Небанковский проект: как развивался и пережил национализацию маркетплейс «ПриватМаркет»

4967
1

Год назад, в январе 2016-го, команда «ПриватБанка», которой руководил Дмитрий Дубилет, запустила небанковский продукт. На маркетплейсе «ПриватМаркет» продавцы получили возможность размещать информацию о компании, товарах, услугах, искать покупателей среди клиентов банка, и участвовать в тендерах. Для рядовых пользователей через несколько месяцев появился агрегатор товаров, которые можно купить, в том числе в рассрочку, прямо на странице площадки.

«Главная цель проекта — продажа небанковских продуктов. Одна из основных наших гипотез состоит в том, что мы, как банк, знаем многое о своих клиентах, включая их потребности. Поэтому, можем быть в нужном месте в нужное время со своими предложениями», — рассказывает текущий руководитель «ПриватМаркета» Анатолий Рогальский.

Клиентов, чьи потребности знает «Приват», много. Банк обслуживает 3,2 млн пенсионеров, 500 000 студентов, 500 000 ФОП и 600 000 малых и больших предприятий. Около 3,6 млн работников имеют в банке зарплатные карты. Всего, как утверждала глава НБУ Валерия Гонтарева, финучреждение имеет 20 млн вкладчиков.

Как и какие данные о клиентах использует «Приват»? «Например, у нас есть страховки на авто. По этому признаку можем выбрать людей с автомобилем. Мы видим как часто человек делает покупки в интернете, его цель накоплений в «Копилке», читает ли он наши письма и многое другое», — объясняет Рогальский. Анонимизированные данные по выбранным критериям банк использует в рекламных коммуникациях как по «ПриватМаркету», так и по другим, более традиционным банковским продуктам.

По сути, ПриватБанк имеет 20-миллионный рынок своих клиентов, о которых он уже много знает и которые привыкли пользоваться его банковскими сервисами. За счет этого он может лучше продавать им продукцию других магазинов (b2c-маркетплейс), помогать компаниям-клиентам самим выходить в ecommerce-сегмент и участвовать в государственных и коммерческих тендерах. При этом, в процессе «Приват» может продолжать продавать банковские услуги.

Бизнес для бизнеса и государства

При запуске «ПриватМаркета» команда сперва нацелилась на бизнесы. В январе прошлого года стартовал b2b-раздел площадки, содержащий справочник юрлиц и направление с тендерами для площадки Prozorro. За счет интеграции с банковскими сервисами участвовать в тендерах государственной электронной системы закупок клиентам «Привата» проще через «Маркет». Поэтому основным KPI для команды являлся процент участия в тендерах, который «ПриватМаркет» обеспечивал для всех торгов на ProZorro за месяц. В банке отказались раскрывать этот показатель, но сообщили, что к декабрю процент приблизился к двузначному числу.

Компании, участвующие в торгах через площадку банка, получают ряд преимуществ. Авторизация происходит через «Приват24», что лишает необходимости заполнять регистрационные формы и верифицировать участие первым платежом. Как утверждает руководитель тендерного направления «ПриватМаркета» Артем Калашников, благодаря этому компания подтверждает участие в тендере через 3-5 минут после авторизации на площадке. «У конкурентов это может занять несколько дней, ведь нужно заплатить вперед и подписывать бумажные договора», — объясняет он. Площадка «Привата» также работает с клиентами без депозитных платежей: «сначала выигрывай тендеры, а потом за них плати».

Еще одна ниша в сфере закупок для «ПриватМаркет» появилась в конце октября с запуском открытой системы для коммерческого сектора Rialto. Маркетплейс банка подключился к ней в ноябре, став вторым после SmartTender.biz. Теперь помимо «Привата» с ней работают Zakupki.Prom.ua, «Державніторги онлайн» и еще три площадки готовятся к подключению. С начала работы системы в Rialto зарегистрировалось 40 000 поставщиков и было оглашено 948 тендеров.

Задачи у «ПриватМаркет» по этой системе такие же, как и для ProZorro. По проценту участников торгов, который привела площадка, она занимает второе место и имеет большой отрыв от третьего. На старте, «ПриватМаркет» обеспечивала до трети участников торгов Rialto, но на ее долю серьезно повлияло подключение площадки по закупкам Prom.ua, а затем и национализация. «Сейчас мы наблюдаем возвращение участников к нам и будет работать над привлечением новых пользователей», — рассказывает Рогальский.

Незаметная рассрочка

Для рядовых пользователей «ПриватМаркет» стартовал в мае 2016 года. «На отладку процессов и привлечение ключевых продавцов на рынке нам понадобилось четыре месяца. Затем мы начали инвестировать в продажи и каждый месяц росли в два раза по продажам», — рассказывает Рогальский.

Конкретных цифр менеджер не называет, но говорит, что 70% всех покупок пользователи делают в рассрочку. Процент невыплат «не высок, как и в целом по банку». Редакции AIN.UA удалось выяснить, что месячный оборот площадки исчисляется в миллионах гривен, а количество транзакций измеряется тысячами.

Покупая что-то на «ПриватМаркет» пользователь может сполна ощутить «синергию с банковскими продуктами» «Привата». Если выбрать товар с того же браузера, что обычно используется для входа в «Приват24», и нажать кнопку «Оформить заказ», то система предположит, что перед ней может быть тот же пользователь, что заходит и в онлайн-банкинг. Если это подтвердить, то «Маркет» подтянет информацию о ФИО, email и телефоне, хоть и частично скрытые. Стоит выбрать карту, адрес доставки, нажать кнопку оплатить и сумма за товар будет списана со счета пользователя. Так, редакция AIN.UA почти обзавелась очистителем воздуха, но, к счастью, оплату можно отменить в течение четырех часов. Раньше, как объясняет Рогальский, последним шагом был ввод пароля из SMS. Но команда решила его убрать и это положительно повлияло на воронку продаж даже с учетом отмененных в последствии заказов. «Можно сказать, что мы сделали самый удобный чекаут для оформления рассрочки для клиентов «ПриватБанка», — говорит он.

Государственные планы

Под конец 2016 года Кабмин объявил о национализации «ПриватБанка». Если относительно принадлежности системы «Приват24» государству есть вопросы, то, по утверждению руководителя проекта, «ПриватМаркет» полностью перешел в ведение Минфина. Все, от кода площадки до торговой марки, уже является государственной собственностью.

Кардинальных изменений в работу небанковского проекта это не принесло. После ухода Дмитрий Дубилета из финучреждение, место руководителя «ПриватМаркета» занял Рогальский, который ранее занимался направлением b2c. Кроме этого, «в команде изменений нет и не планируется», — утверждает новый IT-директор банка Александр Дрелинг.

Команда проекта. Фото: «ПриватМаркет»

«Новое руководство с оптимизмом приняло наш проект. Все таки в рамках банка это стартап, который пока генерирует значительно меньше прибыли, чем флагманские направления», — рассказывает Рогальский. Его начальник настроен даже более уверенно: «Я лично поддерживаю данный проект. Более того, он был утвержден правлением банка как стратегическое направление».

Все же после национализации в проекте немного переменился вектор развития. Основные силы направили на разработку функциональности для госзаказчиков в системе ProZorro. Пока компании могут только участвовать в тендере, но с марта месяца через «ПриватМаркет» можно будет и выступить организатором. «Новое правление и государство заинтересовано в прозрачном проведении тендеров ProZorro, что мы поможем обеспечить. К тому же, сейчас в первую очередь нам нужно перевести туда закупки «ПриватБанка», — говорит Рогальский.

Первую половину 2017 года команда проекта планирует привлекать организаторов торгов в лице госорганов и поставщиков на тендерную площадку. Во втором полугодии Рогальский хочет снова сосредоточиться на продажах частным лицам. «Но буду стараться делать все параллельно. Глобально мы планируем вырасти по всем показателям в 3-3,5 раза в 2017 года», — утверждает менеджер.

Оставить комментарий

Комментарии | 1

Поиск