EN

Как дизайнер в Америку уехал: советы коллегам из своего опыта

15169
5

Не только программисты думают о том, чтобы работать за границей — дизайнерам тоже хочется приобрести такой опыт. UX-дизайнер из Киева Денис Невожай задался целью уехать в Америку и, несмотря на все трудности и допущенные ошибки, добился успеха. Своим опытом он поделился на Medium. AIN.UA публикует колонку с разрешения автора.

Меня не часто спрашивают, как я уехал. Возможно потому, что это никому не интересно, а может, стесняются спросить или думают, что это нереально. Не знаю. Но несмотря на отсутствие спроса, я все-таки решил поделиться своими знаниями, пока это не сделал кто-то другой. Чтобы мои рекомендации вызывали больше доверия, необходимо короткое представление. Привет! Я  —  Денис, продуктовый (UX) дизайнер из Киева. Успел поработать в Китае (здесь я рассказал, как получить рабочую визу) и теперь живу в Купертино, Калифорния.

Меня всю жизнь давит желание иметь больше, чем есть. То же касается и места жительства. Сначала я каким-то чудом добился переезда всей семьи в Киев из Сум в 2000 году, затем, побывав в командировке в Сан-Франциско в 2013-м, начал прокладывать курс к следующей цели.

Есть много способов уехать в США и иметь возможность там работать, например:

  • получить статус беженца (убедительная история ущемления прав, $5000 на адвоката и много денег до получения разрешения на работу);
  • жениться или выйти замуж за гражданина США (это целая подпольная индустрия);
  • инвестировать $500 000 — $1 000 000 в местный бизнес;
  • открыть собственный бизнес в США, предоставив убедительный бизнес-план, вложив минимум $50 000 и наняв минимум двух американцев (за этот вариант не ручаюсь, но есть знакомые, которые это сделали);
  • нелегально работать по туристической визе (разве что официантом);
  • выиграть грин-карту (знаю многих счастливчиков, сам безуспешно играю уже шестой год);
  • учиться в США и через год, при определенных обстоятельствах, получить разрешение на работу вне университета;
  • воссоединиться с семьей;
  • возможно, есть другие варианты.

Я опишу свой путь, а именно получение рабочей визы.

Визы, дающие право на работу, бывают разные: H-1B, O-1, L-1, J-1. Я не буду их сравнивать детально, для этого есть Google. Если вкратце, картинка такая.

H1B  —  очень ненадежный вариант в связи с лотереей (ограниченное количество виз + с каждым годом увеличивающееся количество желающих) и долгого ожидания с момента подачи документов на рассмотрение до получения визы (6 месяцев, если повезет). Компаниям нет смысла рисковать и ждать.

L-1  — для меня был не лучшим вариантом, т.к. было необходимо поработать один год в представительстве компании, которая согласится перевезти тебя в их американский офис. Это представительство может быть в любой стране, где проще получить рабочую визу. Например, Facebook часто нанимает людей в лондонский офис только для того, чтобы через год перевезти их в США по визе L1. Вариант ближе и проще  —  EPAM.

J-1  — не вариант потому, что моя учеба давно закончилась. Хотя я слышал, что есть схема, по которой компании привозят сотрудников по этой визе.

Методом исключения мой выбор пал на визу O-1, для которой у меня ничего не было и которая казалась чем-то недостижимым, когда я читал статью о том, как ее получил Alexander Kirov. Виза O-1 дается людям с экстраординарными способностями, которые необходимо доказать по ряду критериев, таких, как:

  • награды местного и международного уровня;
  • участие в конференциях в качестве спикера;
  • упоминания в прессе о тебе и твоих работах;
  • участие в конкурсах дизайна как член жюри;
  • рекомендательные письма от не последних людей в мире дизайна.

Потому я решил поработать над послужным списком и подготовиться к получению O-1, когда придет время. А тем временем я уехал работать в Шанхай.

12+0 шагов дизайнера на пути к переезду

#0. Стоит ли упоминать, что для найма в США нужен приличный английский? Если ты еще не там, начинай работать сейчас.

Лучшие методы изучения языка в порядке эффективности для меня:

  • Работай в иностранной компании или на англоязычных клиентов.
  • Общайся на английском, если есть с кем. Если нет, погугли, как найти.
  • Читай статьи о дизайне. Благо, сейчас их появляется так много, что физически невозможно все прочесть.
  • Думай на английском, если не знаешь какое-то слово, сразу смотри перевод и записывай.
  • Заведи личный словарь. Например, в приложении Abbyy Lingvo можно откладывать слова, которые потом можно показывать в случайном порядке в виде карточек и таким образом эффективно запоминать содержимое словаря. Я долгое время записывал слова в тетрадь.
  • Слушай музыку, читай и переводи лирику, понимай и позже уверенно подпевай.
  • Смотри фильмы на английском, можно с английскими субтитрами, ставь на паузу и переводи слова, которые употребляются больше двух раз.

#1. Забудь о своей русско/украиноязычной публичной сетевой жизни. Теперь все только на английском. Родной язык можно оставить в соцсетях, которые недоступны иностранным эйчарам («ВКонтакте», «Одноклассники»), но я бы посоветовал задуматься над необходимостью тратить время на такие сети.

#2. Do a good job, что дословно переводится как «делай хорошую работу». Но если звезды не привыкли становиться перед тобой в правильное положение по жизни, делать придется не good job, а awesome job, что можно перевести как «офигенную работу».

Если ты продуктовый дизайнер, то должен выступать «адвокатом пользователя» продукта, над которым работаешь. Нужно быть твердым с другими командами, которые всегда пытаются пожертвовать дизайном в пользу своих жалких целей. Но мы-то знаем, что во главе любого продукта и его успеха — нужды пользователя.

#3. Ты должен быть extremely detail oriented, т.е. перфекционистом. Например, если ты думаешь, что pixel perfection в иконографии  —  это удел задротов, то вынужден разочаровать: хайринг-менеджеры и дизайнеры в Facebook или Google так не думают.

#4. Работай только над проектами, заточенными под американский рынок, даже если по какой-то причине за это в данный момент меньше платят. Если ты дизайнишь продукты с интерфейсами на русском, да еще и для местных компаний, шансы на то, что тебя заметит компания мечты из Кремниевой Долины, стремятся к нулю.

Берись не за те проекты, которые приносят больше денег, а за те, которые принесут больше клиентов, будущую работу или получат большую огласку в западных СМИ.

#5. Создай свой личный бренд, сделай так, чтобы мир дизайна узнал о тебе как можно раньше.

  • Открой аккаунты на популярных платформах для показа своих работ (Behance и dribbble). Изучи работы самых успешных дизайнеров, сделай правильные выводы и регулярно выкладывай свои лучшие работы.
  • Заведи Medium и пробуй писать что-то умное на тему дизайна, case studies, какие-то находки, тьюториалы…
  • Начни пользоваться Twitter, твить и ретвить только то, что не будет стыдно показать рекрутеру компании мечты, и то, что даст им понять, что дизайн  —  большая часть твоей жизни. Фолловь лидеров индустрии, участвуй в дискуссиях.
  • Накапливай профессиональные связи, посещай дизайн-митапы и конференции и знакомься с людьми, добавляй дизайнеров в друзья в соцсетях.
  • Добавься в дизайнерские Slack-сообщества, например русскоязычный CreativeRussia.co или западные Spec и Designer Hangout.
  • Участвуй в конкурсах дизайна, отправляй свои работы на сайты вроде awwwards или CSSdesignAwards, подобных сайтов множество. Эти награды будут твоими козырями в петиции на О-1.
  • Когда у тебя будут достижения, пробуй стать членом жюри хотя бы конкурса местного масштаба.

#6. Если так сложилось, что все, над чем ты работал последние несколько лет, стыдно показать (как было у меня после того, как я четыре года проработал в Paymentwall), придется либо срочно наверстывать упущенное и работать над чем-то стоящим (долго и ненадежно), либо создать портфолио с нуля с unsolicited или концепт-проектами, которые решают конкретные проблемы (быстро, эффективно и полезно). Например, решение какой-то наболевшей для тебя проблемы в известном на мировом рынке продукте для быстрого привлечения внимания.

Дай своей работе яркий заголовок (например Facebook App Redesign) и размести ее в виде красиво оформленной графической презентации на Behance, одиночные картинки (тоже с описанием) в dribbble. Расшарь все это, где только можно. Когда распространяешь свою работу, упоминай аккаунт компании (еще лучше, ее дизайн-отдел), над продуктом которой ты работал, например @facebook и @facebookdesign. Не забудь попросить друзей дизайнеров сделать то же самое.

Если ты претендуешь на позицию продуктового дизайнера, то картинок будет недостаточно. Напиши статью с подробным описанием проблемы: как ты понял, что эта проблема существует (полезно провести минимальное исследование, он же user research) и, собственно, пошаговое решение проблемы, начиная от исследования и набросков на бумаге, и заканчивая информационной архитектурой, визуальными дизайнами и интерактивными прототипами.

Если разместить работу на популярной блог-платформе вроде Medium, это привлечет больше читателей. Еще больше внимания статья привлечет, если она будет опубликована в популярном дизайнерском источнике, например UX Design. Для этого нужно связаться с админами публикации и показать им черновик.

Если все собранные лайки и шейры на протяжении недели-двух только от твоих друзей, возвращайся к пункту №2.

Если твоя работа приобрела виральность (т.е. каким-то чудом стала сама распространяться по интернету), начинай связываться с людьми из компаний, для которых ты старался, и намекай на собеседование. Не забудь подготовить трогательное сопроводительное письмо (cover letter), в котором ты опишешь, как не можешь жить без этой компании и как много пользы в нее привнесешь.

Конкретней на моих примерах. Первое, с чего я начал, когда ушел из Paymentwall, это завел аккаунт на Behance и сделал unsolicited-проект для GoPro. На тот момент я никогда не пользовался айфоном и понятие не имел о его особенностях и UX-паттернах, так что если смотреть на этот проект сейчас, возникает много вопросов. Как бы то ни было, как только я увидел, что проект генерирует довольно много (по сравнению с ничем) лайков, я сделал все, чтобы заинтересовать компанию GoPro в моей кандидатуре, а именно:

  • заэплаился на позицию дизайнера через сайт компании;
  • написал письмо CEO Николасу Вудману на все ящики от nicholas.woodman@gopro.com до nick@gopro.com (один из них не вернул ошибку);
  • заплатил $15 Фейсбуку за отправку личного сообщения Нику, которое гарантированно попадет в Inbox-ящик, и Фейсбук не обманул. Ник ответил и сказал, что все круто и мне нужно заэплаиться на сайте компании.
  • писал сообщения эйчарам, дизайнерам и дизайн-менеджерам на LinkedIn. В итоге дизайн-директор ответил с энтузиазмом, но переговоры закончились на том, что они не спонсируют рабочие визы;
  • позже он мне устраивал экскурсию по офису GoPro в Sunnyvale, что тоже приятно.

Благодаря моему unsolicited-проекту BMW Dashboard меня заметил дизайн-директор Alcatel Onetouch, и я получил работу даже без прохождения технического интервью.

Благодаря довольно успешной статье Car Dashboard UI Collection на Medium, я получил оффер от компании, которая занимается исключительно дизайном инструментальных кластеров для большинства автомобильных компаний. По ряду причин, оффер оказался неконкурентным, и я отказался.

#7. Всегда отвечай на предложения о фрилансе, даже если уверен, что не возьмешься — никогда не знаешь, где будет этот человек завтра. Интересуйся деталями, помогай даже бесплатно, если это интересный проект или идея, в которую веришь. Это ценнее денег.

#8. Заведи себе красивый сайт. Если нет времени заполнить контентом, не зазорно сделать его одной минималистичной, но стильной страницей. Вот мой.

#9. Держи свой LinkedIn-профиль свежим, напиши вступление, которое выставит тебя в выгодном свете, загрузи свое свежее резюме в виде PDF-файла, картинки проектов, ссылки на соцсети и веб-сайт, над чем ты работал в каждой компании и чего ты достиг, все награды, фриланс-проекты, получи рекомендации от клиентов и сотрудников (на английском естественно). Пример моего LinkedIn.

В дополнение к LinkedIn невредно иметь аккаунт на Angel.co.

#10. Не бойся эплаиться на вакансии топовых компаний, хуже не будет. Эффективнее эплаиться через рекомендацию сотрудника компании, поэтому попробуй найти друзей или друзей друзей в этой компании и попроси у них рекомендацию.

Если ни одна компания не отвечает, возвращайся к пункту №2 и пробуй переходить на компании второго эшелона.

Если тебе ответят и назначат время собеседования, сохраняй спокойствие 🙂

Первое собеседование — это всегда звонок или видеозвонок с дизайн-рекрутером или дизайнером. Будь готов объяснить малейшие детали проектов в своем портфолио. На вопрос «что бы ты изменил?» никогда не отвечай «ничего, и так все круто»! Так же тебя могут попросить покритиковать какой-то известный продукт на рынке или объяснить, как сделать из говна конфетку. На втором этапе ты обычно решаешь какие-то конкретные задания. Как нанимают дизайнеров в Facebook, можно почитать здесь, а здесь еще больше инсайтов с другой стороны.

Я доходил до второго этапа собеседования в Facebook и Google, когда у меня не было ни одного реального запущенного продукта в портфолио.

Компания Palantir, известная своей сверхизбирательностью при найме сотрудников, после трех звонков пригласила меня в свой офис в Пало-Алто на финальное собеседование, оплатив билеты и все расходы, но оффер я так и не получил.

Когда я был в Штатах, я не терял времени, знакомился с людьми и проходил собеседования в нескольких стартапах, один из который сделал оффер, но позже сорвался из-за сложностей получения визы H-1B. Все неудачи с трудоустройством в США в 2014 году вынудили меня принять оффер из Китая, о чем я теперь нисколько не жалею.

#11. Все время учись, пробуй новые дисциплины дизайна, новые стили рисования, новые инструменты. Привык к Photoshop? Переступи через себя и перейди на Sketch, всегда можно вернуться, но захочешь ли? В дополнение к новым навыкам появляется возможность написать статью с потенциально успешным заголовком вроде «10 things I’ve learned switching from PS to Sketch» (10 вещей, которые я выучил с нуля).

Вместе с поиском постоянной работы и фрилансом я еще прошел курс Human-Computer Interaction от UC San Diego на Coursera. Сейчас, похоже, переименовали в Human-Centered Design и разбили этот курс на много маленьких курсиков. Мой проект попал в тройку лучших курса (достижение для O-1) и теперь его показывают как образец работы для новых студентов. Мелочь, а приятно.

#12. Не сдавайся! Если ты решил, что все это стоит попробовать, напиши пошаговый план (желательно, с ориентировочными датами) для каждого шага и постоянно на него смотри и обновляй по мере достижения целей. Это помогает не потерять фокус и сохранять мотивацию.

Так как же я попал в Америку?

В 2015 я наконец запустил свой собственный сайт, получил пакет наград и написал case study о создании UX-дизайна для умных часов Alcatel. Статья довольно успешно лайкалась и шейрилась.

Я сделал новый список интересных мне компаний и начал эплаиться на открытые позиции.

В этот раз ни Google, ни Facebook не ответили, хотя мой опыт вырос в разы, у меня появились награды, крутые проекты, опыт работы за границей, сайт, dribbble и даже резюме. Также не ответил Apple, Dropbox, Lyft и много других. Я вел переговоры с Uber, Twitter, Box, WhatsApp, но упирался либо в проблему с визой, либо массовые увольнения во время собеседований, либо я был в неподходящем для интервью состоянии и огорчал рекрутера, либо компания не спешила принимать решения.

Я был в отчаянии, как вдруг заметил пост Mikhail Belstar о том, как он переехал в Нью-Йорк с помощью иммиграционного адвоката. Я связался с его адвокатом и выяснил, что возможно получить O-1 даже без спонсорства компании, но для этого придется открыть свою компанию (около $1000) + услуги адвоката за оформление петиции на получение визы еще около $5000.

Только я решился на этот шаг, как со мной связался @leonovco из Huami с предложением, от которого нельзя было отказаться и которое покрывало все эти расходы. Нашел он меня благодаря моей PR-активности в соцсетях, а именно статье о создании UX для часов Alcatel на Medium и картинкам на Behance и dribbble.

На подготовку документов с моей стороны ушел месяц, и еще месяц на подготовку всего на стороне юриста. По ускоренной процедуре (+$1500) мы получили подтверждение петиции через полторы недели. Мне только оставалось приехать в Киев, чтобы вклеить визу в паспорт и отправиться в солнечную Калифорнию.

Так выглядела моя петиция на O-1

Так выглядела моя петиция на O-1

Приехав в Штаты и познакомившись со множеством других приезжих, у меня сложилось впечатление, что я прошел самым сложным и извилистым маршрутом. Многим это удается намного проще. Возможно, и у тебя получится.

Оставить комментарий

Комментарии | 5

  • Желаю удачи, уже несколько месяцев искал подобный гайд. Собираюсь пойти по твоим стопам

  • Денис! Как же круто, что твой опыт опубликован и здесь. Читала еще, когда ты постил у себя на странице. Очень ценная информация, молодец!

  • Очень крутая статья!! Распечатаю мужу для вдохновения!!! )

  • Супер! Благодарю за такую подробненькую инструкцию по воплощению мечты. Вы — молодец! Успехов Вам.
    А можно еще по-подробнее о теме подработки , варианты заработков в США для дизайнеров?!!
    Есть ли шанс хорошо устроится при специальности специалист по компьютерному дизайну и анимации?
    Какие специализации нужно получить для того чтобы быть конкурентноспособным на том рынке, по Вашему мнению?
    Какие направления/технологии — там — наиболее перспективны с т.зр. профессии, начинают развиваться ?
    В каких обл там ищут таланты?

  • а как же патриотизм, любовь к родине, работать на поднятие жизненного уровня у себя в стране?

  • Истории компаний
  • НДС для Facebook и Netflix
  • Расследования AIN.UA
  • Спецпроекты
  • Безопасность номера
  • Безпека гаманця
Реклама на AIN.UA

Поиск