Руководить стартапом – не всегда благодарный труд. Поэтому CEO молодых компаний и делятся опытом в онлайне, чтобы дать коллегам понять: те не одиноки в своих проблемах. Бывший сотрудник Google Сашин Гупта решил работать над своим проектом – HackerEarth, и делится своими ощущениям от работы CEO.
- Это будет невероятно тяжелая работа. Никакая тренировка или образование вас к этому не подготовят.
- Вы часто будете чувствовать, что сейчас все бросите. Держитесь.
- Это – одинокая работа. Рядом не будет почти никого, кому вы сможете рассказать о ней все.
- Клеймо предпринимательства – неопределенность. У вас не будет гарантий, что проект доживет до конца года, иногда – до конца недели или месяца. Приготовьтесь жить в неуверенности.
- Иногда вы будете просыпаться в слезах. Не пугайтесь, вы с этим справитесь.
- Если вы женаты или замужем, ваша вторая половина будет играть очень важную роль. Это будет единственный человек в мире, которому можно все рассказать. Они предоставят вам взгляд со стороны. Они будут вашей стеной, на которую вы обопретесь, когда все будет совсем худо.
- Быть CEO – это переход от “делать всю работу самому” в начале компании и до “делегировать все” на более поздних ее этапах.
Ключевые обязанности
- Вам придется принимать множество решений. Если вы чересчур осторожны в принятии решений, вы будете замедлять рост компании. Если вы слишком импульсивны, это приведет к неверным решениям.
- Формирование видения и его донесение команде – ваша ответственность. Нельзя отдать это на откуп кому-то из команды. Нужно выслушать всех, но решить самому.
- Вы определяете культуру, и что важнее – вы управляете ею. Люди будут полностью копировать ваше поведение.
- Ваша первостатейная задача как CEO – гарантировать, что у компании никогда не закончатся деньги.
- CEO должен всегда участвовать в создании продукта. Можно уйти от любой другой обязанности, только не от этой.
- Успех вашей компании зависит от ее “экипировки”. Никто не приходит на работу, зная о ней абсолютно все, ваша задача – обучить каждого.
Принятие решений
- У вас никогда не будет полной информации для принятия решений. В таких ситуациях важной будет ваша интуиция.
- Это звучит нелогично, но интуицию можно развивать. Великие фаундеры принимают верные решения не потому, что владеют всей информацией, а потому, что владеют знаниями. Именно на них зиждется интуиция.
- Вы будете чаще ошибаться, чем поступать правильно. Секрет в том, чтобы научиться распознавать ошибки на ранней стадии, извлекать из них уроки и никогда не повторять.
- Нужно уметь отказываться от неверных решений. Вас будут уважать, если увидят, что вы умеете признавать ошибки.
- Уделяйте время тому, чтобы объяснять решения. Команда должна понимать процесс, который стоит за ним.
- Не попадайтесь в ловушку чрезмерного обдумывания. В большинстве случаев скорость важнее правильного решения. У вас всегда найдется время скорректировать курс позднее. Лучшее – враг хорошего.
- Будут случаи, когда придется принимать решения, в которые никто не будет верить. Если вы 100% уверены в себе, идите вперед без смущения – ни у кого, кроме вас, нет полной картины происходящего.
- Принимая стратегические решения, отойдите от рутинной операционной работы. Полностью абстрагируйтесь. Очистите мысли. Забудьте обо всем, что происходит прямо сейчас. И подумайте. Подумайте над тем, как поменяется ваше будущее, если вы решите именно так, не думайте о настоящем.
- Некоторые ваши решения будут сильно менять курс компании. Не всегда получится их анализировать и презентовать, иногда придется принимать их по наитию.
- Все удачные решения, когда они случились, кажутся очевидными, ведь проще придумать объяснение для цепочки событий, чем попробовать предсказать ее. Не обманывайтесь, думая, что поняли закономерность.
- Решения, вроде увольнения неподходящего сотрудника, закрытия продуктовой линейки, лучше принимать раньше, чем позже.
Культура
- Вы – хранитель культуры. Вы определяете, что ценится, а что – неприемлемо. Если не будете прицельно заниматься культурой – облажаетесь.
- Всегда проще нанять людей, верящих в вашу культуру, чем пытаться переубедить “неверующих”. Если кто-то не вписывается в вашу культуру, не берите их на работу, какими бы профи они ни были.
- Вы должны рассказывать, распевать, кричать, повторять, цитировать, слагать стихи о вашей культуре. Культура становится таковой, только если все время ее проговаривать.
- Не существует определения, что такое хорошая корпоративная культура. Кроме того, что она должна быть утопичной, у нее должен быть универсальный посыл.
- Ваша культура никогда не должна застывать. Ключевые тезисы будут оставаться те же, но она будет менять форму так же быстро, как компания – развиваться.
- Хорошей корпоративной культуре нужно включать в себя две вещи: уважение к работе других и открытое общение.
Лидерство
- Скоро вы поймете, что влияние, которое вы можете оказывать лично – ничто в сравнении с влиянием, которое можно оказывать, ведя за собой людей.
- Лучший способ вдохновлять – вдохновлять примером. Хороший лидер говорит тебе, как нужно выполнить задачу, великий – показывает.
- Важнейший ресурс, который вы как лидер можете дать команде – ваше время. У многих сотрудников будут периоды спада, они не будут понимать, что делать. В таких случаях им нужно знать, что вы рядом.
- Люди будут брать с вас пример. Иногда – даже в вещах, в которых они разбираются лучше вас. Вам не нужно решать за них, просто поделитесь с ними уверенностью в себе, чтобы они могли принимать решения.
- Вы – хороший руководитель, если подчиненные не боятся сообщать вам плохие новости.
- Политика начинается с верхушки. Если вы начнете принимать чью-либо сторону, остальная команда поступит так же.
- Ни при каких условиях нельзя орать на подчиненных. Если что-то пошло не так, если вы потеряли покой, можно вести себя сурово, но нельзя неуважительно кричать на сотрудников.
- Люди нуждаются во вдохновении. Чтобы быть лидером, вы должны вдохновлять их, один из лучших способов – рассказывать истории.
- Регулярно общайтесь со всей командой. Формат и частота таких встреч зависит от вас. Это могут быть полчаса каждую неделю или три часа каждый месяц. Я провожу такие встречи раз в месяц. Вот уже три года на встречи в формате All Hands ходит около 80% наших сотрудников.
- Очень немногие сотрудники будут критиковать ваши решения, особенно если вы – красноречивый лидер. Очень просто обмануться, не получая критики. Можно: а) завести близкий круг советчиков, которые смогут говорить вам в лицо неприятные вещи; б) сознательно создавать культуру, в которой люди не будут вас бояться.
Самодисциплина
- Первым делом нужно научиться управлять своим временем. Ваше время – ценный ресурс, нужно охранять его. Говорите “нет” всем предложениям, которые не несут ценности компании.
- Научитесь управлять почтой. Неважно, какой софт ваша компания использует для общения, от почты вам не спрятаться. Мне с содержимым “Входящих” помогла справиться эта статья.
- Управляйте календарем: можно тратить полчаса каждое воскресенье, чтобы спланировать расписание на неделю.
- Научитесь контролировать финансы. Вам нужно следить за ежемесячным движением наличности, выручкой, затратами, зарплатами, состоянием счета в банке. Настройте эти процессы так, чтобы регулярно получать информацию.
- Все, что происходит в компании, рано или поздно доберется до вас. Очень скоро это превратится в информационный потоп. Нужно научиться справляться с этим.
Кадры и HR
- 30 человек в компании – подходящее время, чтобы нанять HR.
- Чем быстрее вы внедрите в работу систему управления эффективностью, тем лучше. В ранние дни компании вы знаете, чем занимается каждый сотрудник, но компания будет расти и вы потеряете контроль. Подходящий этап для формализации процессов – 40-50 сотрудников.
- Встречайтесь с сотрудниками один на один хотя бы раз в месяц, хотя бы с теми, кто прямо вам подчиняется. Убедитесь, что так же поступают и другие топы в компании.
- Ставьте сотрудникам цели. В большинстве случаев люди недорабатывают не потому, что не хотят работать, а потому, что им не задали направление. Подходящий период времени для постановки целей – квартал.
- Давайте отзывы на работу подчиненных – как позитивные, так и негативные, но озвучивайте их в одной манере. Критикуйте, основываясь не на эмоциях, но на фактах. Не пытайтесь использовать метод “бутерброда”, обсуждайте плюсы и минусы как есть.
- Давать негативный фидбек – недостаточно, ваша обязанность – указать, в каком направлении сотрудник может улучшить работу. Иначе вы теряете время.
- Все хотят, чтобы их ценили и хвалили – делайте это почаще. Хвалите людей, как только они добились успеха, не откладывайте на завтра. Будьте искренни.
- Люди уходят не потому, что им мало заплатили, а из-за чувства несправедливости. Вы не можете соревноваться с компаниями с огромными зарплатами, но вы можете стараться быть справедливым руководителем.
- Установите процесс знакомства новичков с тем, чем занимается компания: с командой и продуктом.
- Установите жесткую систему отчетности: доступ к максимальной информации про компанию – ваш самый ценный ресурс. Когда компания вырастет, старайтесь получать обновленную информацию от топ-менеджеров. Глава каждого подразделения должен давать вам обновленные данные каждые две недели.
Встречи
- Нравится вам это или нет, вам придется проводить встречи. Цель в том, чтобы сделать их продуктивными. Есть только два типа встреч, на которые стоит ходить: а) связанные с вашими решениями и б) связанные с новой информацией. Уходите с любой встречи, где вам не нужно принимать важное решение и где вы не получите новую информацию.
- В книге High Output Management Энди Гроув говорит о концепции “председателя встречи”. Это человек, который управляет встречей, обсуждениями и принятием решений. Вы станете именно таким человеком на множестве встреч, вы же СЕО. Ко встречам нужно готовиться, за правило можно взять полчаса подготовки для часовой встречи.
- Не стоит брать ответственность за каждую встречу.
- Расспрашивайте людей, точно ли на встрече требуется ваше присутствие. Если да, просите план встречи, а также – что ожидается от вас. Учитесь отказывать.
Найм
- Неважно, насколько вы осторожны – вы все равно будете принимать неверные решения по найму сотрудников. Не существует науки идеальных собеседований, так что не корите себя за неудачный выбор.
- Добавьте процессу объективности. Для каждой позиции должно быть объективное задание, которое можно оценить.
- Не спрашивайте у людей, что они делали в прошлом, спрашивайте о позиции, на которой они пришли работать.
- Готовьтесь к собеседованиям, запишите список вопросов, которые обязательно следует задать.
- Задавая вопросы, просите отвечать “Да”, “Скорее да” или “Нет”. Если среди ответов есть хотя бы одно “Нет”, не нанимайте.
- Спрашивайте, случалось ли им налажать в прошлом. Неудачи расскажут вам больше о кандидате, чем его успехи.
- Поставьте себе цель – провести как минимум 15 собеседований в неделю – за первые два года работы компании.
- Не ищите закономерностей, их нет. Кому-то удается общаться на собеседованиях, кому-то – нет.
- Вам нужно создать круг людей, чья лояльность вам непоколебима. Это люди, на которых вы будете полагаться, когда все пойдет из рук вон плохо. Ищите эту черту в людях, смотря кандидатов на ключевые должности.
Инвестиции
- Нравится вам это или нет, но фандрейзингом придется заниматься всегда. Практикуйте свой питч так, чтобы вы могли питчить продукт в любое время.
- Привлечь инвестиции – не достижение, это – необходимое зло.
- Чтобы заниматься фандрейзингом, вам придется рассказывать истории – более, чем в фактах, инвесторы заинтересованы услышать вашу историю.
- Аккуратно выбирайте инвесторов. С ними вам придется принимать тяжелейшие решения по развитию компании.
- Лучше выбрать более дружелюбные условия, чем большие деньги. Лучше пожертвовать лишним полумиллионом на счету, чем свободой.
- Не занимайтесь инвестициями, когда действительно в них нуждаетесь, привлекайте инвестиции, когда у вас все хорошо, и чем быстрее, тем лучше.
- Привлекайте как можно больше денег. Ваша компания может потерпеть неудачу по причинам, которые вы не контролируете. И в это время пригодится сундучок с золотом.
- Выработайте иммунитет к отказам. Большинство откажут вам, не потому, что вы нехороши, а потому, что они не понимают, чем вы занимаетесь. Один ответ “Да” стоит 99 отказов.
- Не позволяйте фандрейзингу полностью захватывать себя. Это ваша обязанность №1, но не ваша работа. Вы не можете пренебрегать управлением компанией только потому, что ищете инвестиций.
Вещи, которые нужно делать для себя
- Много читайте, поставьте себе цель читать минимум книгу в месяц.
- Занимайтесь нетворкингом, на старте компании старайтесь знакомиться с как можно большим числом людей. На более поздних стадиях будьте избирательны.
- Берите выходные, не стоит чувствовать себя виноватым по этому поводу – вам это нужнее других. Берите спонтанные выходные, вы удивитесь, какие идеи могут прийти в голову, когда вы расслабились.
- Вам придется много говорить на публике – с вашими сотрудниками и с целым миром. Практикуйтесь в публичных выступлениях.
- Ваша задача – защитить компанию в непростое время. Во время успеха компания сама о себе позаботится. Постоянно выискивайте, что может пойти не так.
- Занимайтесь спортом. Быть CEO – это невероятное давление на вашу нервную систему и душевное здоровье. Чтобы остаться в здравом уме, занимайтесь спортом. Заведите привычку заниматься хотя бы 5 дней в неделю.
- Вы всегда ведете переговоры – с инвесторами, сотрудниками, клиентами, кандидатами. Упражняйтесь в этом искусстве.
- Каждый раз, когда вы говорите чему-то “Да”, вы отказываете чему-то еще. Мудро выбирайте ситуации для “Да”.