Как развивался сервис для отложенного чтения Pocket и что изменится после его продажи Mozilla

5056
1

Компания Mozilla, известная благодаря своему браузеру Firefox, 27 февраля 2017 года приобрела сервис для отложенного чтения Pocket. Редакция AIN.UA вспомнила, как развивался Pocket и выяснила что будет с сервисом в дальнейшем.

Расширение Read It Later

В 2007 году Нейт Вейнер создал расширение Read It Later для браузера Firefox. До создания расширения, которое позже превратился в Pocket, он был веб-разработчиком, работающим на фрилансе. Как и многие проекты, которыми занимался Вейнер, расширение изначально было для него сторонним проектом.

Первая версия Read It Later состояла из «двух неприлично больших кнопок», — одна, чтобы сохранить статью и прочитать ее позже, а другая, чтобы посмотреть все сохранения. Тем не менее, разработка Вейнера привлекла много внимания. Спустя несколько месяцев после релиза Read It Later попал на главную страницу сервиса Digg, а позже про расширение написало американское издание Lifehacker.

После этого Вейнер добавил возможность использовать сервис в офлайн-режиме, синхронизацию статей в разных браузерах, а также разработал приложение для iPhone, которое стоило $2,99 и приносило единственный заработок.

Самым заметным конкурентом Вейнера был разработчик Марко Армент и его сервис Instapaper. Армент называл свой продукт «первым правильным сервисом для отложенного чтения»: с самого начала Instapaper предлагал возможность пользоваться сервисом без интернета и синхронизировать статьи в разных браузерах. «Вейнер систематически копировал почти все наши функции на протяжении первых лет существования сервиса», — говорил он.

Вейнер отрицал эти обвинения и обращал внимание, что Instapaper доступна лишь на iOS, в то время как у Read It Later есть официальные приложения на большем количестве платформ. «Пользователям нужен сервис, который работает везде», — говорил он.

В 2010 году Вейнер переехал в Сан-Франциско и полностью сосредоточился на развитии сервиса. В 2011 году с ним связались представители Evernote и заявили о намерении купить Read It Later. Уже тогда два сервиса были тесными партнерами: Evernote был самым популярным местом, куда пользователи Read It Later сохраняли контент. На тот момент продуктом Вейнера пользовались более трех миллионов людей, многие из которых заплатили за приложения на Android и iOS.

По словам Вейнера, ему предложили «несколько миллионов», но он считал, что заслуживает «в шесть раз больше». В конечном итоге, создатель сервиса отменил сделку. Вейнер понял, что Evernote видит Read It Later лишь как отдельную функцию своего сервиса, хотя сам он воспринимал свою разработку как полноценный продукт.

Используя упрощенную версию презентации для Evernote, Вейнер вскоре нашел инвесторов. В 2011-2012 году Read It Later суммарно привлек $7,5 млн от инвестиционных фирм Foundation Capital, Baseline Ventures, Google Ventures и Founder Collective.

Набор команды. Переименование в Pocket

В то же время Вейнер переименовал компанию в Pocket и сделал приложения для смартфонов бесплатными. «Люди используют наш сервис не только для того, чтобы позже прочитать статьи — они также сохраняют видео, картинки, рецепты и многое другое. Мы осознали, что Read It Later перерос свое название», —заявлял тогда предприниматель.

До того, как Вейнеру удалось привлечь финансирование он работал над сервисом почти в одиночку. После получения инвестиций он смог набрать первых сотрудников. Тем не менее, над Pocket работала небольшая команда: к 2013 году она насчитывала всего 13 человек, а в 2015 — 20.

Небольшое количество сотрудников позволяет компании быть гибкой, рассказывал Вейнер. По его словам, особенность работы в Pocket состоит в том, что все сотрудники занимаются одной приоритетной задачей одновременно. Время на ее выполнение ограничено 30 днями — за это время работники не теряют концентрацию. Также благодаря небольшой команде Вейнеру удалось сохранить хорошую атмосферу в пределах компании.

«Если бы у команды Pocket было тотемное животное, то это был бы муравей. Как и муравей, небольшая команда поддерживает сервис, который намного больше ее собственных масштабов», — писало издание First Round Review.

В 2015 году Pocket привлек дополнительные инвестиции на сумму в $7 млн от инвестиционной фирмы New Enterprise Associates. В то же время сервис представил раздел с рекомендациями, который предлагал самые популярные материалы интернета.

Также в 2015 году началось партнерство Pocket с компанией Mozilla, которая интегрировала сервис в свой браузер Firefox и сделала его функции доступными по умолчанию (до этого — лишь в виде расширения). Несмотря на некоторые отрицательные комментарии по поводу этого решения Mozilla заявила, что получила хорошие отзывы от пользователей.

«Pocket был популярным расширением на протяжении многих лет. Мы видели, что люди любят сохранять контент, найденный в интернете, поэтому пришли к выводу, что сервис стоит интегрировать прямо в Firefox», — сообщали представители компании.

В 2016 году Pocket начал публиковать рекламные материалы в разделе с рекомендациями. Вейнер говорил, что команда сервиса будет помогать компаниям определять подходящие темы и даже нужный размер заголовка. Дополнительным преимуществом инструмента стало то, что такой контент мог стать популярным в пределах приложения.

Вместе с платной премиальной версией Pocket Premium, которую компания выпустила в 2014 году и которая к 2016 насчитывала 170 000 подписчиков, Вейнер оценивал возможную прибыль своей компании в 2016 году в $10 млн.

«К счастью, Вейнер не продаст компанию. Pocket стоит на пересечении фрагментарного потребления контента, простых мобильных приложений и рекламных материалов — это главные тренды IT-отрасли. Похоже, у сервиса есть перспектива начать зарабатывать деньги», — написало тогда издание TechCrunch.

Дальнейшие перспективы

Тем не менее, меньше чем через год, в феврале 2017, Pocket был продан Mozilla. На момент сделки сервисом пользовались около 10 млн человек. «Во время сотрудничества на протяжении последних нескольких лет у нас появилась уверенность, что мы сможем сделать намного больше вещей вместе — это и привело к тому, что Pocket присоединился к нам», — сообщил представитель Mozilla.

«Как и во время переговоров с Evernote мы спрашивали себя: поможет ли эта сделка выполнить нашу миссию лучше или быстрее?», — рассказал Вейнер. По его словам, учитывая, какими ресурсами владеет Mozilla, ее масштабы и взгляды, которая она разделяет, стало понятно, что Pocket нужна эта сделка.

В Mozilla полагают, что Pocket в будущем сможет помочь компании в разработке рекомендательного инструмента, который потом она сможет встроить в браузер.

Западные СМИ, ссылаясь на утверждения обоих компаний, обращают внимание, что до конца года Pocket не будет делать кардинальных изменений. The Verge считает, что благодаря сделке Mozilla сможет привлечь пользователей мобильных устройств.

В свою очередь издание Fortune вспоминает, что Microsoft купил компанию, разрабатывающую приложение Sunrise Calendar, а потом закрыл этот сервис. Fortune предполагает, что может случиться подобная ситуация, когда большая компания покупает приложение, а потом теряет к нему интерес.

Напомним, ранее AIN.UA рассказывал о том, благодаря чему мессенджер WeChat доминирует в Китае.

Оставить комментарий

Комментарии | 1

Поиск