EN

Что не так с украинскими бизнес-инкубаторами?

4900
21

Изменения в нашей стране в целом радуют, но ряд моментов вызывает вопросы. Например, почему такая важная составляющая любого прогрессивного общества, как бизнес-инкубаторы никак не может прижиться у нас? В последнее время мы стали свидетелями закрытия целого ряда бизнес-инкубаторов, от которых такого не ждали. Популярные объяснения: «бизнес-модель не оправдала ожиданий инвестора» или «изменения в конъюнктуре рынка».

Давайте попытаемся прояснить причины, не с целью покритиковать, а с желанием разобраться в фундаментальных процессах и механике: как показывает опыт прогрессивных стран, которые сделали ставку на инновации, бизнес-инкубаторы становятся крайне необходимыми элементами-узлами в построении национальных инновационных экосистем и важными инструментами ускорения созревания (формирования) и повышения жизнеустойчивости инновационных проектов.

Почему же западные бизнес-инкубаторы, такие как 500 Startups (США), Y Combinator (США), TechStars (США), AngelPad (США), Excelerate Labs (США), Seedcamp (Великобритания), UpWest Labs (Израиль) — успешны, а ряд украинских инкубаторов, которые в момент своего создания, очевидно, посматривали на именитые эталонные примеры (если не сказать копировали) – нет? При этом ограниченность финансирования вряд ли является причиной неудач, поскольку закрывшиеся инкубаторы создавались при финансовой поддержке бизнесменов, входящих в ТОП 100 украинских богачей по версии журнала Forbes, и помимо бизнес-целей несли еще и некоторую имиджевую нагрузку. Так, например, в 2012 году такие инкубаторы, как East Labs и Happy Farm, вложили по $1 млн США в инфраструктуру и проекты.

Depositphotos_61649621_m-2015

В компетентности менеджмента также не приходится сомневаться: для управления бизнес-инкубаторами были приглашены профессионалы, обучавшиеся в лучших западных бизнес-школах. Кстати, в некоторые бизнес-инкубаторы были приглашены не один, не два, а сразу три эксперта-управленца, ведь имиджевые риски не допускались. Вроде бы все процессы были выстроены как в эталонных бизнес-инкубаторах, подключен хороший PR, выстроилась очередь стартапов, выделены бюджеты, сформирована команда опытных менторов. Но что-то пошло не так…

Возможно, качество стартапов было недостаточно высоким? Инкубаторы объявили набор, в очередь выстроились стартапы, выбрали конечно лучших… из тех, кто пришел. Может ли это быть причиной?

Давайте сравним: в Сан-Франциско функционирует бизнес-инкубатор А, в Киеве по образу и подобию открывается бизнес-инкубатор В, где менеджмент тоже может быть из Сан-Франциско или Бостона, а менторы вообще со всего мира.

В инкубатор А со всех стран съезжаются тысячи стартапов (в том числе и украинские), которые выстраиваются в условную очередь на отбор в инкубационную программу. Жесткий конкурс и невероятная конкуренция приводит к сверхкачеству проектов на всех уровнях: бизнес-модель, команда, инженерное решение, продукт, потенциал рынка, IP и т.д. Например, в Techstars менее 1% подавших заявки на участие становятся резидентами программы.

Нельзя просто взять и перенести работающую модель бизнес-инкубатора из Сан-Франциско в Киев, это будет карго-культ.

Будет ли тоже самое происходить в инкубаторе В? Неизвестно! Нельзя просто взять и перенести работающую модель бизнес-инкубатора из Сан-Франциско в Киев, это будет карго-культ. Каким может быть наше решение, как перенести успешную бизнес-модель, не копируя её?

Давайте не воспринимать такое положение дел как проблему, а рассмотрим как задачу. Возможно, в отдаленной перспективе, благодаря скоординированному действию всех игроков национальной инновационной экосистемы, бизнеса, образовательного сектора и политике стимулирования со стороны технократического государства, мы можем создать ситуацию, как в Сан-Франциско. Тогда модель, работающая в Сан-Франциско, заработает в Киеве, Харькове, Львове, Днепре, Одессе и других городах Украины. А пока нужно повышать качество другими способами, не существующими в Сан-Франциско, способами, которые нужно самостоятельно изобретать/открывать, скопировать не удастся. Нужно добавить то, что в Долине сложилось исторически и привело в итоге к огромной конкуренции стартапов.

Атмосфера, культура и мировоззрение Кремниевой долины имела исторические предпосылки:

  • естественный отбор людей, которые хотели жить как хотят и гордиться тем, что построили;
  • заинтересованность в работающих решениях, ибо помощи ждать было неоткуда. Два знаменитых пожара и как следствие — образцово-показательная пожарная служба;
  • доверие к сомнительным идеям и странно выглядящим людям. Опыт показывал, что за этим могло стоять целое состояние;
  • как следствие, доступ к капиталу для реализации идей, рисковые амбициозные проекты, культ удачливого предпринимателя (а не управленца на классическом складе или чиновника на таможне, в прокуратуре, в суде);
  • особенности жилья, где у каждой семьи был отдельный дом, двор и гараж для экспериментов;
  • право собственности и, соответственно, возможность планировать на перспективу, а не рубить по-быстрому, пока не отобрали (что у наших реалиях привело к искаженному пониманию стартаперства: «получить инвестиции — уже победа»);

И вот уже эти культурные, мировоззренческие события привели к высокой конкуренции стартапов. И нам, соответственно, надо начинать с понимания этого.

Необходимо сделать что-то, что резко увеличит количество внутренних стартапов (и, соответственно, качество, поскольку будет из чего выбирать), поскольку сегодняшняя экономическая, политическая, социальная конъюнктуры не «примагнитят» проекты из других стран. По сути, необходимо создать инфраструктуру для формирования рынка стартапов. Подобные процессы запущенны в экосистеме Sikorsky Challenge, где в конце 2013 года была создана стартап-школа, нацеленная на конвертацию идей в устойчивые стартапы путем объединения носителей знаний в коллективы, помощи в поиске бизнес-модели, создании продукта, структурировании компании, привлечении инвестиций, защите IP, маркетинге, PR и т.п. Такой подход позволил стартапам Sikorsky Challenge уже в 2014 году подписать контрактов с венчурными фондами на 23 млн грн, а в 2015 – уже на 573 млн., в то время как в 2012 – 2013 гг. – размер инвестиций был на уровне 160-200 000 грн/год.

Если мы хотим повторить успех Кремниевой долины, то изменения должны быть на общественном уровне

Конечно же, если мы хотим повторить успех Кремниевой долины, то изменения должны быть на общественном уровне: активизация людей, вера в свои силы, возможность строить планы, инфраструктура и т.д. и т.п. Пока их нет, вынуждены появляться бизнес-инкубаторы — локальные островки необходимой конъюнктуры будущего в настоящем. Когда же государство/общество подтянется до этого минимального начального уровня, то инкубаторы переформатируются в венчурные фонды с прицелом на seed-инвестиции – именно венчурными фондами по своей сути и являются западные инкубаторы, а не выполняют роль «дошкольного образования/костылей для общества».

Где же взять внутренние человеческие ресурсы для формирования содержательных стартапов? На мой взгляд, успешные стартапы можно сформировать из тех людей-созидателей, которые на сегодняшний день не способны найти применение своим уникальным знаниям сами, хотя обладают глубокой экспертизой в совершенно разных отраслях. Некоторые развивают свои проекты поодиночке в своих «гаражах», но как правило это остается в виде хобби. Объединение Т-шейперов, делясь необходимым оборудованием, инструментами, знаниями, само решает большинство задач друг друга. Даже такие, что ранее были доступны только в бизнес-инкубаторах от чужих людей — менторов. Это юридическое и бухгалтерское обслуживание, привлечение инвестиций, защита IP, менторинг и т.д. В такой атмосфере, возникают совершенно нестандартные проекты/продукты на стыке отраслей и компетенций.

Для формирования междисциплинарных команд, нужны особые условия: симбиоз мастерской, бизнес-акселератора, венчурного фонда с наслоением образовательного, культурного, развлекательного и социального элементов. Такие организации могут носить название технологических артелей, поскольку в это понятие вкладывается схожий смысл и подобная механика функционирования. Более того, как показывает опыт артели «Т» (T shaped crew), такой симбиоз происходит автоматически.

Хорошо, допустим у нас уже есть такая артель с коллективом Т-шейперов, современным оборудованием и инструментами. Каким образом из этого коктейля могут формироваться стартапы? На мой взгляд, все процессы должны начинаться с дизайна команды (естественно не по форме, а по сути). В артели «Т» мы начинаем с так называемой «дизайн-терапии», в процессе которой эксперт осознает свои планы и цели, озвучивает информацию о навыках, знаниях, опыте, умениях. Таким образом становится понятным инструментом для других и лидером конкретного проекта; нам понятно, где он может помочь коллективу, и где члены коллектива могут быть полезны ему.

Далее подключаются проектные менеджеры, маркетологи, пиарщики, юристы, происходит структурирование проекта, производится прототип, тестируется рынок, исследуется первый трекшн и только после этого начинается рассматривается вариант внешних инвестиций (если нужно), т.к. проект готов к этому. На мой взгляд, именно объединение Т-шейперов — это следующий шаг эволюции: участники прозрачны друг для друга в своих планах, ресурсах, знаниях; инвестируют друг в друга, облегчая прохождение «долины смерти». Таким образом, легко объединяются, находят необходимые компетенции, прототипируют, и т.д. Вот так формируются междисциплинарные проекты — легко, свободно и самостоятельно! Естественно, как сгустки многоклеточных организмов в питательной среде. Подключая всех специалистов ко всем (огромное количество комбинаций) и стремясь по-максимуму сделать всё самостоятельно. Таким образом инвестор приходит уже в готовый цельный проект, обкатанный со всех сторон. Это уже совсем другое качество проекта, совсем другой уровень команды и совсем другая микросреда, в которой время на процесс от идеи до продукта сжимается в разы не ущемляя качество и не изнашивая участников.

Давайте копировать не форму успешных экосистем, а разбираться в предпосылках и вызовах, которые эти успешные экосистемы были призваны решать.

Давайте копировать не форму успешных экосистем, а разбираться в предпосылках и вызовах, которые эти успешные экосистемы были призваны решать. Где-то наши предпосылки, вызовы и запросы отличаются, соответственно и решения будут другими. Давайте разбираться в сути, выяснять траектории движения мыслей коллег, создавших успешные инкубаторы, а не копировать формы. Ведь то, что затем назвали бизнес-инкубатором, создавалось не ради того, чтобы создаться, оно не могло быть копией, а было результатом формализованных решений. Например, по нивелированию рисков и угроз, которые тормозили или препятствовали развитию стартапов в конкретной среде с конкретными рисками и угрозами. Давайте не забывать, что в разных средах могут наблюдаться разные и по сути, и по количеству риски и угрозы и мы должны находить системные решения направление на преодоления «наших» угроз и рисков тем самым повышая жизнеспособность стартапов. Это возможно, как показывает опыт Сан-Франциско. Все составляющие элементы, а главное — человеческий капитал, для этого у нас есть.

Автор: Ярослав Кологривов, СЕО T shaped crew

Оставить комментарий

Комментарии | 21

  • Как можно повторить успех Кремниевой долины, если к вам в офис в любой момент могут ввалиться какие то уроды в масках.

    И самое смешное, что им за это ничего не будет. Даже если они ничего не предъявят и фирма суд выиграет.

    • если расматривать технологический бизнесс
      то потяря ноутбуков — и на пару дней парализирование бизнесса

      дальше
      новые ноуты — облака итд и работаем дальше с нового места-ковокинга )

      сервера продакшн в укр размешают — самые упоротые

    • Это вообще не основная проблема. Размеры хождений сильно преувеличены, в одном лишь Киеве сотни IT компаний, к которым никто не ходит и вряд ли будет. Другое дело, что у нас хорошо освоено лишь одно направление it бизнеса — аутсортинг. А в другом народ мало рубит, так что даже опыта набираться негде, чтобы стартапы делать.

  • на днях тоже подумал что инкубаторов — ферм — акселераторов было и есть у нас пачка

    а успешных проектов ( ну что бы ответить на вопрос — назови мне пару проектов из инкубаторов-акселераторов).. на пальцах одной руки можно посчитать (и то часть из них в инкубаторах итд не была )

    возможно где то инкурабор-акселератор просто ингрушка при основном бизнессе
    где то попил денег инвесторов — именитыми менторами

    либо сам стартаперы такие )

    • Нет то, чтобы попилить, хотели реально большие и крутые стартапы-выпускники. Но как и многие другие, сильно переоценили уровень и способности украинских команд.

    • Проблема двухсторонняя. С одной стороны команды редко реально круты. С другой большинство локальных инвесторов имеют плохую экспертизу или же сильно занижают инвестирование, что делает невозможность достичь команде тех целей которые нужны.
      Если просто то в стране видна битва стартапов и инвесторов, вместо взаимопомощи.

  • «Изменения в нашей стране в целом радуют» — а можно перечислить, что же его так радует?

  • Хотел спросить — а ведется ли видеозапись лекций в украинских бизнес-инкубаторах (с последующим выкладыванием в ютуб)? Может кто ссылки на ютуб-каналы бизнес-инкубаторов накидать?

  • Наши акселераторы — это карго-культ и разводняк зачастую. Оставим схемы Понци Кремниевой долине (там хотя бы ФРС рядом), у нас лучше развивать самый классический тривиальный бизнес, получающий прибыль от клиентов. Ниш ещё внутри есть, пока что ТНК не всё подмяли. Не слушайтесь MBA-культистов.

  • Никакой инкубатор/акселератор не станет успешным, если он не работает на целевом рынке, на который должен в итоге выйти стартап. Толковый акселератор по сути дает путевку в жизнь и рассказывает, как на рынке вырастить стартап, зная всю подноготную и имея все контакты на этом самом рынке. А это рынок США. По сути всю программу, которую преподают менторы можно в интернете посмотреть на видео. Практически ничего нового не узнаете от именитых гуру привозных, кроме заученных банальных презентаций. А вот что реально интересно — это когда конкретный специалист по конкретному вопросу на целевом рынке рассказывает как решить конкретную задачу и к кому обратиться, а возможно и за руку приведет. В КД после выпуска из топового акселератора стартап попадает на радары к лучшим инвесторам и уже знает как правильно выстраивать свою стратегию на том рынке. Что могут рассказать украинские акселераторы, если у самих нет долгого опыта и широких связей на целевом рынке — то есть на рынке США?
    .
    После выпуска из любого украинского акселератора, стартап никому не нужен, о нем никто не знает, кроме пары местных инвесторов. В отличии от выпускников акселераторов из КД, валюация которых повышается только потому, что они выпускники этих акселераторов и на демо-дей к которым топовые инвесторы выстраиваются в очередь, выпускиники украинских остаются с багажем теоретических знаний и в лучшем случае их свозят на двухнедельную турпоездку в КД, чтобы показать что вообще происходит. Но инвесторов так не находят, а также не выходят так на рынок.
    .
    На самом деле проблема не только в инкубаторах, а в экосистеме, которую необходимо развивать и понимать какую роль Украина в прицнипе может занять в жизни стартапов. Прежде всего стоит прекратить разговоры про то, чтобы построить свою Кремниевую Долину или копировать ее. У нас совершенно разные предпосылки. А значит разные роли и разные модели. А значит создавать инкубаторы стоит по другим правилам и с другими бизнес-моделями.
    .
    У меня серия постов на эту тему была. Думаю, будет полезно:
    .
    Особенности Кремниевой Долины
    http://blog.babich.me/2016/03/startup-osobennosti-kremnievoj-doliny.html
    Экосистема в Украине
    http://blog.babich.me/2016/03/startup-ekosistema-v-ukraine.html
    Как оживить экосистему в Украине
    http://blog.babich.me/2016/03/startup-kak-ozhivit-ekosistemu-v-ukraine.html

    • полностью согласен + к этому хочу добавить что в Украине на законодательном уровне нет такого понятия как стартап и всего с этим связанного. Тоесть даже при желании вести дела через Украину это физически не реально.

      • Да тут дело даже в том, что не целесообразно штабквартиру стартапа делать в Украине т.к. стартап должен быть зарегистрирован в той стране, законодательство которой приемлемо для инвесторов и которое они понимают. Это значит, что как бы не меняла Украина законодательство, все равно инвесторы будут хотеть, чтобы компанию строили там, где им удобно, где они хорошо разбираются в законодательстве. Поэтому в Украине только бэкоффис-представительство, а штабквартира все равно будет там, куда инвесторы готовы инвестировать, не боясь за свои деньги. И это не Украина.

  • Моя точка зрения, как человека, живущего последние 2 года в Силиконовой Долине и знающего стартап-индустрию.
    Что не правильно в Украине:
    1 — нет мотивации хороших местных Business Dev People создавать стартапы. Соответственно не хватает СЕО в Украине. Обычно функции СЕО выполняет человек, не имеющий опыта в продажах.
    2 — сравните оценку статрапа акселлераторами Украины и акселлераторами мировыми. То же самое к фондам относиться.
    3 — Early Stage Customers — где они?
    4 — Early Stage Investors?
    на этом пока можно остановиться.

    Решение на первой стадии как по-мне: брать хорошего украинского СTO, американского/европейского/израильского СЕО, поднимать деньги от нормального фонда под хорошую оценку и строить в Украине RnD. (то, что мы тестируем тут)

    Стартапы на украинский рынок массово еще рано строить. Нет еще сильной конкуренции в стране.

    PS. — персонал акселлераторов, законщивший бизнес школы — звучит смешно 🙂

  • Пообщались с Ярославом. Ответы на все интересующие вопросы получил. На фб разбанил. Вопрос исчерпан.

    Прошу админов сайта снести мой первый комментарий.

  • В Украине нет и не было нормальных инкубаторов по нескольким причинам:
    1. Никто не хочет рисковать, вкладывают исключительно в существующие бизнес модели и проверенные проекты (в Кремниевой долине, которую постоянно упоминают)
    2. Если ты получаешь средства, ты не можешь отказать инвестору или инкубатору в «советах»

    «Конечно же, если мы хотим повторить успех Кремниевой долины, то изменения должны быть на общественном уровне: активизация людей, вера в свои силы, возможность строить планы, инфраструктура и т.д. и т.п. » — так говорят только лузеры. Затея повторять чей то успех изначально провальная. Китайское автомобилестроение регулярно пытается повторить успех европейского автомобилестроения, какой результат? У каждого свой путь к успеху.
    В Украине множество успешных проектов, которые нашли свою славу в Европе, США. У нас их просто не понимали, так как люди воспитанные 90мы в СРСР не способны выйти за рамки и думать без шаблонов. Нормальные инкубаторы будут открывать через лет 10 уже новыми миллионерами/миллиардерами, которые родились и прожили в Украине, вышли со своим проектом в США или Европу, заработали денег и вернулись развивать предпринимательство на родине.

  • Дія City
  • Истории компаний
  • Расследования AIN.UA
  • Спецпроекты
  • Безопасность номера
  • Безпека гаманця
Реклама на AIN.UA

Поиск