прислать материал
AIN.UA » Колонки, МненияPush-уведомления в браузере 1,5 года спустя: статистика и полезные советы

Push-уведомления в браузере 1,5 года спустя: статистика и полезные советы

7229 12

Всем привет! Меня зовут Евгений Хименко, я работал с web push в течение последних полутора лет в компаниях Jeapie и Gravitec: как маркетолог, product manager и бизнес-аналитик. Сейчас, находясь в «творческом поиске», решил написать непредвзятый пост о практическом использовании технологии web push: с реальной статистикой и разоблачением популярных заблуждений.

Недавно мы с приятелем пытались систематизировать контент о браузерных push-уведомлениях, доступный в сети. Мы обнаружили, что подавляющее большинство материалов на эту тему носит исключительно коммерческий характер и описывает данный канал коммуникации лишь с тех сторон, которые удобны сервисам, авторам контента. Многие из таких материалов вводят пользователей в заблуждение относительно технологии и/или ожидаемых результатов. В этой статье я постараюсь ответить на часто задаваемые вопросы о технологии и проанализировать некоторые слишком оптимистичные заявления со стороны сервисов web push-уведомлений.

Далее будут обсуждаться уведомления в браузерах Chrome и Firefox, но не уведомления в Safari, которые имеют свои значительные отличия. Кстати, web push-уведомления от Google работают также в большинстве браузеров на движке Chromium: Opera, Yandex, Coc Coc и др.

Подписка на уведомления

Подписка на push-уведомления в Chrome и Firefox в один клик возможна только на сайтах, защищенных SSL-сертификатом, и только на тех страницах, которые доступны по протоколу HTTPS. Подписку на HTTP-сайты можно добавить лишь через «костыльные» решения вроде виджетов и ссылок, открывающих новое окно с HTTPS-страницей. У большинства сервисов такие виджеты имитируют диалоги подписки Google Chrome или Apple Safari. Использование подобных ухищрений снижает конверсию подписки на push в 3-5 и более раз, о чем иногда забывают упоминать в рекламных материалах.

Стандартный диалог подписки в Google Chrome

Стандартный диалог подписки в Google Chrome

Виджет подписки для HTTP-сайтов — имитация оригинального диалога подписки

Виджет подписки для HTTP-сайтов — имитация оригинального диалога подписки

Подписка для HTTP-сайтов в отдельном окне, на отдельной странице

Подписка для HTTP-сайтов в отдельном окне, на отдельной странице

Как недавно выяснилось, используя некоторые «хаки» на HTTP-сайтах можно предлагать подписку в один клик через нативный диалог Chrome. Пример: подписка на сайте Trak.in, сервис iZooto.  Правда, я не уверен, что такое использование технологии одобряется Google и не будут забанено в грядущих обновлениях.

Конверсия пользователей HTTPS-сайтов в подписчиков может отличаться в разы на разных ресурсах:

  • Средняя конверсия «по больнице» для ecommerce-проектов, новостных сайтов и блогов — 3-5% от новых посетителей.
  • На большинстве сайтов она не превышает 8%, практически никогда не бывает ниже 1%.
  • На сайтах социальных сетей или веб-приложений, при условии высокого уровня лояльности аудитории, конверсия подписки на push может составлять 10% и более, но это — исключение из правил.

Повысить количество лояльных подписчиков среди всех новых подписчиков можно предлагая подписку не сразу же при попадании нового посетителя на сайт, а на второй-третьей странице в сессии либо по прошествии некоторого времени после загрузки страницы. Например, в своем блоге, предлагая подписку через 30 секунд после загрузки страницы, я получаю на 30% меньше новых подписчиков, но конверсия диалога подписки составляет 9% — в три раза больше базовой на том же сайте.

Минимальная скорость выгорания базы push-подписчиков на русскоязычных и украиноязычных сайтах составляет 5-8% в месяц, в зависимости от типа аудитории. Вы будете терять подписчиков даже если не рассылаете им уведомления. Ведь подписка пропадает при переустановке браузера или ОС, замене устройства, иногда теряется из-за незадокументированных особенностей Google Cloud Messaging.

Судя по отзывам клиентов, часть пользователей остается подписчиками сайтов, злоупотребляющих рассылками, лишь из-за своего неумения отписываться от пушей и нежелания пользоваться поисковиками.

На всякий случай напомню, что отписаться от уведомлений в Chrome можно, кликнув на иконку шестеренки в правом нижнем углу полученного уведомления; только для пользователей Windows: кликнуть правой кнопкой мыши на любой части уведомления.

Доставка

Независимо от времени суток, лишь часть ваших подписчиков находится онлайн со своих стационарных компьютеров и ноутбуков. Потому из массовых рассылок доставляется в среднем 45% уведомлений. Доставляемость ниже 30% и выше 65% встречается редко.

Из рассылок web push в браузеры на мобильные устройства могут доставляться более 65% уведомлений. Примите во внимание, что push-уведомления иногда приходят на Android-смартфоны с опозданием на минуты, а то и на десятки минут, из-за специфики работы прошивок ОС.

Частая ошибка при доставке пуша — сообщение «This site has been updated in the background» — может быть вызвана как проблемами в работе сервиса уведомлений, так и множеством технических причин: плохое интернет-соединение, устаревший worker, выход из спящего режима в некоторых версиях Windows, незадокументированные особенности Google Cloud Messaging и т.д. Мы отмечали такие уведомления от Google Drive, Facebook, Linkedin, Rozetka и других сайтов. С недавних пор текст этого сообщения может быть изменен на уровне сайта.

Стандартный диалог подписки в Google Chrome

Стандартный диалог подписки в Google Chrome

Мифические 90%

Еще с весны 2015 года в рекламных материалах многих сервисов web push-уведомлений встречается цифра 90%, которая якобы соответствует коэффициенту просмотров пользователями полученных уведомлений. На самом деле — нет. Эти данные впервые появились в инфографике одного из сервисов web push в Штатах еще тогда, когда уведомления в Chrome использовали только early adopter’ы. Как в то время можно было получить подобную статистику на эту тему, для меня — загадка. Да и вообще, сложно измерять такие вещи, которые не влияют на действия пользователей, согласитесь: уведомление можно закрыть и не читая его заголовок.

Некоторые европейские и индийские маркетологи пошли дальше и начали указывать 90%, как значение показателя доставляемости или открываемости уведомлений в браузерах. Пожалуйста, читатель, не следуй их примеру.

Click-through rate

Коэффициент открываемости push-уведомлений — еще один объект для спекуляций маркетологов. Конечно, этот показатель зависит от сайта-отправителя и контента уведомления, но средний CTR по сервису массовых рассылок может составлять 10% только при ну очень скрупулезном отборе и коучинге клиентов.

На CTR влияют десятки разных факторов. Например, для двух очень похожих интернет-магазинов в рекламных рассылках с почти одним и тем же контентом CTR может отличаться в 5 (пять!) раз. Сложно, даже примерно, привести коэффициент открываемости массовых рассылок по индустриям и/или темам: он может составлять от 1% и до 15%.

На общем фоне выделяются новостные издания, которые освоили clickbait. Их рассылки могут иметь 15-20% CTR даже при высокой частоте оных. У провокационных уведомлений (с уровнем накала страстей вроде «ШОК! Зеленский признался в своей гомосексуальности!») CTR может достигать 25-30%. Тем не менее, максимальная открываемость рассылок среди тех, что я наблюдал, составляет 30+% у привязанных ко времени уведомлений о запуске трансляций для очень молодой и немного подкованной технически аудитории.

Каким сервисом стоит пользоваться

К сожалению, я не могу посоветовать вам ни одного сервиса web push-уведомлений. На мой взгляд, у каждого из них есть значительные недостатки: к iZooto есть вопросы о сохранности данных и о ценообразовании, OneSignal может распоряжаться данными клиентов как считает нужным, PushCrew просто сложно доверять и т.д. А к украинским компаниям, работающим в данной сфере, я отношусь предвзято.

Если вы хотите протестировать какой-либо сервис и потом, возможно, переключиться на другой, не затягивайте с принятием решения. На мой памяти, редко у кого получалось успешно перенести базу подписчиков между двумя сервисами push-уведомлений. В случае же, если у вас HTTP-сайт и вы собираете подписчиков на чужой домен (например, ain.jeapie.com), перенос базы невозможен, в принципе. Но вы можете заново предложить всем пользователям своего сайта подписаться, подключив новый сервис push-уведомлений с новым доменом для подписки.

Немного о совести

Я часто встречаю комментарии о том, что пуши — зло, хватит спамить людей и как же мы надоели. Но об этой новой технологии не могут не говорить. Она настолько ускоряет доставку контента, что в некоторых случаях это просто неприлично — ее не использовать.

Push-уведомления — еще один канал коммуникации, который используется и для спама, и для скама, и как дополнительная плюшка на всеми любимых сайтах, и как инструмент в крутых прорывных проектах. Точно также применяется email, к спаму в котором все уже привыкли. Никто никак не может присылать вам пуши, не получив на то вашего согласия. Если же вас раздражает даже запрос подписки, вы можете отключить его в настройках браузера: это дело пары минут.

P.S. Сейчас я ищу работу на стыке маркетинга и разработки в интересном проекте. Напишите мне, если мы можем быть друг другу полезны 😉

Автор: Евгений Хименко, специалист по web push-уведомлениям

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Также подобрали для вас

загрузить еще

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

12 комментариев

по хронологии
по рейтингу сначала новые по хронологии
Mikhail Sanduliak

А теперь действительно полезная информация, как это все отключить.

Google Chrome -> Settings -> Show advanced settings -> Privacy -> Content settings

Не благодарите.

Konstantyn Makarov

Евгений, вы пишите чио предвзято относитесь к сторонним сервисам, особенно украинским? Почему? Свой сервис тоже не рекомендуете?

Автор

Gravitec не могу рекомендовать т.к. в этой статье я претендую на объективность, а он далеко не во всем лучше других сервисов. Например, отсутствует A/B тестирование. Но сервис неплохой, многим может понравиться (особенно, в новом дизайне).
А к другим украинским сервисам я отношусь предвзято т.к. в последнее время рассматривал их как конкурентов. Их промахи и недостатки мне особо запоминались.

Konstantyn Makarov

Забавная позиция, все говнюки, один я красивый

Автор

Вы считаете это нормально — считать продукт, над которым долго работешь, плохим? И где это я называл всех говнюками?

Константин Карпалов

Так а Зеленский гей в итоге или нет?

Автор

Таки непонятно. Не доверяю я этим рассылкам.

marat.dospolov

спасибо, основательно потрудились. Так у кого выше конверсия? Мейлы? Смски?

Igor Kovsher

"Сарафанное радио" переплюнет любые смски-мейлы-контекст-сео, даже если вы супер-пупер-крутой специалист в этих сферах.
Если без шуток, то конверсия зависит, в первую очередь, от продукта, потом от таргетинга, а потом уже от способа рекламы.

Можно было бы еще рассказать, что компании, оказывающие услуги по отправке бесплатных пушей, зарабатывают на траффике. ))) Для клиента условно бесплатно на самом деле получается. ))

Sergiy Grushko

А где-то есть обзор сервисов? Какие функции и скорость интерграции.

Поиск

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: