Дункан Райх учился в Стэнфорде, затем работал в Nvidia почти с самого основания компании. За 10 лет работы он успел заработать достаточно денег, чтобы считаться миллионером. В своей статье на Medium он пишет о сложностях обеспеченной жизни и развенчивает некоторые популярные стереотипы о жизни миллионеров.
В начале 2000-х я был одним из первых сотрудников технологической компании в Кремниевой Долине, которая занимается разработкой и продажей передовых компьютерных чипов. Когда я начинал, в компании работало несколько десятков человек. Когда уходил – несколько тысяч. Я работал как разработчик процессоров, архитектор и менеджер. Компания сейчас – одна из самых крупных и успешных в мире.
Я заработал несколько миллионов долларов. Никогда точно не прикидывал, сколько именно. Возможно, около $5 млн. Мой скорректированный валовой доход в год приближался к $1,5 млн. Как минимум, я зарабатывал до $500 000 в год. Вот несколько уроков, которые я выучил, став относительно богатым.
Деньги не сделают вас счастливым
Кто-то говорит, мол, “деньги не приносят счастья”, но продолжает при этом стараться изо всех сил заработать, чтобы стать счастливее. Одно дело – говорить или думать так, другое – почувствовать на себе. Деньги не делают вас счастливее, и даже более довольными. Помню, как дожил до конца особенно выматывающего, но интересного проекта, закинул ноги на стол, глубоко вздохнул и почувствовал, что мне все по плечу.
У меня был модный дом за миллион в Маунтин-Вью (где сидит Google). На нем висел небольшой кредит, но я в любой момент мог выплатить его. У меня был дом в другой стране. Были роскошные машины, которые я покупал за наличку. Привлекательная жена. Меня очень уважали на работе. Я мог работать, откуда пожелаю. Высокая зарплата, доходные опционы и столько денег, что я не знал, куда их тратить.
Но меня не покидало чувство тревоги и неудовлетворенности. На каком-то уровне моя борьба за успех питалась верой в то, что страдания уйдут, стоит только стать достаточно богатым. Я на своей шкуре выучил, что как только базовые потребности человека удовлетворены, уровень удовлетворенности и счастья перестает зависеть от количества денег.
По факту, богатство может только ухудшить положение вещей. Его можно использовать, чтобы отвлекать себя от более глубоких проблем, тратить деньги на вещи, в которых нет нужды, или же беспокоиться об утрате богатства. Это очень усложняет жизнь.
Я понял, что все чаще беспокоюсь о том, что не буду иметь достаточно денег в будущем, и что этот страх преследовал меня всю жизнь. Он никак не соотносится с моим чистым капиталом или движением денежных средств.
Можно помочь только тем людям, которые сами способны себе помочь
Вместо покупки домика для отдыха на озере Тахо или инвестирования, я приобрел жилище для некоторых родственников в другой стране. Несколько лет они жили там, не платя аренду. То есть, по факту, я отдавал им десятки тысяч долларов из своего кармана каждый год.
Позже я узнал, что мои родственники презирали меня за это. Им казалось, я веду себя с ними, как с детьми, и жаловались, что я не советовался с ними при выборе и покупке дома. Жаловались, что должны были оставить намного более приятное жилье, и поселиться в крохотном домике, жаловались, что им не нравился дом, который я купил им.
С финансовой точки зрения, я понес убытки не только на аренде дома, но на обмене валют, налогах со сделки, на низком ROI. Весь процесс съел много энергии и времени.
Раньше я верил, что все люди на самом деле – рассудительные и хорошие. Этот случай научил меня тому, что на людей нельзя полагаться и что другие не обязательно будут думать обо мне так же, как я думаю обо всех.
Сейчас я никогда не помогаю людям, которые не просят моей помощи. И даже в этом случае я делаю только то, о чем они просят. Также я стараюсь, чтобы эта помощь не очень вредила мне финансово, и требовала бы минимальных затрат денег, времени и усилий.
Всегда найдется кто-то богаче, чем вы
Если вы оцениваете богатство тем, сколько у вас имущества, всегда найдутся люди, у которых его больше, и вы всегда будете чувствовать, что недотягиваете.
Если вас это задевает, вы никогда не достигнете какого-то волшебного правильного размера капитала, который позволит вам наконец-то осознать собственную ценность. Проблема только углубится. Я купил дом в Маунтин-Вью больше и моднее, чем дом в Санта-Кларе, в основном потому, что последний не казался мне достаточно крутым.
В то время я мог позволить себе не все атрибуты шикарной жизни, которыми пользовались некоторые мои друзья. Когда я переехал в Маунтин-Вью, одна знакомая пара уехала из Пало-Альто (который круче, чем Маунтин-Вью) в Лос Альтос Хилс (который еще в сто раз шикарнее).
Секрет в том, чтобы вычислить, сколько денег вам на самом деле нужно, чтобы удовлетворять основные нужды, чтобы вести разумный образ жизни. Сколько денег понадобится для финансовой независимости?
Важно также справиться с настроением, которое заставляет вас привязывать чувство собственной важности к объему имущества. Мне казалось, я полное ничтожество. Через психотерапию, тренинги, настоящую дружбу, исцеляющие отношения я пришел к осознанию подлинной собственной ценности.
Роскошь – это наркотик
Апологет экономии, блогер Mr. Money Mustache, уверяет нас, что роскошь – это слабость. Роскошь – это наркотик. Пока мы этого не осознали, она будет разрушать наши жизни. Помню, как вел свою новенькую шикарную машину и заметил, что начинаю ассоциировать свою личность с ней. Я понял, что эта супердорогая машина со временем обветшает, и придется брать новую.
Чтобы сохранить свою личность, придется продолжать много зарабатывать. Это как будто пристрастие к наркотикам. Машина не так чтобы очень меня радовала, но идея остаться без нее заставляла чувствовать себя полным дерьмом. Мне нужна была эта доза, чтобы чувствовать себя нормально.
Дозу наркотиков со временем приходится наращивать, и, как поют U2, “Ты никогда не получишь довольно того, что тебе нужно”. Если у вас есть Porsche Cayenne Turbo, вы мечтаете о Bentley Bentayga.
Роскошь дает нам чувство успешности, победителей жизни, ощущения не выживания, но процветания. Как опиат в мозгу, роскошь вцепляется в наши рецепторы, ответственные за выживание. Ирония в том, что покупки роскошных вещей и зависимость от них приводит на самом деле, к растрате тех ресурсов, которые на самом деле необходимы для выживания.
Оказывается, настоящие измерители богатства – это дисциплина и экономная жизнь, инвестиции, а не затраты, ремонт, а не покупки, возможность жить дольше, без необходимости работать.
Некоторые люди очень поверхностны
В середине жизни я ушел в долгосрочный отпуск. За это время я получал докторскую степень и начинал свои проекты. Помню, когда мне было чуть за 30, я был на вечеринке, когда ко мне подошла очень привлекательная девушка, представилась и спросила, чем я занимаюсь. Я ответил, что я – студент. Прежде чем я успел что-то добавить, она развернулась и ушла. Оборвала разговор и растворилась в толпе. Меня это сильно задело. Всплыли мысли о собственной бесполезности.
Она не захотела общаться, потому что думала, что у студентов нет денег. Пару дней спустя я понял, что возможно был самым богатым человеком на той вечеринке. И также осознал, что мне на самом деле повезло в этот раз.
Я знаком со многими людьми с огромными капиталами. Большинство из них проводит время в пижамах, шлепках, шортах. Нельзя отличить богача по его одежде. Также нельзя судить о богатстве человека по количеству имеющихся у него денег.
Все уважают богатых
Не могу вспомнить конкретных примеров этому, но люди часто относились ко мне по-другому, когда понимали, сколько у меня денег. Деньги оглашают на весь мир, что вы успешны, независимо от ваших достижений в других сферах жизни.
Я также знал и новый тип людей, склонный к рассуждениям о тщете денег и о том, что все богачи – козлы. Позже я видел, как эти же люди пытаются заработать, как можно заметнее тратить деньги и задаваться этим.
Большинство финансовых советников не разбираются в вопросе
Я обращался к финансовым советникам и брокерам за рекомендациями о том, как управлять деньгами. Пара брокеров долго распространялась о том, как они бежали марафоны на Гавайях, прежде чем посоветовать мне купить пакет акций. Несколько месяцев подряд они звонили мне и говорили: “Нам нравится Lucent Technologies!”, а я отвечал: “ОК, прикупите мне их акций на $20 000”. И брали с меня $1000 комиссии. Это – 5% комиссии за то, что им что-то “понравилось”. Каким же я был дураком. У меня был брокерский онлайн-аккаунт, где то же самое можно было купить за $10.
Когда я рассказал о своих опционах, они ответили: “Никогда не слыхали о такой компании, тебе нужно избавляться от этого”. Я в результате сплавил большие объемы своих акций в компании, чтобы прикупить себе все эти горячие интернет-штучки, которые им “нравились”. В последнюю встречу они спросили, могут ли продать еще немного моих акций, чтобы купить долю в компании X. Я ответил отказом, они смутились.
Позже мне пришло письмо, извещающее о том, что часть опционов была реализована и продана, и что я теперь – гордый владелец компании Х. Я позвонил уточнить, что вообще происходит. Брокеры ответили, что это я им сказал продавать. Я опроверг это. Парень на телефоне заметил, что его партнер этому свидетель. Я сказал им отменить сделку, прежде чем меня упекут за инсайдерские торги, и уволил их.
Тогда я понял, что владею акциями на сотни тысяч долларов в компаниях, о которых мне ничего неизвестно. Меня немного утешает мысль о том, что те брокеры также ничего в этом не смыслили. Это было время бума доткомов, затем пузырь лопнул и часть акций вполовину обесценилась. А цена акций компании, в которой я работал, продолжала расти.
Я начал читать об инвестициях. Самое ценное, что я прочел, я нашел у Уоррена Баффета. По его словам, если у вас нет времени или интереса отслеживать частные акции, лучше вкладывать в паевые фонды или акции, входящие в индексы.
Я также понял, что большинство парней с Уолл-Стрит тоже не в ладах с реальностью, по тем или иным причинам они не способны принимать самые эффективные решения. В книге Laughing at Wall Street автор описывает, как заработал миллионы, обгоняя институциональных инвесторов, подмечая тренды на рынке за месяцы до того, как они становились известны инвесторам. Пример ограничения фонда совместного инвестирования: мелкие и средние компании, случается, растут намного быстрее рынка, а крупные фонды не хотят инвестировать в них, ведь они так малы.
Я бы советовал прочесть книгу The Big Short (по ней даже сняли фильм), чтобы понять, сколько возможностей заработать таится в таком радикальном подходе, как чтение и обдумывание финансовых отчетов. Кстати, чтение и размышление – два секретных оружия Уоррена Баффета.
Банки обдирают и богатых
Я переводил много денег между странами, пользовался банковскими сервисами, которые предназначены помогать богатым перемещать капиталы без усилий. После нескольких случаев значительных затрат во время таких транзакций я более тщательно к ним пригляделся. И обнаружил: несмотря на то, что банки не снимают комиссию за перевод денег между странами и валютами, они добавляют спред к курсам валют. Этот спред настолько значителен (несколько процентов), что они снимают хороший заработок с одной сделки.
К примеру, если вы переводите в другую валюту $1 000 000, банк для ничего не подозревающего пользователя может добавить спред в 5%. Так что вся сделка обойдется в дополнительные $50 000. Это – абсолютно ненужные затраты.
После нескольких подобных переводов я понял, в чем проблема. Банк не смог внятно объяснить, почему они это делают. Тем временем, я нашел валютных брокеров, которые продают и покупают валюты, и переводят деньги между странами, со спредом в несколько тысяч для очень крупных сумм. И я не говорю о Western Union.
Больше нолей – это всего лишь больше нолей
Я выписал множество чеков с шестью нулями. Думаю, если речь идет о семи, восьми, десяти нулях – чувства те же самые. Ты всего лишь пишешь число на чеке.
Банки не говорят при этом: “Ого, ну и сумма”. Они принимают чек. Это было для меня откровением. Количество нолей ничего не значит. Большие числа – это всего лишь большие числа.
Больше всего мешает заработать ограниченное восприятие
Я со многими общался о богатстве и деньгах. У меня сформировалось очень сильное убеждение, что доход человека почти полностью определяется восприятием.
Мы все во что-то верим. Такие убеждения формируются из прошлого опыта, они живут внутри нас, контролируют наши действия. Поскольку деньги – такой мощный символ свободы, контроля, силы, они связываются со многими этими ранними переживаниями. Я бы очень советовал поговорить с психологом или тренером о ваших ограничениях восприятия, связанных с деньгами.
Подход “деньги решат все” переоценен
В 2007 году я ушел с работы. Занимался множеством проектов и выбивался из сил. Я ушел с работы не для того, чтобы ничего не делать и валяться на солнышке на пляже. Хотя нет, иногда я так делал, просто тратя деньги на недорогих тропических курортах. Иногда решиться на то, что для вас кажется самым странным (как для меня отдых) может лучше всего повлиять на вас.
Мораль истории такова: можно иметь все деньги в мире, но оставшись наедине со своими желаниями, без глубокой внутренней работы, под руководством психолога или тренера, вы скорее всего, потратите время впустую.
Быть богатым – это полноценная работа
Существует глупое представление о том, что как только у вас появится куча денег, можно лечь и расслабиться. Это правда – до какой-то степени. У вас появляется больше выбора. Однако, появляется и больше активов, которыми надо управлять, защищать, поддерживать. Вы боитесь судов, так что берете страховку. Вы нанимаете людей, которые будут выполнять для вас работу, вам придется ими управлять. Делегировать – очень сложно.
В результате, если вести себя неосторожно, ваша жизнь усложнится. Кто-то становится излишне подозрительным, не доверяя даже друзьям. Друзья и знакомые будут искать у вас инвестиций, или же просто просить одолжить денег.
Быть богатым – сложно. Действуйте осмотрительно.