Сеть «Космо» судится с IBM за 26 млн гривен из-за провала интеграции ERP-системы

15641
33

Сеть магазинов «Космо» судится с компанией «IBM Украина» из-за неудачного внедрения системы управления предприятием Oracle ERP в магазинах сети. Поставщика IT-решений обвиняют в том, что «Космо» лишилась потраченных на интеграцию 23 млн гривен, а также не смогла реализовать свои планы по увеличению количества магазинов в четыре раза. Судебная тяжба длится уже год.

В 2012 году «Космо» приняла решение расширить сеть с 60 до 250 магазинов до конца 2016 года, пишет «Экономическая правда». Для этого компании «Суматра ЛТД» (ТМ «Космо») понадобилось новое мощное программное обеспечение, и она остановила свой выбор на системе управления предприятием Oracle ERP, предназначенной для розничной торговли, – Oracle Retail.

«Космо» за 5,4 млн грн приобрела лицензию на Oracle Retail и год спустя, в 2013, заключила контракт с интегратором «IBM Украина» — официальным украинским юридическим лицом корпорации IBM.

По договору поставщик обязался внедрить Oracle Retail за 7 месяцев – в период с 31 марта по 31 октября 2013. Однако проект так и не был реализован. За 7 месяцев он продвинулся всего на 15%, и стороны договорились практически заморозить проект до весны. Но и летом проект не заработал.

«Когда мы увидели, что опять срываются сроки, то предложили запустить Oracle Retail хотя бы для пяти магазинов и для небольшой физической области нашего склада.

Мы сказали им: «Сделайте нам работоспособную систему для малой части торговой сети, мы потом сами установим ее на всю сеть». Они моментально приняли наше предложение, а срок сдачи перенесли на 28 февраля 2015», — рассказал изданию директор по IT «Космо» Игорь Маркелевич.

Вскоре из московского офиса IBM приехал новый проектный менеджер, который провел аудит проекта и объявил, что план проекта изначально составлен неправильно и система не заработает. Поэтому представители IBM предложили «Космо» составить новый план и начать работу на новых финансовых условиях.

В июне прошлого года «Суматра ЛТД» подала иск в суд с требованием взыскать с «IBM Украина» около 26 млн грн, из которых 10,2 млн грн и $145 000 — это сумма убытков, еще 10,1 млн грн — это предоплата за проведенные работы.

Предприятие обосновывает свои требования тем, что оно так и не получило конечный продукт в виде работающей системы. IBM в суде настаивает на том, что создавать продукт не собиралась, а лишь оказывала услуги по внедрению отдельных модулей системы.

Первые две судебные инстанции встали на сторону «Космо», обязав IBM вернуть 14 млн грн за выполненные работы, но 20 июля 2016 Высший хозяйственный суд отменил эти решения и отправил дело в Хозяйственный суд Киева на новое рассмотрение.

«В целом IBM довольна недавним решением Высшего хозяйственного суда», – сообщила руководитель отдела маркетинга и коммуникаций «IBМ Украина» Татьяна Любимова. Также она добавила, что компания воздержится от дальнейших комментариев, «поскольку судебное разбирательство не завершено».

По мнению экспертов, для внедрения Oracle ERP на предприятии необходимо полтора-два года и работа команды по 15-50 человек со стороны интегратора и предприятия. «Конфликтные ситуации между заказчиком и интегратором нередки. Но обычно они не становятся достоянием общественности и решаются на основе компромисса. Прежде всего, внедрение ERP – это крупный длительный проект, за который ответственность несет не только интегратор, но и заказчик. Второй причиной являются разногласия в трактовке размытых, нечетких требований в техническом задании», — рассказал Сергей Литвиненко, генеральный директор центрального офиса корпорации «Галактика» в Украине.

«Мое мнение со стороны такое: виновны обе стороны. Хуже то, что в результате никто не будет доволен решением суда: украинский суд – не самое лучшее место для рассмотрения подобных споров. Сколько на нашем рынке специалистов по Oracle ERP? Сколько из них могут оценить верность составления спецами из IBM технического задания? И кто из оставшихся включен в реестр экспертов, имеющих право проводить судебные экспертизы? Так что справедливое решение суд сможет принять разве что случайно», — считает Дмитрий Гадомский, адвокат, СЕО Axon Partners.

По его мнению, если в договоре фиксируются все три переменные – цена, срок и предмет, то договор обречен, потому что хоть одно из условий обязательно будет нарушено. Такой fix-all контракт рождается в результате переговоров: разработчики предпочитают почасовую оплату, а заказчики – хотят планировать бюджет и сроки, и «ни в коем случае не нести ответственность ни за что».

«Если компания действительно хочет внедрить ERP систему, а не просто освоить бюджет и сделать вид, то заказчик и исполнитель становятся партнерами. Они зависят один от другого и помогают друг другу вырулить все непредвиденные ситуации. Следовательно, контракт должен предусматривать удобную совместную работу и обеспечивать выгодность сотрудничества на протяжение всего срока договора.  Это называется Agile-разработка. Waterfall подход тут просто противопоказан», — поясняет адвокат.

В мире подобные споры обычно решаются без привлечения суда: провайдеру выгодней вернуть деньги и заплатить штраф, чем поставить под удар репутацию. «Самый известный процесс, в котором участвовал IBM – это контракт на $5 млрд, по которому JPMorgan передал в IBM всю свою IТ-инфраструктуру. А потом потребовал досрочно расторгнуть договор. Если бы это дело попало в суд, то выгоду получили бы лишь юристы – похвастались бы участием в деле на 5 миллиардов», — говорит Дмитрий Гадомский.

Оставить комментарий

Комментарии | 33

  • Так кто же накосячил IBM, Oracle или Галактика?

  • «А нам говорили вы профессионалы…» (с)
    Все как у всех только бюджеты с шестью нулями )))

  • Проблема в том что есть человек который выбрал именно такую систему из сотен других и варианта сделать свою. Что исходя из ценника было бы реально дешевле и качественней. И в первую очередт ответ несет он. Вон SAP интегрируеться 10 лет, мне ли говорить что за 10 лет очень многое может измениться и проделанная работа будет не нужна. Но люди до сих пор его покупают, ибо откаты и дибилы.

    Во вторых интеграция, это подстройка софта под работающую инфраструктуру, и если она через жопу или ее вовсе нет, то как тут вообще софт виноват? Это всеравно что купить мего хай-фай телик и обнаружить что он не работает с видеомагнетофоном 70х годов. Кто тут вам лекарь?

    В третьих интеграция это таки услуга. Временная и там нету сроков и быть не может. Ибо оценить процесс интеграции софта в компанию можно лишь понимая все до мельчайших подробностей, а этого даже сама компания не знает. Так как сие должен знать вообще левый человек?

    В четвертых мне лично кажеться что человек в Космо получил откат, а потом оборзел и решил вернуть все баблишко «по контракту», проще говоря заработать баблица на лохах.

    При этом мне интересно кто и как проводил оценку провала интеграции))

    • Если с инфраструктурой или с существующей платформой изначально проблемы, — нужно прямо на первом этапе IBM было отказаться в интеграции.
      Я понимаю, вы программист и защищаете программистов и что на ваш взгляд было бы лучше писать свой продукт. Но далеко не во всех компаниях хватит счастья интуитивно выбрать себе разработчиков и технического директора для проекта. Все ошибаются, можно ошибиться и в людях. Поэтому именно они и решились на интеграцию этого продукта. Ну и видать непрофессиональная команда IBM Украина и плохой менеджмент выявили слабые стороны спустя только практически пару лет что ли.

  • Ну и самое главное. Ребята если вам нада рабочая система, то можете обратиться ко мне. и за такие бабки мы или вам Оракл интегируем или напишем новую с нуля получше.

    • А цена? 2000$ * 50 * 12 мес = 2 400 000$

      • Работа в командах больше 8 человек не эффективна. Доп команды это зачастую дизайн, тексты, маркетинг. 8 девов это реально дохера. Тем более если говорить об интеграции, а не построению приложения с нуля.

    • Ваше портфолио реализаций проектов для торговых сетей на 60+ магазинов где можно посмотреть?

      • Лично я разрабатывал ERP/CRM систему для УкрСибБанка и посмотреть ее можно в банке. Но я предлагаю не свои услуги разработки а команды. Если вам нужна разработка опишите в брифе а я перешлю команде которая это сможет сделать, и по согласию уже будем решать обоюдные вопросы.
        Ребята с Ораклом и в энтерпрайз работают чуть ли не всю жизнь так что за них я спокоен.

        • То есть, специфику торговых сетей вы не знаете? И вели только один проект? Где описание компетенций вашей команды? Сертификаты Oracle где можно глянуть?

          • Мне не нужно ее знать, лично я заниматься ей не буду. Ну и если очень надо то узнать ее не проблема. Я вел много проектов. Лично мое направление хай-лоад системы и стартапы + немного мобайл.
            Скиньте бриф [email protected], я отошлю командам и дальше будем вести осознанный диалог. И укажите пожалуйста вилку бюджета на проект, не бойтесь обсчитывать никто не будет, это нужно для понимания того стоит ли браться за проект.
            Спасибо

          • Я не совсем понял — что значит «направление — стартапы». Это как-то связано с системами управления торговыми сетями, оптимизацией складских запасов, логистикой, POS терминалами?

          • Добрый день всем! Думаю, что не связано 🙂

            Честно говоря, меня заинтересовал выбор генподрядчика для реализации данного проекта… На мой взгляд, странный…
            IBM хорош в серверах, инфраструктурных проектах и т.д. Есть еще направление электронного документооборота на платформе Lotus, BI на базе решений TM1м Cognos, но внедрение транзакционной системы..и Oracle, со спецификой розничной торговли…
            Трудно судить не видя тендерной документации, как ставилась задача, не зная изнутри как вёлся сам проект и т.д. Соглашусь с высказанным мнением, что вина с двух сторон.
            Мне кажется, что проект закончить нужно, раз лицензии куплены, скорее всего, многое уже сделано… Не знаю как у Вас внутри в компании процесс организован, но, рассмотрите вариант своими силами доделать, — возьмите сильного вменяемого проектного менеджера знакомого со спецификой ритейла, тим лидера и разработчиков. Задача интересная, думаю, что желающие найдутся. Удачи.

          • Ещё один осваиватель бюджета. Я не занимаюсь но есть команда.

          • Ага. «Лично я разрабатывал ERP/CRM систему для УкрСибБанка» но «Мне не нужно ее знать, лично я заниматься ей не буду». Ну и коронная: «Ребята если вам нада рабочая система, то можете обратиться ко мне. и за такие бабки мы или вам Оракл интегируем или напишем новую с нуля получше.»
            Короче, любой может попросить бриф, направить «своей команде», добавить свою наценку и интегрировать/создавать.

  • необходимо полтора-два года и работа команды по 15-50 человек со стороны интегратора и предприятия.
    Wtf? За 2 года и 50 человек можно написать с 0. 250 магазов можно и на 1с сделать с репликацией в другую базу для аналитики.

  • «напишем новую с нуля получше» — О це правильно! Так тримати. І найсі їхній хробак вдавит нашов капустов. :))

  • Ключевая фраза «Но тут приехал новый менеджер из Москвы».

  • Какая ERP использовалась до Oracle ERP?

  • з свого досвіду скажу що ІБМ це довго, дорого, неякісно

  • Еба*ть IBM оказалась конторой аля РОГА И КОПЫТА … ппц ..
    *
    Помимо процессоров ни*рена не могут нормально сделать …
    *
    Спасибо за статью …
    *
    Странно что судятся в украинском суде, обычно они прописывают в договорах ЖИРНЫМ ШРИФТОМ что судиться будем в АРБИТРАЖЕ (Снгапут .и.т.п. но только не УКРАИНА)
    *
    Надо бы прочесть ВЕРСИЮ ИБМ УРАИНА … а то статья просто разгромная !!!! После этого их специалистам даже ВИНДОУВС переустановить не дадут …

  • Всё течёт и ничё не меняется. Помниться нам Квазар внедрял Oracle Collaboration Suite и Oracle EBS, результат примерно такой же как в статье. Кучю денег и времени потратили обе стороны, результат лежит на полке в пыли. Всё правильно, виноваты были обе стороны. Помоему, наши компании просто не готовы к такому софту, особенно наши бизнес процессы аля » хочу провести задним числом», помню как внедренцы в шоке были от таких запросов ))
    1С и не ипёт, масса удачных внедрений, что вам не так? А всякие там Оракла и САПы это для откатов и ИТ директоров самоубийц.
    Единственные, кто всегда в выиграше от таких внедрений, так это админы. Профит в том, что за момент внедрения они сильно прокачивают скилы в Oracle, AIX и т.д. и самое главное — не нужно потом со всем этим зоопарком трахаться, когда проект не взлетел, софт они потом кладут аккуратно на полку, документацию туда же, а жутко дорогие сервера идут под собственные нужды админов…и тех кто с ними дружит.

  • Кто знает, чем закончилось? Разошлись при своих? Т.е. Космо без работающего софта и с мёрвыми лицензиями на Oracle Retail, а IBM с 15'000'000 гривен за лицензии и работу пары бумагомарателей (секретарей по оформлению отписок)?

Поиск