Исчерпание прав на торговую марку – это касается каждого из нас

22153
34

В феврале мы писали об истории с парой кроссовок, купленных в Asos и задержанных на украинской таможне, чтобы проверить, не занимается ли их покупатель нелегальным импортом. Кейс тогда возбудил живую дискуссию о том, обычна ли такая практика, и как можно улучшить законодательство, приводящее к таким казусам. Это — частный случай работы принципа исчерпания прав на ТМ. Сергей Арабаджи, основатель Hotline.ua, в своей колонке рисует более широкую картину применения этого принципа. Он также объясняет, почему Украине стоит выбрать международный, а не национальный вариант этого принципа (последний вариант предлагается в законопроекте №5419, который и критикует автор статьи).

Если государство, регламентируя международную торговлю, неправильно ответит на вопрос исчерпания прав на ТМ, то потребитель, торговля и экономика пострадают и, что самое главное, не получат необходимую свободу для дальнейшего развития.

Что же такое исчерпание прав? Производитель товара под собственной торговой маркой теряет право на его коммерческую эксплуатацию после первой продажи. Это значит, в том числе, что новый собственник может рекламировать этот товар. В этом смысле, права владельца на торговую марку исчерпываются.

Вроде бы, все понятно и не должно быть никаких разночтений: товар произведен ради продажи, из его продажи извлечена выгода, у товара новый владелец, поэтому его производитель не должен, и не имеет права препятствовать дальнейшей продаже этого товара.

Но при международной торговле разночтения появляются. Некоторые страны считают, что импортер (покупатель) товара должен при ввозе в свою страну подтвердить у производителя право на его продажу. Это называется национальный принцип исчерпания прав. Если этого делать не требуется – это международный подход (более подробно здесь).

На сегодняшний день, в нашем законодательстве принцип исчерпания прав четко не установлен. Формулировка Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» (ст. 16, п. 6) позволяет считать, что устанавливается международный принцип, но об этом явно не сказано. Это создает возможность для альтернативной трактовки: существующий Таможенный реестр объектов прав интеллектуальной собственности, который призван не допустить импорт подделок, используется некоторыми дистрибьюторами, вендорами и таможней для ограничения импорта оригинальной продукции (подробнее — мнение юриста).

Например, вы купили партию телевизоров в Словакии с целью продать их в Украине. Вы — собственник, но импортировать телевизоры не можете без разрешения производителя, который внес свое имя в этот реестр. На таможне ваш товар наверняка остановят, и начнется долгая процедура ожидания ответа.

Никто в бизнесе не готов замораживать свой товар, деньги и поставку на месяцы, да еще и с перспективой судебного разбирательства. Чтобы этого избежать, многие предприниматели провозят свои товары либо «мимо» границы, либо проносят по одному с помощью частных лиц.

Государство теряет налоги, а бизнес и его клиенты – возможность заключать полностью легальные сделки. Выгоду получают только украинский дистрибьютор, чью монополию, фактически, обеспечивают государственные служащие, и сами нечистые на руку чиновники.

Из-за этой схемы страдают и частные лица, которые покупают вещи в зарубежных магазинах. Даже их посылки досматривают на предмет нарушения прав вендоров, входящих в этот Таможенный реестр. Один из таких случаев, а именно приключения кроссовок Nike, хорошо описал Алексей Павловский. Последствия в таких ситуациях более мягкие, вряд ли вы потеряете товар или деньги, но идиотизм происходящего все равно впечатляет!

Я лично и многие предприниматели и юристы жили последние годы с надеждой, что будет принята поправка, устанавливающая в нашей стране международный принцип исчерпания прав и узаконивающая, тем самым, параллельный импорт товаров и кросс-бордерную интернет-торговлю. Эта надежда, как и многие другие, стала особенно реальной после победоносного Майдана и прихода во власть политиков новой волны.

Каково же было наше удивление, когда мы узнали о законопроекте №5419, который несет в себе поправку противоположного свойства и предлагает установить национальный принцип. Национальный подход к исчерпанию прав приведет к монополизации рынка зарубежными производителями и их немногочисленными, как правило, эксклюзивными, дистрибьюторами.

Он выгоден только тоталитарным государствам (такой подход действует в России), где строится государственный капитализм. В условиях же рыночной экономики, от этого пострадают все потребители, а также торговый малый и средний бизнес. Такой принцип попросту противоречит самой идее рыночной экономики.

Очень кратко, для покупателя это приведет к:

  • к ограничению выбора товаров
  • к росту цен
  • к задержке появления новых моделей

Сократится ассортимент и повысятся цены в украинских магазинах, а покупки за рубежом станут еще более рискованными и дорогими.

Для торгового предприятия это приведет к:

  • сокращению выручки, прибыли и свободы ведения бизнеса.
  • увеличению давления со стороны проверяющих органов и со стороны зарубежных вендоров и их украинских представителей
  • ограничению возможностей по формированию ассортимента и цен

Для многих встанет вопрос ребром: или полностью уходить «в подполье», или закрывать бизнес. Развитие национальной торговли и международной логистики или остановится, или радикально замедлится.

Для государства – это:

  • сокращение налоговых поступлений от импорта, НДС и налога на прибыль предприятий
  • развитие черного рынка
  • отсутствие инвестиций в торговлю и производство

Все эти негативные последствия – следствия ограничения свободы торговли, ограничения конкуренции и развития монополий. В то же время, международный принцип соответствует курсу на евроинтеграцию, на развитие торговли и экономики. Что самое главное: торговый бизнес начнет легализовываться.

Автор: Сергей Арабаджи, основатель Hotline.ua

Оставить комментарий

Комментарии | 34

  • А если официальный дистрибьютор вкладывает кучу денег в персонал, рекламу, продвижение — а мелкий барыга начинает возить и выкидывает на хотлайн по тем ценам, которые дистрибьютор не может дать даже партнерам (по описанным мной причинам) — это разрушает и канал поставок и бизнес. Начинается ценовая война, падает маржинальность, тема ‘умирает’. Автор — владелец прайс агрегатора и очень лукавит, когда предлагает свою модель.
    Если производитель выбрал меня дистрибьютором, я должен иметь защиту этой привилегии и на территории Украины.

    • Уважаемый, Игорь! Только благодаря таким порталам как хотлайн, такие ужравшиеся Барыги, ой простите — официальные дистрибутеры, не захватили монополию на цены у нас в стране. Мы рядовые покупатели за здоровую конкуренцию! Вы пилите денежки брендов на рекламу и продвижение — радуйтесь, но никто не дал Вам право завышать цены до небес… И это как раз Ви и подтвердили своим постом

      …. а мелкий барыга начинает возить и выкидывает на хотлайн по тем ценам, которые дистрибьютор не может дать даже партнерам….

      Уймитесь! Времена цен умноженых на «10» прошли! Привозите больший асортимент товаров, снижайте цены, зарабатывайте за счет оборота, дайте качественный сервис с заменой — конкурируйте и вытесняйте барыг и к вам официалам потянутся люди и с ними и деньги! А лоббировать ущемление прав потребителя на законодательном уровне, это, мягко говоря, огидно!

      • Вы не очень понимаете, как действует дистрибьюция. Цены никто не завышает, их регулирует международный рынок и другие конкурирующие вендоры. А также сам вендор для конкретной страны.

        Я всего лишь хочу и требую, чтобы мои затраты на продвижение и создание партнерского канала были защищены. И не только мои, а другого дистрибьютора, если вендор выбрал нескольких.

        Конкурировать нужн сервисом и качеством, а не демпингом.

        Если барыга начинает возить левак, я не могу содержать своих менеджеров, они свои семьи — и далее, по цепочке. Это вы хоть понимаете?

        Ни один серьезный бренд не допустит бардака в канале дистрибьюции, это очевидно всем, кроме вам, почему-то.

        • Ви пропонуєте мені, як споживачу, платити більше за товар мотивуючи це тим, що Вам потрібно утримувати своїх менеджерів і їхні сім»ї?
          «Конкурировать нужн сервисом и качеством» — конкуруйте, ніхто цього не забороняє. Є продавці (а не «барыги»), які конкурують і ціною. Це нормально. Споживач повинен сам обирати, що для нього важливіше і у кого купувати.

          • Я предлагаю установить правила игры. До цен мне пофиг, хотя любому бизнесе, не однодневке, нужен запас средств на развитие. В любом спорте это очевидно, и не только в спорте. Если на поле играют две команды, болельщики должны сидеть на трибунах, а игроки — следовать правилам. Не хватать мяч руками, не приглашать посторонних людей подыграть и т.п. А вы хотите устроить не цивилизованный бизнес по понятным правилам, а безобразную свалку. Вы потом купите дешевый товар, а «поставщик» вас тупо пошлет, потому что продаст партию, срубит кэш и закроется.

          • Поставщик отвечате за проданный товар даже если и закроеться, для этого есть регламентирующие законы и УК при их уклонении. так что не надо втирать.
            Правила рыночные и точка. а регламентировать торговлю законами страны это здраствуй СССР и мафия.

          • Ага, щаз! Это в теории. А на практике получить гарантию пробовали? Сервис-центр скажет: этот серийник не поставлялся в Украину ОФИЦИАЛЬНО. И — кругом — марш. Если вы — покупатель Aliexpress — не нужно притягивать сюда за уши серьезный бизнес, где оборудование стоит тысячи (или десятки тысяч) долларов, и ответственность дистрибьютора — огромная.

          • Такие правила, обычно, жуликам и махльовщикам выгодны. И если перефразировать Вас на примере футбола, то получается, что, по вашим правилам, состоявшиеся команды со спонсорами будут бегать и забивать голы в ворота команды, которая, в это же время, будет сидеть со связаными руками, ногами и ртами. И еще раз повторюсь мы говорим не про китайское Г… а про товары которые у нас в стране стоят в разы дороже соседних стран и стран за океаном и которые купить дешевле в инетмагазине штатов и доставить сюда, чем купить у бедного дистрибутера.

          • Еще раз — попытайтесь понять элементарные вещи. Команда не сидит с завязанными руками, она просто не принимает допинг (не платит взятки на таможне, не возит контрафакт, обеспечивает гарантию и т.п.). Если команда (одна, две, десять) прошли квалификацию — пусть играют. Но жуликов надо убирать. Для этого есть ПРАВИЛА ИГРЫ. А вот договорные матчи — очень, очень наказываются.

          • Именно, есть МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ!! Не изобретайте велосипед, а играйте чесно! Боритесь с системой честными методами (снижайте налоги, отменяйте пошлины, договаривайтесь с производителем о правильных ценах для нашего рынка, развивайте этот рынок, конкурируйте и побеждайте в этой борьбе), а не меняйте правила игры. Посмотрел бы я на Вас если бы Вы изменили правила поккера за столом в процессе игры — пуля в лоб это был бы очень даже хороший расклад 😉

        • Я прекрасно понимаю, как действует дистрибьюция! Как Вы выразились барыга, купив за бугром товар оптом (кстати такой же как и у Вас по качеству), понеся свои затраты, на раскрутку интернет магазина, на доставку из-за бугра с растаможкой, на содержание, своих, менеджеров и их семей, продает такой же товар как и у Вас дешевле чем Вы можете дать цену даже для партнеров…. Это как раз и говорит, что не международный рынок и другие конкурирующие вендоры влияют на цену, а исключительно договорняки между Вами и производителями. Это очень как раз вписывается в Ваше желание получить монополию на поставки того или иного бренда. Зачем Вам честная конкуренция? Вот если бы Вы договорились с производителем и поставили бы такие цены что-бы барыга, как Вы выразились, не смог бы возить тот-же товар и продавать его дешевле, вот тогда бы Вы получили монопольные права от производителя, и для этого, кстати ненужно в Раде законы лоббировать…. Но о чем я?… Вам нужно менеджеров — бездельников и их семьи бонусами кормить, а еще и жить Вы привыкли на широкою ногу, а расходы то привычные ой как не хочется ужимать….

          Торгуйте чесно! И будет Вам и вашим менеджерам счастье!

        • Продвижение и создание канала, бодание с другими брендами важно для самих брендов. Для потребителя важны сервис, цены, ассортимент.
          Вы писали про серых однодневок, но на рынке есть масса компаний, которые уже годами возит серый товар и имеет имидж надежного поставщика.
          У потребителя есть выбор — и это хорошо.
          То, что вы описывали важно для самих брендов и в меньшей степени для потребителей.
          Если без рекламы, продвижения, лучших полок в магазине сдуется бренд Х, то туда ему и дорога.
          Сейчас качество у среднего класса — одинаковое, а вот сервис зависит только от подхода местных компаний к этому.
          И барьеры его явно не гарантируют. Барьеры гарантируют замораживание ситуации «как есть»

    • Это называеться конкуренция)
      Да и чет я не помню что бы барыги ставили цену ниже дистрибютора учитывая что дистрибютор в отличии от барыг покупает товар по очень отличающейся цене. А следовательно может опустить цену локально хоть в два раза.
      Те же кроссовки по себестоимости стоят 5-10уе. а продаються за 100уе. за которые их и покупает ваш барыга, дистрибютор же покупает гдето по 30уе.

      Ну и еще такое.. если бизнес не может работать — то нахуй такой бизнес, выживать должен лучший. не можешь быть лучшим — мети улицы.

    • А крупный барыга Samsonite в Украине продает по запредельным ценам — как с этим бороться? Это нормально, что выехать в Польшу за чемоданом дешевле чем купить его в Украине с учетом дороги за рубеж, ночевки и еды?

    • «А если официальный дистрибьютор вкладывает кучу денег в персонал, рекламу,» а если я не хочу кормить ваш персонал, куда набирают друзей, кумов, маркетологов которые получают нехилые бабки за то что просто врут и много за еще каких ваших издержек, вот просто не хочу, что делать? И ведь зп вашей секретарши, бездарных маркетологов, друга начальника отдела которого он устроил по блату — все это в себестоимость конечного продукта вкладывается еще и вам не безбедную жизнь (а за что?!? я и без вас могу купить этот же товар). Я хочу купить напрямую у производителя, а не купи/продай с его хотелками и неумелым менеджментом…кормить просто тьму посредников, которым тоже хочется кушать и они по стечению обстоятельств стали приближенные к правящим верхушкам

  • Сергей, я прошу прощения, но зачем Вам было писать эту статью? Хотлайн прекрасно себя же чуствует на рекламе, от этих лоббистов…. Зачем пилить сук на котором сидишь? Пользуюсь Вашим сервисом с основания, и теперь есть чудесная возможность сказать Вам и вашей Команде ОГРОМНОЕ человеческое СПАСИБО!!!!!

    • Bob, эта статья не продолжение моего бизнеса. Как специалист в области торговли, я понимаю, что произойдет если примут Нац. принцип исчерпания ТМ (последствия в статье), поэтому как гражданин не могу молчать. Мне небезразлично наше будущее и правила, по которым будут играть потребители, субъекты рынка и проверяющие органы тоже. PS Вам также большое спасибо! Нет ничего приятнее получить такой комплимент от своего пользователя )

  • Понятие эксклюзивного дистрибутора существует во всем мире и появилось не просто так. Дистрибутор это не про снятие сливок с продаж, а про развитие бренда на конкретном рынке. Не будет кому развивать бренд, значит его доля снизится, пострадает производитель. Так что эклюзивный дистрибутор выгоден даже не государству, а в первую очередь производителю.
    Но не только ему. Вот вы хотите покупать Крутые Бренды, но забываете что брендами они стали благодаря усилиям дистрибуторов.
    Не хотите дистрибуторов, представьте что в мире есть только один сплошной Алиэкспресс. 99% noname мусор который конкурируют только ценой. Замахаетесь выбирать

    • Ну монополия на частные посылки это конечно маразм, эксклюзив должен быть только на коммерческие партии.

    • Никто не против честного дистрибутера, я против законодательной монополии, которая позволит неконтролируемо снимать сливки с рынка на протяжении всего периода продажи товара, и за чесную конкуренцию. Сейчас, даже из польши, дешевле курьерской службой товар привезти, чем у официалов купить. И не надо нам тут мусора с али 😉

    • Вашу адекватность бы — всем тут собравшимся, глядишь, страна бы поднялась.

      • А если бы было поменьше таких горе лоббистов как Вы, думаю бы страна просто расцвела и благосостояние рядовых граждан бы выросло в разы, как раз на величину уменьшения маржи дистрибутеров. Мир Вам!!!

    • Открою вам страшный секрет 99% продукции делаеться в Китае))
      А на али можно найти все. качественных вещей там полно, просто и цена у них не 1 доллар.
      В Украине же офф. диллеры продают паленку в 80% случаев. если не верите зайдите в любой брендовый магазин например Левис, а потом закажите с США такую же модель и сравните. сильно удивитесь. Но если я на али куплю паленый левис за 15уе, то в магазе с меня хотят сбить 200уе. ощутите разницу.
      Что касаеться развития бренда, это проблемы бренда, но никак не страны и потребителей. Выживает сильнейший.

  • Вся эта беда с высокими ценами у некоторых дистрибуторов по одной простой причине — большинству брендовых производителей откровенно насрать на наш рынок.
    Если бы рынок был им интересен нагнули бы дистрибуторов и контролировали цены. А насрать им потому что непрозрачные условия бизнеса, коррупция и вообще мелкий рынок в нищей стране.

    • Вы правы совершенно!
      Сейчас пытаются ввести, еще один, корупционный механизм для защиты горе дистребутеров. Чем черевато его введение прекрасно описано в статье.
      А псевдо-дистрибутеры, вместо того, чтобы занятся развитием своих рынков и культивированием культуры потребления, пытаются законодательно ограничить конкуренцию на рынке. Им не интересна конкуренция в своем сегменте рынка (это же работать надо) им интересна монополия (купил и продал = сверхпрофит). И именно такие дистрибутеры развели откатную корупцию у нас в стране, а теперь, когда перенасытили откатный рынок, продажи упали, так они взялись за законодательное узаконивение брендовой монополии.

      • Ну вы даете 🙂 Дистрибьютор не сам себя назначает (и не какая-то коррумпированная ассоциация), его выбирает вендор — и только вендор. У вас все с ног на голову встало 🙂 И если вендор выбрал, и доволен его работой, все ваши претензии могут идти только в Лигу сексуальных реформ. Так вот именно ради развития цивилизованного (а не серого и демпингово) рынка и должен быть назначен и защищен квалифицированный дистрибьютор (или несколько).

        • Да никто не против, чтобы на рынке был назначен вендором квалифицированный дистрибьютор, я против законодательного ограничения конкуренции. Почему Вы не лезете с сейм Польши и не требуете что-бы там приняли запрет на продажу нашим гражданам товара по «заниженым ценам» под брендовыми торговыми марками? А очень просто…. так как никто даже на эту тему разговаривать не будет 🙂

          И если уже Вы так все лоббируете, поясните мне почему в Англии ботинки Timberland брендовые с Аэропорту (не дюти-фри) Стоят 30 фунтов, а у нас от 100 баксов? Купите их по 30 фунтов ($40) в аэропорту, доставьте сюда за $5, добавьте $8 НДС + $8 пошлины = $61 пара — $39 (61%) не жирно ли? А если учесть что производитель своему дистребютеру их продаст не по 30 фунтов, а по 15-20 то и профита намного больше.

          Еще раз повторяюсь не занимайтесь лоббированием удобных для Вас феодальных правил игры, а займитесь изучением рыночных механизмов, в часности снизьте цены что-бы профит составлял максимум 5-10% и торгуйте (продайте не 10 а 50 единиц получите те же деньги за тоже время) качественными брендовыми товарами и народ перестанет покапать за бугром. И нагрузите работой Ваших дармоедов менеджеров и самое главное съэкономьте деньги на откаты за лоббирование данного законодательного феодализма, всетаки 21-й век на дворе 🙂 .

  • Cпециально для Игоря Снежко-иди на стройку работать такие как ты там нужны…

  • Я тот человек который покупает Levi's с доставкой с США и меня напрямую коснётся этот закон. Да, заказывать с доставкой с США получается в разы дешевле, но в Европе цены на этот же товар на порядок больше — это известная политика многих брендов со штатов. Парадокс только в том что в Киевских магазинах на старте продаж новой коллекции цены почему-то ещё выше европейских. Толко когда начинаются скидки они стают актуальными. Я во все готов поверить, так как не силён в экономике, если б у нас цены в дистрибьюторов были соразмерны европейскими. А так получается сеть магазинов Levi's устанавливает цены так как им удобно. Ещё больше меня удивляет тот факт что официальные магазины в Киеве продают сэмплы на которых на бирке чёрным по белому написано «not for sale». Они реально висят в магазине в одном размере и стоят как обычный товар. Я искренне желаю таким дистрибьюторам вместе с нынешней властью уйти в прошлое а людям получить нормальный европейский сервис. Почему европейские дистрибьюторы могут себе позволить вкладывать деньги в рекламу и продвижение бренда, при этом предоставляя на товар ниже цену чем у нас, а у нас нужны специальные статьи в законе?

Поиск