Минобразования представило концепцию реформы средней школы

15835
3

Министерство образования последние три года активно работало над реформированием системы образования в целом и отдельных ее ветвей. Министерство представило документ «Новая украинская школа», объясняющий идеи реформы среднего образования в Украине.

Сейчас в Верховной раде ожидает повторного первого чтения базовый законопроект «Об образовании» (№ 3491-д от 04.04.2016), который определит изменения во всей системе образования. Согласно законопроекту, «целью полного общего среднего образования является разностороннее развитие, воспитание и социализация личности, которая осознает себя гражданином Украины, способна жить в обществе и цивилизовано взаимодействовать с природой, хочет самосовершенствоваться и учиться в течение жизни, готова к осознанному жизненному выбору и самореализации, трудовой деятельности и гражданской активности».

Согласно документу Минобразования, новая школа основывается на восьми ключевых компонентах:

  1. Новое содержание образования, основанное на формировании компетенций, необходимых для успешной самореализации.
  2. Мотивированный учитель, который имеет свободу творчества и развивается профессионально.
  3. Сквозной процесс воспитания, формирующий ценности.
  4. Децентрализация и эффективное управление, которое даст школе автономию.
  5. Педагогика, которая основывается на партнерстве между учеником, учителем и родителями.
  6. Ориентация на потребности ученика в образовательном процессе — «ребенкоцентризм».
  7. Новая структура школы, которая позволяет хорошо усвоить новое содержание и приобрести компетенции для жизни.
  8. Справедливое распределение публичных средств, которые обеспечивают равный доступ всех детей к качественном образованию.

Основной идеей этих пунктов является отход от фактологического обучения школьным предметам, когда детей заставляют заучивать сам предмет, а не навыки, которые он дает. Согласно новой концепции, дети будут получать именно навыки и учиться решать проблемы. Все это будет происходить в по-новому обустроенной школе, с новыми правилами взаимодействия учителя, ребенка и родителя. Отдельное место в Минобразовании также уделяют информационным технологиям, утверждая, что их применение в образовательном процессе и управлении системой образования должны обеспечить «успех Новой школы».

Она должна будет научить детей 10 компетенциям, выделенным в новом законе:

  1. Общение на государственном (и родном, если они различны) языке. Имеется в виду свободное общение, высказывание мыслей и потребление информации вне зависимости от контекста.
  2. Общение на иностранных языках. Здесь помимо знания самих языков также идет речь о межкультурном взаимодействии.
  3. Математическая грамотность. Она подразумевает умение применять математические методы в решении прикладных задач, понимание простых матмоделей и умение строить их для решения проблем.
  4. Компетенции в естественных науках и технологиях. Понимание природы и современных технологий и умение применять их на практике, а также умение использовать научный метод в понимании и познании мира.
  5. Информационно-цифровая компетентность предусматривает применение ИКТ для создание, поиска, обработки и обмена информацией. Сюда также входит информационная и медиаграмотность, основы программирования, алгоритмическое мышление, работы с базами данных, навыки в сфере кибербезопасности, понимание этики работы с информацией (интеллектуальная собственность).
  6. Умение учиться на протяжении жизни. По сути, это умение организовывать свой процесс обучения в дальнейшем вне школы.
  7. Социальные и общественный компетенции. Это умения работы в коллективе на результат, решение и предупреждение конфликтов, «все формы поведения, необходимые для эффективного и конструктивного участия в общественной жизни».
  8. Предприимчивость. В министерстве описывают эту компетенцию, как умение генерировать новые идеи, инициативы и реализовывать их. В рамках нее также планируют развивать способности к предпринимательскому риску.
  9. Общекультурная грамотность. Это способность понимать произведения искусства, формировать собственные вкусы, выражать идеи, опыт и чувства с помощью искусства.
  10. Экологическая грамотность и здоровая жизнь. Умение рационально использовать природные ресурсы, понимание роли окружающей среды в жизни и здоровье человека, способность и желание придерживаться здорового способа жизни.

Согласно концепции, изменится преподавание и оценивание работы: «Будут широко применяться методы преподавания, основанные на сотрудничестве (игры, проекты, эксперименты, групповые задания) […] Будут изменены подходы к оцениванию обучения. Оценки будут служить для анализа индивидуального прогресса и планирования индивидуальной скорости, а не ранжирования учеников».

Страницы из monУченики получат свободу выбора предметов и их уровня сложности. Появится возможность обучения в разновозрастных группах. С этой целью в Минобразования планирует реорганизовать и пространство класса: помимо классического расположения, будут использовать мобильные рабочие места.

Весь процесс будет реализовывать учитель, который будет теперь выступать в роли не единственного источника знаний, а «коуча, фасилитатора, тьютора, модератора в индивидуальной образовательной траектории ребенка». Для этого преподаватели получат академическую свободу: смогут готовить авторские учебные программы, подбирать учебники, методы и стратегии обучения. Государство будет гарантировать ему свободу от вмешательства в профессиональную деятельность. Что касается материальной части, то этому в Минобразовании обещают уделять «большое внимание». Так, в проекте закону «Про образование» заложена норма про повышение места учителя в единой тарифной сетке. Те учителя, которую пройдут добровольную независимую сертификацию, будут получать надбавку.

Screenshot_1

Согласно новому закону, учебные учреждения получат автономию

Новый закон предусматривает следующие этапы среднего образования: начальный (четыре года), базовый (получается в гимназии в течение пяти лет), профильный (в лицее или учреждениях профобразования в течение трех лет). Начальное среднее образование разделится на два цикла: адаптационно-игровой (1-2 классы) и основной (3-4 классы). Базовое образование также разобьется на два цикла: адаптационный (5-6 классы), базовое предметное обучение (7-9 классы). На этапе профильного образования старшеклассник будет должен выбрать одно из направлений: академическое, с углубленным изучением отдельных предметов с ориентацией на продолжение обучения в университете; профессиональное. Суммарная продолжительность полного среднего образования будет составлять 12 лет.

Что касается финансирования, то согласно закону, государство обязывается выделять на образование не менее 7% ВВП. В 2015 году номинальный ВВП составил $90,615 млрд. Расходы общего фонда Минобразования в госбюджете на 2015 год составили 3,6 млрд грн. Если же брать 7% от ВВП по условиям нового законопроекта, то они должны были бы составить $6,34 млрд. Эти деньги будут тратится прежде всего на обеспечение педагогической составляющей процесса обучения (зарплата сотрудников образовательных учреждений, учебники, повышение квалификации учителей). Все учебные учреждения будут обязаны обнародовать все средства, которые поступают из бюджета и других источников.

Страницы из mon-2

Новый законопроект и концепция, изложенная Минобразования, это действия в рамках реформы, которая рассчитана на ближайшие 13 лет и будет внедрятся в три этапа.

Напомним, что недавно Минобразования совместно с Microsoft запустили единую базу научных работ, которая поможет в борьбе с плагиатом в системе образования.

Оставить комментарий

Комментарии | 3

  • Жаль, что об урегулировании и узаконивании домашнего обучения ни слова.

    • В документе и законе есть.
      «Новий базовий Закон «Про освіту» вперше запроваджує на зако-
      нодавчому рівні розмаїття форм здобуття освіти. Законопроект
      передбачає дистанційну, мережеву, змішану форми здобуття осві-
      ти в інституціях, екстернатну і сімейну (домашню) форми індиві-
      дуальної освіти, педагогічний патронат з належним визнанням
      результатів такого навчання»

  • «Для этого преподаватели получат академическую свободу: смогут готовить авторские учебные программы, подбирать учебники, методы и стратегии обучения. Государство будет гарантировать ему свободу от вмешательства в профессиональную деятельность.»

    А армии методистов будут это все гарантировать? Работала я однажды преподом в медицинском колледже. И методисты (блондинки с мивиной на голове, ага) признавали в качестве основы для написания лекций только одного автора. Ни один из моих «инновационных» методов (а я всего лишь показывала студентам образовательные подкасты, видосики и т.д. вместо демонстрации потрепаных советских плакатов) не нашли одобрения. скорее ко мне относились снисходительно — девочка поиграет в учителя и успокоится, начнет бубнеть, как и все. Конечно, они зря там сидят, что ли. Три здоровые бабищи, у которых рабочий день с 10 до 4 с шестичасовым перерывом на кофе.
    В начальной школе тоже есть такие методисты, а еще есть целые Институты повышения квалификации, в которых рабочие месста передаются по наследству. Интересно, как они впишутся в эту реформу и эти пункты про свободу образовательных учреждений создавать программу.

Поиск