Ученые открыли похожую на Землю экзопланету в ближайшей к Солнцу звездной системе

Группа астрономов из Лондонского университета королевы Марии объявила об эпохальном открытии: она получила подтверждение того, что в звездной системе Альфа Центавра существует экзопланета. Найденное небесное тело совершает оборот вокруг ближайшей к Солнцу звезды Проксима Центавра на расстоянии, достаточном для существования жидкой воды. Планета получила название «Proxima b» – сообщает журнал Nature.

В системе Альфа Центавра три звезды: Альфа Центавра А, Альфа Центавра В (или «двойная звезда Альфа Центавра АВ») и карликовая красная звезда Проксима Центавра. В отличие от первых двух, карликовое светило невозможно увидеть с Земли невооруженным глазом. Светимость Проксимы в 18 000 раз меньше, чем у Солнца.

Найденная экзопланета Proxima b оборачивается вокруг своей звезды на расстоянии всего в 7 млн км – это в 20 раз меньше расстояния между Землей и Солнцем.

Proxima Centauri and its planet compared to the Solar System

Сравнение орбиты Proxima b вокруг Проксимы с таким же участком в Солнечной системе. Проксима меньше и холоднее Солнца, но орбита экзопланеты намного ближе к звезде — в обитаемой зоне

Поверхность Proxima b скалистая, а ее масса приблизительно в 1,3 раза больше массы Земли. Один год на планете длится всего 11,2 дней – именно за такой срок Proxima b совершает полный оборот вокруг звезды Проксима.

Ученые уверены, что температура планеты делает возможным существование на ней жидкой воды, однако пока не знают, есть ли на ней атмосфера и живые микроорганизмы. Дело в том, что Proxima b может как прогреваться равномерно, так и быть всегда повернутой к своей звезде одной и той же стороной.

Источник: ESO/M. Kornmesser

Доказательства существования экзопланеты ученые пытались получить в течение трех лет. Дело в том, что Проиксима принадлежит к числу красных карликов – активных звезд, чей блеск и спектральные характеристики постоянно меняются, что может быть приписано влиянию планеты на орбите.

Чтобы получить доказательства существования планеты, астрономы тщательно отслеживали переменность блеска звезды и при помощи метода лучевых скоростей регистрировали мельчайшие периодические смещения звезды по отношению к Земле, вызванные гравитационным притяжением обращающейся вокруг звезды планеты.

«Первые признаки существования планеты были замечены еще в 2013 году, но они были не вполне убедительными. С тех пор мы много и напряженно работали над решением этой задачи в кооперации с ESO и другими институтами. Первые 10 наблюдений были обнадеживающими, 20 подтверждали ожидания, а после 30 дней результат можно было назвать полностью подтвержденным. Мы начали готовить данные к публикации», — рассказывает Гиллем Англад-Эскуде, руководитель группы астрономов из Университета королевы Марии в Лондоне.

Proxima b – ближайшая к Солнечной системе экзопланета. Помимо нее есть еще неподтвержденная Альфа Центавра Вb в 4,4 световых года от Солнца, и подтвержденная Глизе 876 d, находящаяся на расстоянии 15 световых лет в созвездии Водолея.

Несмотря на близость к Земле, чтобы добраться до Proxima b при современных технологиях понадобятся десятки тысяч лет. Однако человечество уже работает над способами перемещения, способными сократить это время до сотен и даже десятков лет.

Ранее AIN.UA рассказывал о том, как близко человечество подобралось к Юпитеру: аппарат Juno впервые успешно вышел на орбиту планеты.