Космос и мы: что представляет собой космическая отрасль Украины и есть ли в ней место для инноваций

6595
2

Украина — одно из десяти космических государств, которые имеют замкнутый цикл производства ракет-носителей. Во времена независимости организация космической отрасли выглядит крайне просто, но в последнее время из-за геополитической обстановки в регионе она переживает экзистенциальный кризис. В то же время в нашей стране начал зарождаться сегмент инновационных космических проектов, в котором уже есть некоторые робкие победы.

Госкосмос

Вся космическая отрасль страны является государственной, а руководит ей Государственное космическое агентство Украины (ГКАУ), созданное в 1992 году. Со времен обретения независимости оно обеспечило 148 пусков с помощью ракет-носителей восьми типов, из них шесть разработаны и сделаны в Украине.

Сейчас в введении Госагенства находится 26 компаний, из которых 17 госпредприятий, четыре акционерные общества и пять бюджетных учреждений. Основными из них можно назвать днепровские конструкторское бюро «Южное» и «Южный машиностроительный завод», основных проектировщиков и строителей ракет-носителей и спутников; харьковские «Хартрон» и государственное научно-производственное предприятие «Объединение «Комунар», производящие системы управления многих российских и украинских ракет и спутников; киевский завод «Арсенал», разрабатывающий оптические и оптико-электронные приборы и системы аэрокосмических комплексов. Все они существуют в контексте пятилетних «государственных целевых научно-космических программ».

Последняя пятилетка, которая закончится в 2017 году, стала далеко не лучшей для отрасли. По словам экс-главы ГКАУ Любомира Сабадоша (во время написания материала он был уволен указом Кабинета министров — ред.), фактическое бюджетное финансирование программы в 2013 составило 25,6% от запланированного, в 2014 — 29,7%, а в 2015 — 9,1%. То есть, за первые три года пятилетнего плана программа была профинансирована на 18,7%. В 2016 году, впервые за последние шесть-семь лет, финансирование было предусмотрено в полном объеме от запланированного и должно было составить 223 млн грн, что на 31% больше предусмотренной в бюджете общей суммы за три предыдущих года. Но из-за сложной процедуры согласования в трех министерствах и необходимости пересогласования из-за смены правительства агентство до сих пор не получило запланированные на 2016 год средства.

Черная полоса

Недофинансирование со стороны бюджета — не главная проблема украинских космических предприятий, которые могут зарабатывать самостоятельно. Согласно последнему пятилетнему плану, стартовавшему в 2013 году, основным отраслевым партнером Украины является Россия. Но по понятным причинам в 2014 году сотрудничество с РФ по любым проектам, кроме мирных исследовательских миссий в рамках международных договоренностей (МКС, пуски Европейского космического агентства), было прекращено. По оценкам Международного валютного фонда украинская космическая индустрия могла потерять до 80% доходов после начала российской агрессии. Это может составлять порядка 2 млрд грн в год, отмечается в февральском отчете МВФ, покрывающем 11 основных компаний отрасли.

Так, для одного из ключевых предприятий космической отрасли Украины «Южного машиностроительного завода», согласно официальной финансовой отчетности, это привело к увеличению убытка за 2014 год более чем в 6 раз — до 1,2 млн грн. За 2014 год предприятие также сократило персонал на 1250 человек до 8887 сотрудников. В статье Bloomberg за февраль 2015 года с заголовком «Путин выбивает украинскую космическую отрасль с орбиты» говорится:

«До 2013 года, как сообщил украинский вице-премьер веб-сайту Space News, страна получала около $600 млн в год от коммерческих заказов. Но Россия по прежнему занимала около 80% в портфеле продаж «Южмаша». Владимир Ткаченко, помощник гендиректора предприятия, сообщил в недавнем интервью BBC, что компания «остро нуждается в заказах».

В текущем году, по словам бывшего главы ГКАУ, портфель заказов «ЮМЗ» сформирован примерно на четверть.

eutesSat3bb
Последний пуск ракеты-носителя Zenit 3SL. Фото: ГКАУ

Украина также потеряла возможность запуска своих ракет-носителей с российских космодромов и ряд международных проектов, вроде «Морского старта» и производства ракет-носителей «Днепр». В аннексированном Крыму остался Евпаторийский центр дальней космической связи. С него осуществлялось управление большинством советских и украинских космических аппаратов. В данный момент также пребывают в подвешенном состоянии ключевые для пятилетней программы проекты. Запуск первого телекоммуникационного спутника «Лыбидь», уже изготовленного канадской MDA, тормозится тем, что выводить его на орбиту должна была российско-украинская ракета. Совместный проект с Бразилией, в рамках которого Украина должна была получить пусковую площадку для новой ракеты «Циклон-4», остановлен. Бразилия, входящая вместе с Россией в блок БРИКС, денонсировала соглашение в одностороннем порядке. Теперь ГКАУ пытается найти способ вернуть вложенные в совместное предприятие деньги.

Д. Диверсификация

Как и в любой отрасли с недостаточно диверсифицированными рынками сбыта, такой кризис заставил предприятия и Госагентство искать новые возможности. В данный момент Украина участвует в двух крупных международный проектах. Украинские предприятия разработали и построили первую ступень ракеты-носителя Antares для американской корпорация Orbital ATK. Спустя полтора года после взрыва во время предыдущего пуска Antares должен доставить космической корабль Cygnus на МКС. Украинская ступень уже прошла испытания в США и должна оторваться от земли 22 августа. Еще один проект ведется совместно с Европейским космическим агентством (ЕКА). Для ракеты-носителя Vega КБ «Южное» и «Южмаш» спроектировали и изготавливают маршевые двигатели четвертой ступени. Последний пуск Vega состоялся в декабре прошлого года.

Также Украина участвует во множестве научных проектов и выполняет много мелких проектов на аутсорсе, когда украинские предприятия выполняют заказы третьих стран.

Сейчас среди главных партнеров: ЕКА и европейские страны, особенно ближайшие Польша и Литва. «У них нет большого бэкграунда в космосе, но у них есть амбиции стать космическими державами. Наш опыт и их ресурсы могут дать хороший эффект», — поясняет AIN.UA Наталия Боротканич, пресс-секретарь ГКАУ. Также в прошлом году был завершен один из проектов с Испанией.

Огневые испытания первой ступени РН "Антарес"
Огневые испытания первой ступени ракеты-носителя «Антарес»

В агентстве возлагают надежды и на сотрудничество со США — в этом году прошло первое в истории стран заседание совместной рабочей группы. У ГКАУ также есть рабочая группа с китайскими коллегами. В этом году с ними был подписан пятилетний план сотрудничества, который содержит 71 активный пункт. В прошлой программе их было примерно на 40% меньше. Также наша страна работает с Индией, Южной Кореей.

Постепенно переориентация на новые рынки дает свои плоды. Финансовые результаты предприятий космической отрасли за первое полугодие 2016 года оставляют место для оптимизма. За период с января по июнь объемы производства увеличились на 47%, а реализации на 39,6% в сравнении с аналогичным периодом годом ранее. В целом, за первые шесть месяцев предприятия изготовили и реализовали продукции на сумму 1,35 млрд грн. «Мы можем говорить, что кризисные 2014-2015 годы немного отступают назад и предприятия начинают «выруливать», — говорит Лилия Шевчук, заместитель начальника отдела персонала и противодействия коррупции и помощник главы ГКАУ.

Европа и инновации

Как и в политической плоскости, вектор космического сотрудничества направлен на Европу. Украина стремится стать членом Европейского космического агентства. В этом направлении уже пройден один этап и сейчас ГКАУ направила документы на согласование в Кабмин, поскольку на втором этапе необходимо будет платить членские взносы. Вступление позволит украинским предприятиями получать заказы для проектов ЕКА.

Это должно произойти уже в новом пятилетнем периоде, который начнется с 2018 года. Согласно планам бывшего главы Госагенства, к этому времени предприятия отрасли должны быть корпоратизированы и смогут привлекать инвесторов. Неработающие и убыточные предприятия должны быть проданы. Соответствующий законопроект находится в министерствах и осенью может быть представлен в парламенте. Помимо этого ключевые предприятия отрасли должны выбрать руководителей в рамках открытого конкурса. В данный момент в МЭРТ AIN.UA сообщили, что конкурс на главу КБ «Южное» приостановлен и будет возобновлен в конце августа текущего года, после завершения срока действия контракта нынешнего руководителя.

Запуск РН Vega с украинскими двигателями в сотрудничестве с ЕКА. Фото: ЕКА
Запуск РН Vega с украинскими двигателями в сотрудничестве с ЕКА. Фото: ЕКА

Среди нововведений следующего пятилетнего плана, по словам представителей ГКАУ, будет поддержка инновационных проектов. «В космической отрасли это долгое время не менялось. Сегодня уже назрело время, когда необходимы глобальные изменения. Это касается даже не конкретно Украины. Вы знаете, что ракеты одного типа летают уже 60 лет. А сегодня Илон Маск делает ступени, которые возвращаются, хоть еще не понятно, возможно ли их использовать повторно», — говорит Наталия Боротканич.

Зачатки космических стартапов

В этом году в Украине впервые прошел хакатон NASA Space Apps Challenge. В Киеве и Кировограде собралось около 150 человек и 30 команд. Один из победителей киевского отбора, проект Mars Hopper, уже на международном этапе получил приз зрительских симпатий. Еще один проект, финалист кировоградского отбора Asterion-CYA, был выбран экспертами NASA в пятерку финалистов со всего мира.

«Проводя NASA Space Apps Hackathon, мы хотели понять, есть ли интерес и он однозначно был», — рассказывает Андрей Бегунов, один из организаторов хакатона и основатель акселератора космических технологий SimpEra.space.

Победа украинских проектов в конкурсе NASA быстро стала громким поводом в инфопространстве страны. Но это едва ли не первый случай общенациональной гордости за успехи частных инновационных проектов в области космоса.

13254182_1696189320641590_5400596726767090648_n
Команда Mars Hopper

В конце мая в Днепре прошел еще один космический хакатон Spacer и там собралось порядка 200 участников и 12 команд. Обе хакатон-инициативы стали лишь началом формирования сегмента космических стартапов в Украине. По факту, он находится на том же этапе, где находилась украинская стартап-экосистема в середине нулевых.

«Ни одной идеи за три хакатона, которых можно брать и вести к какому-то инвестору, к сожалению пока не вижу. Есть пара тройка проектов, которые имеют потенциал, но до того, как говорить с инвестором там надо сделать много работы. И она даже не техническая, а организационная», — говорит Бегунов.

Его слова подтверждает организатор Spacer и основатель днепровского инкубатора Space Hub Максим Ткаченко: «Честно говоря, [на хакатон] пришли молодые проекты со смелыми решениями, но 90% из них не жизнеспособны. У них есть концепт, но в космосе другие правила игры, которых они даже не знают».

С другой стороны, три хакатона показывают, что интерес к отрасли, идеи и желание работать есть. «Если вливать правильно мысли и задания, в каком направлении двигаться для монетизации космоса, то сегмент будет развиваться. Но пока это очень зачаточный этап. Не могу сказать, что слабый, потому что хороший потенциал есть, но конкретики очень мало», — резюмирует Бегунов.

Развитие экосистемы

В Украине уже есть два инкубатора и акселератора для космических проектов и ряд активистов, развивающих эту инновационную среду. Для нее необходимы мероприятия, хакатоны, поддержка медиа и Госагентства. Последнее может предоставить доступ к крупным предприятиям, где есть необходимые инструменты и аппаратура для тестирования разработок предпринимателей. По словам Бегунова, у ГКАУ есть к этому интерес и понимание, что нужно искать новые рынки и идеи. Даже несмотря на смену главы ведомства, активист уверен, что движение в этом направлении будет продолжаться.

polyitan
Пока единственный украинский негосударственный спутник. Все еще функционирует на орбите. Фото: blog.isilaunch.com

Одним из источников проектов для отрасли могут стать университеты. Так, в КПИ около семи лет назад зародилась инициатива, которая в 2014 году привела к запуску небольшого спутника PolyITAN 1. Он до сих пор работает и передает данные на Землю. «Проект достаточно простой. Но, смешно сказать, на сегодняшний день из реально работающих космических аппаратов у Украины есть один летающий «КПИшный» аппарат. — смеется Андрей Бегунов. — Ребята собрали [спутник] на коленке в подвале”. Помимо «Политеха», основным поставщиком кадров для отрасли в стране является Национальный аэрокосмический университет им. Н.Е. Жуковского.

По мнению, Максима Ткаченко, для дальнейшего развития экосистемы три основных кластера, которые формируются в Киеве, Днепре и Харькове, должны объединить усилия. «Нам надо объединить новое поколение, которое хочет работать в этой отрасли, с опытом, который уже есть. Старому поколению нужно подстроиться под новые модели рынка, потому что оно играет по неактуальным правилам», — говорит он.

У Украины есть потенциал и, как всегда, вопрос в его реализации. Двигаться есть куда — в прошлом году объем мирового рынка услуг и продукции, связанной с космосом, составил $323 млрд.

Оставить комментарий

Комментарии | 2

Поиск