Ключевые ошибки и проблемы продвижения Telegram-канала

8123

Недавно на AIN.UA вышла колонка об основных правилах и инструментах для продвижения своего Telegram-канала. Последний год я занимаюсь развитием личного канала Booker, а также веду канал издания Vertigo. Исходя из своего опыта могу сказать, что не все советы верны, что спровоцировано специфичностью Telegram. В этом материале я расскажу о собственном опыте развития канала и подводных камнях площадки, а также потенциальной финансовой выгоде из канала. Это не полное руководство по достижению успеха в Telegram и я не претендую на абсолютную компетентность.

Оценка аудитории

В отличие от предыдущего спикера, я создавал свой канал в качестве личного блога, а не с намерением проверять какие-то гипотезы. Год назад умение грамотно и интересно писать на актуальную тему практически гарантировало успех: публичные каналы были редкостью, авторы только обживали для себя это поле.

Сейчас ситуация кардинально изменилась: хайп вокруг каналов увеличивает их число с каждым днем. К примеру, в моей ленте ежедневно сменяется более 150 каналов. Это нестандартный случай, однако общая тенденция понятна: у людей становится все больше каналов и заставить их подписаться на новый сложнее. При этом пользовательский ресурс ограничен. По данным Combot, сервиса для аналитики групповых чатов в Telegram, каналами пользуется примерно 10% от активной аудитории мессенджера – это более 100 млн человек (по некоторым оценкам – 150 млн). Ее глобальное распространение необычно. Вот как выглядит топ стран по количеству скачиваний официального клиента Telegram в популярных магазинах приложений (Google Play и App Store):

  1. Иран — 44,7%
  2. Малайзия — 18,3%
  3. Узбекистан — 16,2%
  4. Сингапур — 11,3%
  5. Испания — 10,6%
  6. Италия — 10,5%
  7. Саудовская Аравия — 9,9%
  8. Бразилия — 8,7%
  9. ОАЭ — 7,9%
  10. Нидерланды — 7,1%
  11. Россия — 6,3%
  12. Мексика — 6,3%
  13. Индонезия — 6,0%
  14. Чили — 5,4%
  15. Германия — 4,8%
  16. Аргентина — 4,0%
  17. Колумбия — 3,5%
  18. Украина — 3,4%

Для составления рейтинга учитывались несколько параметров.

  1. Общее число установок приложения в магазинах приложений.
  2. Коэффициент в 0,5 для подсчета активных пользователей.
  3. Общее число интернет-пользователей страны на 2016 год (данные Internetlivestats).

Этот список показательно демонстрирует, что общее количество русскоязычных пользователей невелико. Всплеск популярности защищенного мессенджера в России обеспечил ему рост до 6 млн пользователей. В Украине, по данным Combot, количество активных пользователей достигает 750 000 без учета юзеров, которые преимущественно пользуются мессенджером на десктопах (их число невелико). Принимая во внимание коэффициент в 0,1 для оценки аудитории каналов, складывается неутешительные данные.

Однако стоит учитывать, что несмотря на проигрыш в количестве, Telegram сильно обгоняет другие площадки по качеству аудитории. Мессенджером пользуются топ-менеджеры, представители IT-сферы, политики, банкиры. Но это, конечно же, не значит, что ваш канал на 500 человек будет состоять из числа участников списка Forbes.

Подводные камни при продвижении

Я не стану заострять внимание на типичных способах привлечения подписчиков. Публикация ссылок на канал в личных профилях социальных сетей — разовая акция. Для планомерного развития канала нужно знать, по каким правилам работает эта площадка.

Самый эффективный способ — вложения в рекламу на других авторских каналах. По оценкам сервиса Combot, который развивает биржу по продаже рекламы среди блогеров в Telegram, для эффективной раскрутки потребуется около $5000. Эти, на первый взгляд космические инвестиции, нужно делать с оценкой окупаемости примерно в 6 месяцев. Покупать нужно с осторожностью. Средний ценник рекламного размещения в авторском канале аудиторией более 5000 человек редко опускается ниже $25. Он может варьироваться в зависимости от формата публикации. Так называемые нативные публикации, которые совпадают с тематикой канала, обычно продают дешевле.

Покупка каналов

Также можно приобрести уже созданный ранее канал. Однако, большинство влиятельных блогеров не расстанутся со своими каналами за скромные деньги. Автор канала про английский слэнг, на который подписаны более 13 000 человек, Андрей Широков оценивает его примерно в $5500, из стоимости в $0,4 за подписчика. При этом раскрывать рекламные доходы он не хочет, называя их приятным, но небольшим бонусом. Автор крупнейшего Telegram-канала про журналистику с почти 6000 читателей называет сумму другого порядка — $11 000 — 13 500. Формула расчета стоимости проста: достаточно умножить количество потраченных на развитие канала месяцев на текущую заработную плату. При этом доходы с канала составляют около $300 в месяц. Автор канала «Мастриды», у которого почти 15 000 читателей, пожелавший сохранить анонимность, поднял планку до $16 500. По его словам, этот ценник можно вывести при использовании EBITDA или любого другого бизнес-показателя. Но продавать свой проект он также не намерен, поскольку ведёт его не из соображений выгоды.

В то же время автор «SMM в Telegram» (4200 читателей) Антон Проценко отказался бы продавать канал:

«SMM в Telegram — мой личный блог. Мне хочется верить, что чем больше я пишу — тем, в долгосрочной перспективе, лучше у меня это получается. Кроме того, продавать канал довольно бессмысленно — при смене тематики, большинство людей скорее всего отпишется, а продолжать вести блог о продвижении в Telegram кто-то со стороны едва ли сможет в связи со специфичностью темы».

Его мнение разделяют и другие авторы. Что касается меня, я бы тоже отказался от продажи канала. Во-первых это связано с техническими трудностями: потребуется передача номера другому человеку. Во-вторых, со своим проектом непросто расстаться, а он приносит имиджевую и денежную прибыль. Однако это не $1000-$1500, как отмечал Плохой. Большинство авторов зарабатывают от $150 до $350 в месяц. Однако, это лишь прямые доходы. Кроме того, многие получают приглашения писать для изданий или находят новых клиентов. Так, например, Михаил Кафанов из канала «Интересные статьи» (25 500 читателей) ведет собственную рубрику для Afisha.Daily, а автор канала «Freakbook» (22 000 читателей) Андрей Григорьев пишет для Esquire. По словам Григорьева, при беспорядочном размещении рекламы в канале он бы зарабатывал на этом не менее $1000, однако не делает этого из соображений качества. Его ценник при вероятной продаже канала — не менее $16 500.

Проблемы рекламных размещений

Стоит отметить, что основная валюта для совершения всех транзакций — рубли, а преимущественное число рекламодателей из России. Ими могут быть авторы других каналов, создатели сервисов, целевая аудитория которых пересекается с тематикой вашего канала или даже крупные компании. Для брендов закупка рекламы в Telegram — скорее имиджевое мероприятие, а не реальная необходимость. Привязка к рублю накладывает понятные технические сложности: после запрета российских платежных систем выводить средства затруднительно. Я не стану касаться политической стороны вопроса, но отмечу, что украинских рекламодателей за год ведения канала не встречал.

Размещение рекламы — личный выбор каждого автора. Стоит понимать, что успех этого дела не зависит напрямую от количества подписчиков. Дело в том, что добиться большого количества подписчиков можно с помощью накрутки пользователей из Узбекистана или ботов. Их «цена» в десятки раз ниже, чем расходы на привлечение читателей из авторских каналов. Однако они практически не читают русскоязычные каналы и не переходят по ссылкам. Это пассивный балласт. Внутренние средства мессенджера не позволяют эффективно анализировать аудиторию своих или чужих каналов, но различить «узбекские» каналы среди авторских достаточно просто по качеству контента. Стоимость рекламных размещений в них тоже значительно ниже. Поэтому следовать совету о покупке рекламы на Sociate нужно с аккуратностью: лучше написать представителям Combot или напрямую авторам каналов.

Что еще нужно знать

Перечисленные выше сведения — лишь техническая часть вопроса. Прежде всего, вы должны интересно писать и иметь экспертное мнение по тематике канала. Это не означает, что обладать дипломом по специальности. Хотя, например, канал «Основы комиксологии» ведет дипломированный комиксолог.

Потребуется активно изучать выбранную тематику и тратить немало времени на подготовку постов. Кроме того, оцените занятость ниши: заводить канал с подборками интересных ссылок или книжными рецензиями сейчас практически бессмысленно — слишком высока конкуренция.

Я не советую активно использовать форматирование. Обилие эмодзи, ссылок и жирного начертания только отпугивает читателей. Невысока конверсия и при использовании специальных кнопок — это просто неудачная попытка имитировать механику лайков, которая отсутствует в мессенджере. Посты, написанные на площадке Telegraph, тоже неэффективны. Несмотря на удобство для автора, люди не охотно кликают даже на ссылки с быстрым просмотром. Впрочем, все эти рекомендации весьма условны. Единственное реальное правило: content is a king.

Что такое каналы для СМИ

Особое внимание стоит уделить развитию канала для СМИ. Многие издания неправильно ведут каналы, используя автоматический постинг для публикации всего контента. Чаще всего это не работает (за редкими исключениями, вроде N+1). Telegram нельзя расценивать в качестве источника трафика, это имиджевое дополнение вашего ресурса. Пока я развивал канал Vertigo, его аудитория возросла со 150 до 960 человек. Этого удалось достичь благодаря изменению формата публикаций: мы выкладываем всю информацию из новости прямо в тексте сообщения, не заставляя людей переходить по ссылкам. Это повышает лояльность аудитории: нас действительно читают, а не просто проматывают в ленте. Впрочем, есть и более масштабные примеры реализации такой стратегии: каналы «Медузы» и «Сноб» имеют десятки тысяч подписчиков. Для развития канала СМИ стоит понимать, что пользоваться взаимными упоминаниями или рекламой придется гораздо аккуратнее. Неудачи сулят потерями читательской лояльности или просто бессмысленной тратой средств.

Главный вопрос, стоит ли заводить канал сейчас? Опуская лишние подробности — еще не поздно. Достаточно соблюдать простые правила, опасаться некачественной аудитории и любить свое дело. Такие рекомендации звучат очевидно, но по-прежнему работают.

Автор: Михаил Сапитон, журналист Vertigo и основатель Telegram-канала Booker

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск