прислать материал
AIN.UA » Коллекции, Колонки, Мнения, Советы юристаРегистрация и защита прав на компьютерные игры: теория и практика

Регистрация и защита прав на компьютерные игры: теория и практика

8875 1

В последнее время о геймификации и ее проникновении практически во все сферы жизни говорят очень много. Как ни странно, но она постепенно становится катализатором позитивных перемен в обществе: благодаря компьютерным играм в мире ежегодно создаются десятки тысяч рабочих мест, а в национальные бюджеты поступают значительные суммы налогов. По некоторым оценкам, прибыль этой индустрии достигнет $89 млрд к 2018 году. Столь бурно развивающаяся сфера нуждается в адекватном правовом регулировании и защите, отдельные аспекты которых мы рассмотрим в этом материале.

Компьютерная игра является комплексным объектом интеллектуальной собственности (имеет код, графику, звуковые эффекты и т.д.), поэтому ее целесообразно рассматривать в качестве совокупности IP-объектов, права на каждый из которых могут быть зарегистрированы в индивидуальном порядке.

People playing at Games Week 2014 in Milan, Italy

О плюсах авторского права

Согласно п. 4 ст. 433 Гражданского кодекса Украины и ст. 18 ЗУ «Об авторском праве и смежных правах», компьютерные программы охраняются как литературные произведения. Это обусловлено тем, что компьютерный код представляет собой набор символов, которые можно отобразить на носителе и прочитать, а в этом он подобен буквенному тексту. Также авторским правом может быть защищена графическая концепция игры и другие визуальные материалы (авторские фото, иллюстрации).

Авторское право для создателя компьютерной игры имеет неоспоримые преимущества:

  • оно возникает не с момента регистрации, а с момента создания объекта;
  • права авторства имеют длительный срок защиты – на протяжении всей жизни автора и в течение 70 лет после его смерти;
  • право авторства, возникшее в одной стране, автоматически получает международную защиту;
  • при регистрации прав объект авторского права депонируется, и третьи лица не будут иметь доступа к коду, за исключением случаев судебных экспертиз и экспертных проверок.

Этот подход имеет и свои «подводные камни»: модифицирование исходного кода игры автоматически превращает ее в новый объект, не подпадающий под защиту текущего свидетельства об авторском праве.

Помимо компьютерного кода, защищенного авторским правом, игры имеют также алгоритмы (способы) исполнения кода и решения задач, которые не охраняются авторским правом, но могут быть защищены при помощи патентов. Разнообразные системы, посредством которых осуществляется управление игрой (пульты, консоли, приставки, иные устройства), а также новаторские методы и способы управления, могут получить охрану как изобретения и промышленные модели (в соответствии с ЗУ «Об охране прав на изобретения и полезные модели»). Для полезных моделей применимы критерии новизны и промышленной пригодности, для изобретений – эти же два критерия плюс наличие изобретательского уровня.

К патентованию промышленного образца на интерфейс игры можно прибегнуть в случае, если он обладает функциональными возможностями и визуальными и художественными свойствами, удовлетворяющими критерию новизны (ЗУ «О защите прав на промышленные образцы»). Патент выдается, если свойства игрового интерфейса были выражены в уникальных сочетаниях, которые не применялись ранее в других компьютерных играх, к примеру, создатели использовали уникальную комбинацию световых и звуковых эффектов, графических и технологических составляющих.

О минусах

Минус патентования в том, что для получения патента необходимо раскрыть информацию об изобретении, в частности, для прохождения экспертизы. Таким образом, доступ к коду игры или новым технологическим решениям будет открыт третьим лицам. Также патентование объекта в одной стране не означает его международной защиты – необходимо получать патент в каждой стране, в которой будет распространяться игра.

Важнейшим этапом всего процесса является регистрация торговой марки на название игры. Для комплексной защиты возможна регистрация торговых марок на названия, имена, визуальные изображения персонажей игры и эпизодов, приквелы и сиквелы игры, некоторые фразы и звуки, ассоциируемые с игрой или компанией-разработчиком. Если доменное имя будет отличным от уже зарегистрированной торговой марки или названия игры, во избежание неприятностей с киберсквоттингом желательно зарегистрировать отдельную торговую марку для домена.

Для компьютерных и онлайн игр, как правило, выбирают следующие классы Международной классификации товаров и услуг: 9 класс товаров «Компьютерные игры»; 41 класс услуг «Развлечения и онлайн игры»; 42 класс услуг «Разработка компьютерных программ».

Торговая марка имеет тот же недостаток, что и патентование – ее нужно регистрировать в каждой отдельной стране или подавать международную заявку в рамках Мадридской системы.

Как устроено в мире

Подходы к регистрации и защите прав на компьютерные игры в Украине соответствуют мировой практике, однако в зарубежных государствах существуют и несвойственные для нас подходы, которые, тем не менее, могут быть интересны отечественному законодателю.

Так, в США применяются два основных способа регистрации прав на компьютерные игры: в соответствии со ст. 102 (а) Статута 17 Кодекса законов США, они могут получить защиту как литературное или как аудиовизуальное произведение. Также авторским правом могут быть защищены отдельные элементы игр: сюжет, персонажи, музыка, графика, виртуальные реальность и локации, дизайн сайта, на котором позиционируется онлайн-игра. В судебных решениях, выносимых американскими судами, часто отмечается, что авторское право защищает не саму идею, а форму ее выражения. Еще один важный момент – в США не только физические, но и юридические лица могут зарегистрировать свои авторские права.

Функциональные и визуальные элементы игры, технические инновации в программном обеспечении, оборудовании и организации данных в США принято патентовать при помощи utility patent – патента на изобретения. При этом патентуемый объект должен удовлетворять критериям новизны и неочевидности.

Для охраны прав на компьютерные игры в США также широко применяется коммерческая тайна, под определение которой, согласно Единому акту о коммерческих тайнах США, подпадает информация, включающая формулы, образцы, компиляции, программные устройства, методы, техники или процессы. Также под коммерческой тайной понимают и любую другую информацию, дающую преимущества бизнесу (списки контактов, условий сделок и т.д.). Коммерческая тайна не может быть раскрыта ни при каких обстоятельствах, в отличие от иных объектов, которые подлежат той или иной форме публичного раскрытия.

В контексте регистрации и защиты прав на компьютерные игры в Европейском союзе, следует упомянуть Директиву о компьютерных программах 1991 г., которая в ст. 1 обязывает членов ЕС защищать компьютерные программы как литературные произведения. Согласно п. 3 ст. 1 Пояснительной записке к Директиве, компьютерная игра подлежит защите, только если она является результатом собственной интеллектуальной работы автора. Также посредством авторского права в ЕС охраняются аудио- и видео-элементы игры, графика, сюжетная линия.

Особенностью компьютерных игр является то, что при их создании часто используются реальные названия, локации, вывески и т.д., в результате чего игра приобретает черты базы данных. Поэтому в ЕС активно ведутся дискуссии насчет того, могут ли некоторые игры, подлежать защите как базы данных. Контраргумент – отсутствие необходимых характеристик, к примеру, возможности поиска.

В ЕС принято патентовать применяемые алгоритмы; отображение на дисплее; организацию меню; функции контроля и редактирования; особенности пользовательского интерфейса; технику компиляции; утилиты и т.д. Странам-членам ЕС приходится мириться с жесткими критериями Европейского патентного бюро, согласно которым «программное обеспечение не подлежит патентованию, если оно не имеет потенциала для создания так называемого дальнейшего технологического эффекта, выходящего за рамки взаимодействия между определенным программным обеспечением и оборудованием».

Для украинских разработчиков существует возможность регистрации Единой торговой марки Европейского союза, которая получит защиту на территории всех 28 государств-членов, путем подачи заявления в Ведомство по гармонизации внутреннего рынка ЕС, что может быть удобнее, чем регистрация торговой марки согласно Мадридской системе.

Подводя итоги, отметим, что множественность подходов к регистрации прав на компьютерные игры дает возможность формирования оптимальной стратегии их защиты, поскольку для каждого из элементов игры можно выбрать наиболее подходящий охранный механизм. Особое внимание следует уделить тем компонентам игры, которые представляют наибольшую ценность для бизнеса, и при этом могут подвергнуться риску посягательств и недобросовестных действий со стороны третьих лиц. Чем более комплексной будет стратегия защиты, тем выше вероятность того, что даже в самой сложной ситуации разработчик игры сумеет отстоять права на свой продукт!

Автор: Валерия Мытюшина, юрист ICF Legal Service

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Также подобрали для вас

загрузить еще

Добавить комментарий

Такой e-mail уже зарегистрирован. Воспользуйтесь формой входа или введите другой.

Вы ввели некорректные логин или пароль

1 комментарий

по хронологии
по рейтингу сначала новые по хронологии
Dima Gadomsky

патентирование :((

Поиск

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: