EN

Как будет меняться рынок мобильной связи в Украине

14664
3

За последние пару лет в телеком-сфере Украины случилось больше изменений, чем, пожалуй, за 10 лет до этого. Прошел тендер на 3G-частоты и на предоставление услуги переноса мобильного номера, через год должен состояться тендер уже на 4G-частоты, Украина подписала ассоциацию с ЕС, которая в том числе подразумевает гармонизацию нашего и европейского законодательства в области телекоммуникацией, НКРСИ дважды снизил ставку интерконнекта (второе постановление вступит в действие в 2017 году), у операторов начал расти средний чек с абонента, а тарифные планы перешли от «розничной» продажи минут, сообщений и мегабайтов к пакетным предложениям, все три крупных сотовых оператора провели ребрендинг с целью изменить свое восприятие абонентами. А некоторые – еще и чтобы указать на свои заморские корни и новые возможности, которые приняты в более развитых странах и должны вот-вот появиться и у нас. Все это наталкивает на мысли о том, что наш рынок мобильной связи ждут большие перемены. Редакция AIN.UA задалась вопросом, какими они могут быть.

Связь будет дешеветь, но расходы абонентов – расти

mainСотовые операторы Украины уже давно искали способы повысить свой ARPU (Average Revenue Per User, средняя выручка с абонента — прим. ред.). 3G, ровно как и 4G, были им необходимы для того, чтобы начать зарабатывать больше, предоставляя пользователям быстрый мобильный интернет и сопутствующие ему услуги. И каждая новая линейка на деле предлагает абоненту тратить больше. Операторы уходят от тарификации за единицу услуги и скрытых платежей.

Первым был Vodafone, который принес в Украину свою глобальную тарифную политику (забегая вперед, предположим, что именно она позволила оператору нарастить базу). На мировом рынке она позволяет компании гарантированно зарабатывать больше, давая при этом больше абоненту и избавляя его от сложных калькуляций. От такой тарифной политики все в выигрыше. В итоге к этому пришел каждый украинский оператор.

А lifecell даже пошел дальше, предложив «семейные» тарифы (о чем мы еще поговорим). Первые тарифы операторы уже обновили, предоставив в новых решениях еще больше минут и трафика за еще большие деньги. Vodafone повысил стоимость услуг в тарифных планах МТС Украина и представил новые более дорогие тарифы линейки Red с большим количеством услуг, что тоже было предсказуемо. И дальше ситуация будет развиваться в подобном ключе.

За комментарием на тему того, как сильно изменится ситуация на рынке, редакция AIN.UA обратилась к телеком-эксперту Роману Химичу. «Первый ключевой фактор, который влияет на рынок мобильной связи – это доходы домохозяйств, и в этой сфере не происходит ничего хорошего. Второй ключевой фактор – это стабильность национальной валюты. С ней тоже, к сожалению, ситуация неопределенная. Поэтому валютная выручка операторов продолжает в целом падать или, как минимум, не растет. Хотя доходы в гривне и повышаются. Мало того, НКРСИ при поддержке Минэкономразвития взялось «регулировать» ставку на международные звонки. Это означает угнетение и подавление единственного на сегодняшний день заметного источника валютных поступлений для операторов. Все это приводит к тому, что скомпенсировать падение валютной выручки операторам особо нечем. Безусловно, они и дальше будут потихонечку повышать тарифы, но ограниченные возможности домохозяйств не позволят им компенсировать их в полной мере. Поэтому значительного повышения тарифов не будет. Но на этом фоне MNP, 4G, 3G и повлияют на ситуацию незначительно. Я не вижу предпосылок для какого-то передела на рынке или прорыва куда бы то ни было», — комментирует ситуацию Роман.

Структура трафика в сетях операторов продолжит меняться в сторону увеличения потребления данных, преимущественно видео и мессенджеров

Это тоже тренд в духе Капитана Очевидность – в развитых и развивающихся странах потребление данных растет стремительными темпами. В сети Vodafone (оператор второй по количеству абонентов в мире) потребление мобильного трафика выросло на 80%. В 2015 году в сети оператора было передано 982 петабайта данных, в 2014 для сравнения – 544 петабайта. Количество SMS сообщений упало с 337 млрд до 290 (привет мессенджерам Facebook, Viber, WhatsApp и им подобным). Количество минут разговоров осталось прежним.

В Украине, разумеется, есть свой колорит и своя специфика у каждого оператора. У «Киевстара», например, за год потребление трафика выросло на 83%, а голосовой связи – на 5% (до 559 минут на абонента, надо полагать, что в месяц). Оператор lifecell, у которого мобильный интернет традиционно был более популярной услугой, нарастил потребление трафика. По данным компании, за 8 месяцев 2016 этот показатель вырос на 133% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Немного хитрый подсчет, но все равно картина ясна. За последние 3 месяца, по данным оператора, его абоненты использовали около 117 ТВ в день, это на 152% больше прошлогоднего показателя.

Абоненты Vodafone за год стали использовать в три раза больше мобильного интернета при росте базы интернет-пользователей на 26%. В среднем на активного пользователя приходится 1 ГБ в месяц.

Надо понимать, что сравнение в процентном соотношении не совсем корректно, так как чтобы сравнивать результат, нужно знать отправные точки. У «Киевстара», по сравнению с lifecell, мобильный интернет около года назад не был сильной стороной, прошлогодние данные Vodafone и вовсе неизвестны. Но все растут, и очевидно, что больше растет тот, у кого выше уровень проникновения смартфонов в сети – а только у lifecell из всей тройки сегодня больше 50% «умных» мобильных устройств. За lifecell идет Vodafone, потом «Киевстар». У обоих операторов количество смартфонов в сети недавно перешагнуло за треть.

Изменения предсказуемо коснулись и структуры трафика. Больше запросов приходится на видео и общение в мессенджерах, меньше – на веб-серфинг. Что и понятно, так как при скорости 2G единственное, для чего подходил мобильный интернет – это терпеливый поиск информации и геолокационных данных. С 3G можно практически все. Абоненты начали переключаться на видео и звонки через интернет. Хотя веб-серфинг по-прежнему актуален.

Так выглядит структура потребления трафика в сети Vodafone:

vodafone vodafone-2Структура потребления трафика социальных сетях в сети lifecell (июнь 2016):

lifecell-2

Количество пользователей 3G будет расти быстро

От позднего внедрения 3G в стране операторам только один прок – на руках у абонентов уже находится большое количество терминалов, а в интернете уже хватает сервисов, для которых был нужен 3G.

Отложенный спрос и грамотный маркетинг со стороны операторов делают чудеса. У «Киевстара» количество пользователей 3G уже достигло 7,8 млн, у Vodafone – 7 млн, у lifecell – 2,7 млн. Если эти цифры кажутся несерьезными, то стоит вспомнить о том, что 3G-сеть еще даже не у всех операторов страны перевалила за 50% покрытия абонентской базы, но при этом каждый оператор подключил к скоростному мобильному интернету примерно треть своих абонентов.

Как будет развиваться ситуация со скоростью проникновения 4G в нашей стране после выдачи лицензий пока сложно предсказать. Многое будет зависеть от того, как быстро украинцы обновят свои терминалы до таких, которые поддерживают 4G (вообще-то наверняка быстро, потому что сегодня даже самые бюджетные смартфоны часто умеют работать в этих сетях, а 3G простимулирует покупку «умных устройств» даже в тех регионах, где пользователи как-то не спешили это делать), и как быстро в нашу страну придут сервисы, требующие более быстрого подключения. Например, потоковое видео высокого качества.

Интересно, что по данным глобального отчета Vodafone 2015 европейцы не спешат переходить на мобильный интернет последнего поколения. Только 13% пользователей в Европе подключены к 4G. Это при том, что покрытие сети четвертого поколения достигло 72% территории. Но за пару лет глобальная ситуация может здорово измениться и подстегнуть рост потребления 4G во всем мире. Это в свою очередь повлияет и на скорость роста проникновения 4G в Украине.

«Семейные» и тарифы для «интернета вещей» у не-бизнес пользователей

lifecell уже представил свой первый в Украине «семейный» тариф во втором квартале 2016. Есть вероятность, что его примеру последуют и другие операторы, так как в других странах подобная практика есть.

В мире, где уже есть «интернет вещей» и «умные» дома (в бедной Украине это все-таки экзотика пока еще), у операторов есть специальные тарифы, которые позволяют пользователям оплачивать только один счет, привязанный к нескольким SIM-картам, потребляющим скромные несколько мегабайтов трафика в месяц. У наших операторов есть M2M-тарифы для бизнес-абонентов. Рано или поздно они должны проникнуть и в тарифы для абонентов не бизнес-линеек. По словам lifecell, их «семейный» тариф может быть использован для подключения устройств «умного дома».

Абонентская база немного просядет, но со временем нишу заполнят «умные» устройства

Текущая ситуация в Украине, где у большинства абонентов было по две SIM-карты, изначально была обусловлена дорогими звонками на сети других операторов и бесплатными – внутри сети. А это, в свою очередь, обусловлено политикой НКРСИ в области регулирования ставки интерконнекта прошлых лет – она была высокой, а операторы устанавливали высокую стоимость минуты разговора с абонентами других сетей.

Теперь, как мы уже писали выше, ставка интерконнекта была снижена. На фоне введения более дорогих «пакетных» тарифов, куда уже включены звонки на сети других операторов, снижения роли голосовой связи и роста роли мобильного интернета, велика вероятность, что пользователи начнут отказываться от второй SIM-карты. Первые ласточки – lifecell и «Киевстар» – уже потеряли какой-то процент абонентов. В сети lifecell состоянием на второе полугодие 2016 находится 9,7 млн абонентов (падение на 8,5% по сравнению с прошлым годом), у «Киевстар» – 25,4 млн (на 2% меньше, чем в прошлом году). Рост показал только Vodafone – до 20,8 млн или +2,6% по сравнению с прошлым годом.

Пополнение Vodafone пресс-служба комментирует таким образом: «Новые абоненты компании – это, в основном, активные дата-пользователи, о чем свидетельствует рост объема потребления дата-трафика при сохранении стабильного уровня потребления голосовых услуг. Во втором квартале среднее пользование мобильного интернета в тарифах Vodafone составило 1 Гб мобильного интернета в месяц». Также в компании называют свои тарифы одним из факторов успеха.

Впрочем, все три оператора отмечают рост количества M2M-подключений. Услуга пользуется популярностью у бизнес-абонентов. У Vodafone база M2M составила около полумиллиона пользователей. В lifecell не раскрывают конкретную цифру, но говорят о росте: «За последний год количество пользователей М2М в сети оператора увеличилось более чем на 50%. Наибольший рост отмечается в сегментах финансов, охраны и безопасности, мониторинга транспорта», — сообщает пресс-служба оператора. «Киевстар» говорит о том, что 54% M2M-подключений приходится на безопасность и финансовый сектор, а услуга в основном интересует компании с количеством сотрудников 500+. Этот оператор также не разглашает количество пользователей M2M, но говорит о 25% росте базы ее пользователей.

M2M-подключения – это те цифры, которые будут расти в ближайшее время на фоне уменьшения базы «обычных» абонентов. И та сфера, которая будет волновать операторов, так как позволит сразиться за кошельки новых пользователей. Vodafone представил тарифы M2M с 3G на днях, наверняка ответы других операторов не заставят себя ждать.

Конкуренция будет происходить за счет дополнительных услуг и покрытия 3G, а не тарифов

Долгие годы украинские операторы конкурировали между собой преимущественно снижением цен на связь (или степенью изощренностей тарифов с большим количеством скрытых платежей и красивой рекламной картинкой). Опять-таки, это было обусловлено отсутствием нормальной современной мобильной сети. Свою каплю масла в огонь подливало отсутствие в Украине возможности переноса абонентского номера от одного оператора к другому, которая давно стала частью жизни многих стран мира и сделала абонента свободнее в выборе провайдера мобильных услуг. Но похоже на то, что эпопея с тендерами на предоставление услуги MNP подошла к концу, и ее таки внедрят в этом году.

В контексте развития сети нового поколения и острой необходимости наращивать доходы операторам стало особенно важно, во-первых, выделяться чем-то, кроме халявы на внутрисетевые звонки и интернет, во-вторых, научить абонентов не бояться мобильного интернета, приучить к онлайн-услугам и мотивировать потреблять больше трафика. Ведь не за горами у нас еще и 4G, в числе преимуществ которого — более высокая скорость сети, позволяющая смотреть потоковое видео в отличном качестве даже в движении в транспорте.

Первый шаг – это быстрое развертывание 3G. Второй – удачные тарифы, соответствующие размеру кошельков и вкусам пользователей. Третий – дополнительные сервисы, отличающие оператора от других.

Такими ценными отличительными чертами могут стать контент-услуги, которые входят в пакеты с трафиком. На украинском рынке уже появились первые ласточки. У Vodafone – это Vodafone TV, Vodafone Books, у «Киевстар» – партнерство с Megogo и Zvooq. Общий принцип тарификации сводится к тому, что абонент платит за подписку, но не платит за операторский трафик. У Vodafone подразумевается еженедельная оплата подключенной услуги, у «Киевстар» – бесплатный трафик в рамках тарифного плана не дешевле определенного уровня.

Оператор lifecell понемногу использует опыт своей материнской компании в услугах. Так, например, для роуминга он предлагает мессенджер BIP с каким-то количеством бесплатного трафика. Мессенджер работает только в сетях оператора и сложно представить, как можно пользоваться только им в роуминге, отключив при этом потребление остальных услуг. К сожалению, данных о количестве пользователей услуги оператор не разглашает.

Будем надеяться, что это только начало.

Развитие финансовых сервисов

Несколько лет назад «Киевстар» презентовал услугу «Мобильные деньги». Определенно, компания изучила до этого мировой опыт и поняла, что подобные услуги есть и востребованы. И это вектор, в котором может развиваться операторский бизнес как в условиях проблем с 3G, так и в ситуации, когда ограничений со стороны государства на строительство сетей нет.

«Мобильные деньги» позволяют оплачивать со счета определенные услуги и получать средства на него же. С учетом того, что оператор доминирует на Западной Украине, львиный кусок которой занимают Карпаты с селами, где и банкомат-то не везде есть, это достаточно удобная услуга для его абонентов из этого региона. В интернете с мобильного «Киевстар» можно приобрести билеты на поезда, самолеты, концерты, страховку, игры, штрафы, коммуналку. По количеству услуг «Мобильные деньги» приближаются к «Приват24» и новые возможности продолжают появляться. «Мобильными деньгами», по данным оператора, воспользовалось более 1 млн абонентов.

ksВ 2013 году «Киевстар» стал первым (и единственным) оператором в Украине, который ввел услугу NFC на базе SIM. Компания сотрудничала с MasterCard и «Альфабанком» в этом проекте. И для украинского рынка это была революционная услуга, так как возможность оплаты смартфоном с NFC в приложении «Приват24» появилась позже, как технология оплаты через NFC на базе «облака». Другие украинские операторы в 2013 году также озвучили стремление представить услуги мобильной коммерции, но воз и ныне там. Vodafone предлагает перевод денег между банковскими картами на своем сайте за определенную комиссию, и на этом все. У lifecell есть раздел на сайте «Мобильные платежи», но на нем говорится о том, что действие услуги временно приостановлено, поэтому даже оценить размах не получится.

lifecell-1У Vodafone в Европе есть услуга Wallet. Это мобильный кошелек, который также использует NFC на базе SIM-карты и технологию MasterCard PayPass (ее ближайший конкурент – VISA PayWave, но в нашей стране он менее популярен).

vodafone walletНасколько можно понять из описания услуги, платеж не привязан к конкретному банку, это виртуальная карта, которая привязана к платежной системе MasterCard. С одной стороны, это один из возможных сценариев реализации услуг электронной коммерции. Наверное, не самый удобный для абонента, так как ему надо хоть раз в жизни сходить к оператору и поменять SIM-карту. С другой – Украине явно не хватает развития этой сферы и есть надежда, что бренд Vodafone принесет в нашу страну не только новые принципы тарификации или стандарты обслуживания, но и какие-то свои услуги.

Но если платежная карта на базе SIM подразумевает прежде всего использование смартфона для оплаты в магазинах (ему все еще нужен NFC для этих целей, хотя если его нет, можно использовать внешнюю NFC-антенну), то те же «Мобильные деньги» — это история об оплате услуг через интернет.

Российский МТС, который также активно развивает сферу мобильной коммерции, пошел дальше с услугой «Легкий платеж». Оператор позволяет переводить средства между номерами абонентов, но к их аккаунтам привязана обычная банковская карта. Список доступных для оплаты услуг впечатляющий, он тоже постоянно пополняется примерно в том же ключе, в котором растут наши «Приват24» и «Мобильные деньги».

mtsПо сути, единственный оператор, который пытался развивать финансовые услуги в Украине, это «Киевстар», но будем надеяться, что остальные игроки не упустят шанс закрепиться в этом направлении. Потому что конкуренция – это всегда здорово.

Внедрение MobileID

Услуга MobileID – это один из способов авторизации в интернете, который, в частности, используется в ряде стран на порталах государственных услуг (его альтернативы в мире – это BankID или вообще отдельный цифровой идентификатор, официально принятый в стране). В продвинутом мире авторизация в государственных, финансовых и прочих сервисах при помощи MobileID уже привычная вещь. Подобный способ авторизации есть в Турции, Эстонии, странах Азии и других. Кроме доступа к государственным услугам через интернет она позволяет подписывать документы, подтверждать транзакции и делать другие вещи, которые требуют подтверждения личности гражданина в интернете. По сути, этот раздел на рынок связи не повлияет никак, но сделает мобильное устройство вместе с SIM-картой еще более важной частью нашей жизни.

В Украине ее внедрение тормозило в первую очередь отсутствие законодательной базы, которая бы регулировала внедрение решения. Но не так давно правительство все-таки приняло законопроект, который в дальнейшем поспособствует внедрению MobileID, так как он регулирует требования в области электронной аутентификации человека (кроме того, недавно в Украине наконец узаконили и BankID).

Для использования MobileID нужна специальная SIM-карта. В эту SIM-карту «зашита» электронная цифровая подпись пользователя. «Киевстар» уже презентовал год назад подобное решение во Львове. Остальные операторы пока не озвучивали информации на эту тему, но у lifecell есть опыт Turkcell, да и Vodafone присутствует в тех странах, где MobileID есть, поэтому можно с уверенностью сказать, что за остальными операторами не заржавеет.

В Украине по сегодняшний день для цифровой идентификации используются электронная цифровая подпись и BankID. Но MobileID может стать самой массовой технологией, так как уровень проникновения мобильной связи в Украине все-таки намного выше, чем уровень проникновения банковских услуг. К преимуществам MobileID относится и то, что для его работы не нужен доступ в интернет. Так как законодательные процессы также движутся навстречу европейским нормам, можно рассчитывать на скорейшее внедрение MobileID и в нашей стране (кстати, мы недавно опросили экспертов о том, нужна ли Украине такая технология).

Оставить комментарий

Комментарии | 3

  • У lifecell есть раздел на сайте «Мобильные платежи», но на нем говорится о том, что действие услуги временно приостановлено, поэтому даже оценить размах не получится.

    Не устану повторять, что у Лайфа аналог киевстаровской услуги «Мобильные деньги» был ещё в 2014-м году. Потом, из-за слабой рекламы услуги, при невостребованности, ребрендинге в Lifecell и банкротстве Фидобанка, услуга и перешла в приостановленный режим.

  • Краще б зробили нормальне покриття. Більшість жителів великих міст мабуть і не здогадуються, що в маленьких містах, в яких проживае по декілька сотень тисяч, ато і просто тисяч , покриття стільникового зв'язку є тільки надворі, і то не скрізь, в багатьох селах стоять ще старі передатчики які працюють на GPRS, а про EDGE тільки на словах чули, і все це працює з перебоями, те шо зв'язок може пропасти на півмісяця , або місяць — це норма, і щоб його полагодили потрібно їхати на автобусі в районний центр, чи писати в місто родичам листа, щоб вони передали про проблему. Багато селищ зовсім не покриті мобільним зв'язком, і люди виходять в поле, або лізуть на дерева, зато на мапах покриття на сайтах операторів все гуд. Неодноразово зверталися до операторів, навіть письмово, тільки обіцянками кормлять , вже багато років. Навіть такі , відомі місця, світового маштабу як Золота підкова України, усипальниця Богдана Хмельницького в Суботові, Дикий хутір, тисячолітній дуб Залізняка в селищі Буда , сюди приїзжають люди з різник країн, там дуже гарні краєвиди, проводяться ярмарки і конкурси, і тут повністтю відсутній стільниковий зв'язок. А в великих містах туча вільних WI-FI зон, домашній інтернет, і 3G , і 4G планується. Та дайте можливість з рідними зв'язатися в селі. Та срати вони хотіли на людей, усім рулить бабло, хоча вони не розуміють що в селах є також школи і молодь, вони з задоволенням будуть використовувати навіть той же GPRS , тому що немає інших альтернатив, там навіть не лове телевізор, більшість новини дивиться через супутник, по російським каналам. А Kyivstar навмисне рубонув у східному регіоні зв'язок, і бійці залишилися без зв'язку рідними. Для чого це було зроблено ? Чи їм би гроші за розмови не йшли ? Да тому що схід спілкувався з рідними із заходу, ділилися б новинами, а це не потрібно, а тому що хоч і КИЇВстар , але власник цьої компанії росіянин. Все в нас через жопу, між людьми нема ніякої єдності, всім на все наплювати, а ви радієте що тепер по ютубу можна буде на смарті приколи різні дивитися, та слухати музику з інтернету, а є користувачі які ше юзають CSD , і радіють що і те вних. Ми такі собі люди нижчого сорту. Отака у нас ЄВРОПА !

  • Связь дорожает, однозначно!
    У Lifecell вместе с ростом тарифом растет антикачество связи.
    Уже даже в Киеве сигнал ужасный, про «в дороге» уже нечего говорить.

  • Истории компаний
  • НДС для Facebook и Netflix
  • Расследования AIN.UA
  • Спецпроекты
  • Безопасность номера
  • Безпека гаманця
Реклама на AIN.UA

Поиск