике», — говорят экономисты банка NatWest.

Долгосрочные перспективы после проведения конкурса оценить сложно. Ежегодно «Евровидение» смотрят 180 млн человек по всему миру. Для страны это отличная возможность зарекомендовать себя в качестве хорошего места для туризма. Плюс есть и положительный эффект от победы в конкурсе.

экономисты NatWest

После победы Украины на «Евровидении-2016» в интернете и на телевидении начались споры. Многие рассуждали о том, что страна, находящаяся в незавидной экономической ситуации, попросту не готова принимать у себя конкурс. Вполне возможно, что так оно и есть: статистика показывает, что страна окупает проведение «Евровидения» лишь в редких случаях.

Даже само выступление стоит дорого. Выступление украинской певицы Джамалы стоило 3,123 млн гривен или $124 тысячи. 1,8 млн гривен были предоставлены украинским телеканалом СТБ «в качестве жеста доброй воли», говорит продюсер певицы Игорь Тарнопольский. Остальные средства поступили из анонимных источников. В команде, которая отправилась в Стокгольм, было 17 человек.

image05

На следующий день после победы на «Евровидении-2016» несколько украинских городов заявили о желании проводить конкурс в следующем году. Мэр Киева Виталий Кличко предложил использовать для этого киевский спортивный комплекс «Олимпийский». «Мы сделаем все, чтобы провести конкурс на наивысшем уровне. Мы уже начинаем готовиться», — сказал мэр Киева.

Поступило предложение провести конкурс и в другом городе Украины — Херсоне. «Для приграничного Херсона проведение «Евровидения» стало бы гигантским стимулом для развития и привлечения инвестиций», — заявил мэр Херсона Владимир Николаенко.

И это стало бы нашей возможностью доказать, что Херсон — это Европа.

Владимир Николаенко

Из заявлений политиков видно, что они рассматривают конкурс, лишь как средство для привлечения инвестиций в города. Например, мэр Херсона добавил, что для проведения конкурса городу нужен новый аэропорт, современные дороги, европейская инфраструктура и лоббирование города на национальном и международном уровне. Среди других городов, которые предложили для проведения конкурса, были Днепр, Львов и Одесса.

Днепр находится довольно близко к зоне конфликта на востоке Украины. В Херсоне слабо развита инфраструктура. Поэтому основными претендентами на проведение конкурса остаются Киев, Львов и Одесса. Каждый из этих городов имеет аэропорты, отели и стадионы с вместимостью более 30 000 человек.

Сооснователи издания VoxUkraine Юрий Городниченко и Александр Талавера считают, что несмотря на год, который у Украины есть на подготовку, нужно сделать еще многое. Прежде всего, обеспечить парковками крупные города. «Центр Киева переполнен машинами и очень враждебен для пешеходов», — пишут редакторы.

То же касается и безопасности. Город, в котором будет проводиться конкурс, должен иметь систему видеонаблюдения, чтобы предотвращать несчастные случаи и быстро реагировать на преступления. И несмотря на то, что система ориентирования по городу была усовершенствована во время «Евро-2012», ее все еще можно делать более дружелюбной по отношению к англоговорящим туристам.

Национальный спортивный комплекс «Олимпийский»

Национальный спортивный комплекс «Олимпийский»

Кабинет министров Украины уже подсчитал примерную стоимость проведения конкурса. Оценив затраты стран, которые принимали гостей конкурса в прошлом, Кабмин пришел к выводу, что нужно будет потратить от $8 млн до $15 млн.

За последнее время наименьшими инвестициями обошлась Эстония. В 2002 году конкурс стоил ей $8 млн. В Швеции и Дании потратили больше, но и конкурсы там были довольно пафосные.

Если скромнее, то оплата стран-участников, поддержка основателей и прибыль от продажи билетов могут покрыть примерно 75% расходов. А в Украине, учитывая важность этого турнира, я еще больше верю в спонсорские средства

советник министра инфраструктуры Украины Яника Мерило

Яника Мерило уверена, что средства на проведение турнира найдутся. Она также написала, что надеется на то, что «Евровидение-2017» пройдет не в Киеве, а в одном из региональных центров.

Помощь в проведении «Евровидения-2017» уже предложила Швеция. В середине мая шведский министр культуры и демократии Алис Ба Кунке встретилась с украинским министром культуры Евгением Нищуком и предложила «всестороннюю помощь в организации конкурса на надлежащем уровне».

Ба Кунке заявила, что Швеция готова направить в Украину своих экспертов для того, чтобы внедрить шведские нововведения в украинских реалиях. «Для артистов такая поддержка иногда очень важна. А нам, как государственному органу, это даст возможность расширить диапазон сотрудничества, а искусству — стать еще более популярным», — сказала министр.

Какой бы город не был выбран для проведения конкурса, ему предстоит значительно улучшить инфраструктуру и стать более дружелюбным для иностранных туристов. И краткосрочные, и долгосрочные перспективы от проведения конкурса есть и ими нельзя пренебрегать, но лишь при условии, что деньги будут потрачены правильно.

Оставить комментарий

Комментарии | 2

  • Что за нытьё? Очень однобоко рассмотрен вопрос. Туристы это не главное. Основная цель Евровидения это имиджевый проект. Так же как и участие в конкурсе. Такой повод у себя провести большое международное мероприятие нельзя упускать.

  • Где бы не проводилось Евровидение, всегда можно на http://doba.ua/ найти там квартиру посуточно, чтобы поехать на концерт))) но если будет проводится в городе, в котором я еще не была — буду только рада, люблю посещать новые города))

Последние новости
21 сен
Смотреть все
  • Истории компаний
  • НДС для Facebook и Netflix
  • Расследования AIN.UA
  • Спецпроекты
  • Безопасность номера
  • Безпека гаманця
Реклама на AIN.UA

Поиск