Следующие 25: что прогнозируют украинской IT-отрасли на ближайшие четверть века

11657
5

Новой независимости Украины всего 25 лет,  а ее IT-отрасль уже доросла не только до одной из ключевых в экономике страны, но и заработала определенную репутацию в мире. AIN.UA расспросил известных деятелей отрасли, каков их прогноз по развитию IT в Украине на следующие 25 лет, и что нужно сделать для того, чтобы он сбылся в наиболее благоприятном варианте.

Алексей Витченко,  руководитель Digital Future

Фото: Ольга Закревская

Фото: Ольга Закревская

Оценивая IT-события за годы независимости, можно найти немало достижений, но самое масштабное из них — это появление самой IT отрасли и ее развитие в одну из ключевых в украинской экономике. Сейчас IT — ведущая экспортная отрасль, ведь за последние 25 лет доля экспорта IT-услуг выросла с условного нуля до более, чем 16% в 2015 г.

Мой девиз – нет ничего невозможного, поэтому, прогноз довольно оптимистический. Думаю, что в последующие 25 лет в IT-отрасли состоится переход от аутсорсинга к производству, появится необходимая IT-экосистема, которая стимулирует предпринимательство и развитие большого количества продуктовых компаний. Я надеюсь, что у нас появится свой украинский юникорн (компания с капитализацией больше $1 млрд), и украинские стартапы смогут привлекать больше $1 млрд в год, в том числе – зарубежных. Что состоятся мощные изменения в образовательной системе – бизнес, государство и университеты станут взаимодействовать для укрепления отрасли, в университетах появятся R&D-центры мирового уровня.

Действительно, на подобные изменения могут уйти годы, но я также считаю, что все участники отрасли должны переосмыслить ситуацию, отказаться от пессимизма и, в силу возможностей, работать на изменения. Я во всем предпочитаю видеть возможности.

Артур Михно, руководитель Work.ua

unnamed

При нынешней динамике развития технологий и IT-отрасли давать прогнозы на 25 лет весьма непросто. Думаю, мало кто может представить, как изменится наш мир и общество за это время. Но я уверен, что при этом у Украины весьма существенные шансы быть в авангарде этих изменений.

Уже сегодня мы обладаем невероятным потенциалом разработчиков, произошло и продолжается формирование IТ-экосистемы.

Экономика Украины, при всех ее проблемах, дает, наверное, одни из лучших в мире условий для запуска IТ-проектов. Себестоимость, а значит, и порог входа, и риски, невероятно низки, а рынок специалистов — весьма широк. Разница в уровне зарплат между IТ и другими секторами втягивает в IТ-среду все больше молодых людей и фактически ФОКУСирует развитие страны на одной из самых перспективных мировых отраслей.

Уже сейчас украинцы все чаще запускают проекты, нацеленные на внешние рынки, а команды и люди накапливают опыт таких реализаций. Есть все шансы, что в ближайшие годы мы увидим значительный рост украинских IT-продуктов, за чем наверняка последует и значительный рост венчурных инвестиций в проекты и экономику страны.

Уверен, перспективы у Украины отличные. Чтобы они сбылись, айтишникам нужно больше думать о разработке своих продуктов, не бояться пробовать, собирать команды и создавать проекты. Поездив по миру, я вижу, что у нас очень талантливые и умные люди. Наши IТ-продукты реально могут быть конкурентны на мировом рынке. Нужно не бояться их строить и выходить с ними в глобальный мир.

Денис Довгополый, соучредитель GrowthUP Group

Фото: Ольга Закревская

Фото: Ольга Закревская

Будущее отрасли зависит от ее участников. Сейчас у нас есть три негативных фактора, обусловленных военной, политической и экономической составляющими (все плохо).

  1. Народ едет из страны (инвесторы, предприниматели и разработчики).
  2. Инвесторы боятся вкладывать в украинские стартапы.
  3. Руководство страны не может совладать с коррупцией, политическим и экономическим кризисом.

Будущие 25 лет в стране зависят от того, у какого количества активистов отрасли опустятся руки. Пока советское наследие и наследие Кучмы-Януковича побеждает.

Михаил Рябоконь, руководитель украинского представительства компании Noosphere Ventures

1277594_504189756333637_2109503471_o

Успех биткоинов и сервисов типа Uber в том, что они дают альтернативу традиционному порядку вещей, будь то в финансовой системе или сервисах. Современная Украина – это тоже альтернатива существовавшему до Революции Достоинства укладу. Украинцы – талантливые энтузиасты и, в некотором роде, бунтари. Потому я верю в то, что дальнейший вектор развития IТ в Украине — это создание альтернатив утратившим свою эффективность институциям и системам.

Яркие примеры тому — электронное правительство, которым активно занимается Яника Мерило, наша Noosphere ENGINEering School — как принципиально иной подход к вопросам образования. В ближайшей перспективе – космическая отрасль и сфера военного вооружения, которые на сегодня в Украине находятся в ведении государства, но как и во всем мире неизбежно в эти направления придут частные компании, в том числе и Noosphere, которая уже делает первые шаги на этом пути.

Мы сторонники проактивной позиции Get the things done!, когда решения существующим проблемам должны быть реализованы в плоскости конкретных продуктов и технологических изобретений, а не абстрактных законодательных инициатив и отвлеченных от практики идей. И думаю, в ближайшее время такая позиция будет набирать все больше своих сторонников в сфере IТ, которая, как известно, наиболее предприимчива.

Дмитрий Дубилет, IT-директор ПриватБанка

Screen Shot 2016-08-22 at 4.41.27 PM

В течение следующих 25 лет может наступить точка технологической сингулярности (гипотетический момент, по прошествии которого технический прогресс станет настолько быстрым и сложным, что окажется недоступным пониманию – ред.).

А это значит, что ни IT-отрасли, ни самой Украины может уже не быть, да и человечество в целом превратится в придаток к компьютерным системам с искусственным интеллектом.

Александр Ольшанский, президент «Интернет Инвест»

small-IMG_2072

Как всегда, есть несколько сценариев – оптимистичный, нейтральный и пессимистичный.

При нейтральном сценарии глобально ничего меняться не будет. У нас будет более или менее приличное IТ-образование, которое невозможно без более или менее приличного среднего и высшего. Предположим, что вся эта система сохранится, отечественные IТ-специалисты будут работать, а страна – получать валюту. Конечно, мы будем терять «мозги» в виде эмигрантов, но новые специалисты будут восполнять эти потери.

В случае реализации нейтрального сценария, я думаю, рост объемов за 10 лет может быть двухкратный, в 25-летней перспективе – возможно, пятикратный. Это довольно устойчивый сценарий с точки зрения того, что наше правительство может делать разные глупости, которые оно таки собирается, похоже, делать – например, запретить ЧП-шникам оказывать услуги IТ (по-моему, это самая большая глупость из всех, что я слышал за последние годы).

Пессимистический сценарий очень понятен. Деградация системы образования, количество новых специалистов меньше количества уезжающих, и вся эта конструкция очень быстро «обвалится». И такой сценарий очень даже возможен, потому что за последние 5-6 лет система образования в Украине сильно ухудшилась. Причем образование за рубежом – не будет выходом, ведь оно резко повысит количество людей, которые останутся там, и это станет своего рода негативным фильтром: вернувшиеся будут в большинстве своем неудачниками.

Я хочу подчеркнуть еще раз, что этот сценарий реален. Если государство не озаботится системой образования, то Украина очень быстро скатится в «третий мир», в аграрную страну, которая продает, грубо говоря, выпавшие дожди.

Оптимистический сценарий. Он более, чем возможен, в нем нет ничего фантастического. Нам удается удержать систему образования на должном уровне и даже ее чуть-чуть развить. Внутри страны удается создать условия для бизнеса – и не только аутсорсингового; украинские IТ-компании переходят к продуктовой модели и начинают продавать не только сырой труд, а какие-то продукты. А в продуктах добавленная стоимость раз в пять больше, чем в сыром труде. Так что даже без увеличения количества рабочих рук, в добавленной стоимости, которая для IТ почти то же самое, что и прибыль, возможен кратный рост. А с учетом того, что такой рост будет привлекать в отрасль все больше и больше людей, и отрасль станет платежеспособной и сможет оплачивать образование, то это может быть драйвером роста всей украинской экономики.

В принципе, этот сценарий я бы рассматривал как базовый для Украины на ближайшие 25 лет. Потому что у нас есть три столпа: металлургия, сельское хозяйство и IТ, которые страна должна холить и лелеять. Но в металлургии и сельском хозяйстве кратный рост невозможен, а в IТ – да. Если этот сценарий осуществится, то IТ станет номер один в украинской экономике. Рост будет 3-5 кратный за 10 лет, и самое главное, что этот рост будет в добавочной стоимости. И мы «всех победим», потому что всевозможные проблемы – военные, и так далее в значительной степени решаются экономикой.

Что для этого нужно сделать? Ничего особенного, хоть почему-то этого не делают. Нужно прекратить войну с бизнесом и перестать пытаться собрать больше налогов, чем это возможно. Нужно понять, что современный мир поменялся, и что теперь государства между собой конкурируют в том числе и налоговыми системами. И если IТ в Украине будут подвергать большему давлению, чем в Польше или в Литве, то оно окажется в Польше или Литве. Это ведь не сельское хозяйство, которое никуда убежать не может. IТ здесь ничего физически не держит, для этого и переезжать зачастую не обязательно – эти денежные потоки просто будут проходить мимо нас.

Итак, для осуществления оптимистического сценария нужны образование и хорошая бизнес-среда. И еще катастрофически нужна валютная либерализация. Украина удивительная страна, где гражданин не может открыть счет в валюте в иностранном банке, это является чуть ли не уголовным преступлением! Власть имущие думают, что они заставят людей хранить деньги здесь. Но это не так, они все равно не будут хранить деньги в украинских банках, и особенно бизнес. Для бизнеса категорически нужна валютная либерализация, возможность выведения прибыли, возможность получения кредитов, и так далее. Увы, все это сегодня нереализуемо для предприятий не только малых, но и средних.

Виктория Тигипко, управляющий партнер венчурного фонда TA Ventures, инициатор создания украинской сети клубов программирования для детей Code Club

1

В таком долгосрочном периоде, как 25 лет – строить прогнозы очень сложно. Но для того, чтобы понимать возможные сценарии развития технологий, я рекомендую почитать прогнозы Рэя Курцвейла и других футуристов с высоким рейтингом «попадания».

Лично мне кажется, что сейчас становится очевидным общий тренд: наступает эра Трех «Д» — дематериализация, демонетизация и демократизация доступа к технологиям. Технологии продолжают развиваться по закону Мура, что ведет к к экспоненциальному развитию общества.

Думаю, что в долгосрочной перспективе  нас ждет удешевление и возможность использовать в обычной жизни нанотехнологий, которые избавят нас от большинства болезней. У нас появятся аватары и роботы, которые будут решать как простые бытовые задачи, так и более сложные. С развитием технологий появится возможность сделать upgrade мозга. И конечно же, не будет никаких языковых барьеров, никаких зарядок, наушников и проводов.

Украина станет одним из мощных глобальных R&D центров и отличным местом для жизни. Хотя само место жительства, место работы, бренды – потеряют свое значение – будет важно только то, чем ты занимаешься и твоя индивидуальность. Этому помогут различные образовательные инициативы, которые учат подрастающее поколение быть «на ты» с технологиями, развивают умение нестандартно и критически мыслить, помогают решать новые сложные задачи, жить на большой скорости и при этом — оставаться счастливым и реализованным. Это, кстати, касается не только детей, но и взрослых – всем нужно учиться, чтобы успевать за развитием прогресса и современных технологий.

Оставить комментарий

Комментарии | 5

  • Ну если кто ищет хорошую бизнес среду теперь вы знаете куда обращаться 😉

  • 2041 рік — цифроавіа асоціації украінідів патруюють весь зовнішній периметр інтернетвільнозони. Демократія в безпеці. Всі розрахункові потужності всесвіту переїхали в полтавську зону необмеженого хмаророзрахунку. США просить візові полегшення для хостування своїх базових для економіки потужностей. МІД мовчить…

  • Самый толковый прогноз от Александра Ольшанского. далее все четко высказал Денис Довгополый.
    Остальные высказались ни о чем. Для примера господин Дмитрий Дубилет. Точка сингулярности. Пошутил. Но это вообще о чем? Или Виктория Тигипко — лейся водичка, лейся, остальные в таком же духе.

  • В тот момент, когда инвестор будет уверен в сохранности своих денег (=стабильность) он и начнет подумывать об инвестициях в отрасль. Раньше очень маловероятно, как бы того не хотели сами Айтишники.

  • Украинец — это не национальность, это диагноз. Психиатрический диагноз. Этнопсихиатрический.

    Украинец, украинствующий, укр, укроп, укропитек, свидомый украинец, свидомит — это психически больной человек. Часто неизлечимо больной. Человек, находящийся в пограничном состоянии. Человек, находящийся на грани (на границе двух миров: русского и польско-нацистско-католического, на границе, на грани добра и зла (а многие уже и за гранью), на границе здоровья и болезни, на границе нормы и патологии). На грани безумия.

    Украинство, украинский свидомизм — это психическое расстройство. Этнопсихическое. Расстройство национального самосознания, национальной идентичности. Русского самосознания. Русской идентичности. Групповое помешательство. Массовый психоз. Индуцированное бредовое расстройство. Хроническое бредовое расстройство. Паранойдное (паранойяльное) расстройство.

    Украинство — это болезнь. Страшная болезнь. Заразная болезнь. Психическая болезнь. Почти неизлечимая болезнь. Психический вирус, этнопсихический, передающийся от человека к человеку и превращающий человека в зомби, в биоробота, в манкурта, в русофоба

Поиск