Crowdfrauding: как мошенники пытались заработать на фейковой краудфандинговой платформе и у них не получилось

12948
10

В конце февраля в редакцию AIN.UA обратился один из читателей, сообщив о подозрительной новой краудфандинговой площадке под названием Upstarter. Весь интерфейс сайта вызывал обилие вопросов, как и размещенные там кампании. Редакция на личном опыте решила проверить площадку.

Один из читателей издания Александр Колодий планировал запускать краудфандинговую кампанию под свой проект. Поэтому он следит за несколькими тематическими сообществами в Facebook и Instagram. Однажды там появилась реклама якобы новой украинской краудфандинговой площадки Upstarter. Перейдя по ссылке в объявлении он оказался на сайте «первой в Украине бесплатной краудфандинговой платформы, которая помогаем людям воплощать их идеи в жизнь и создавать свой бизнес» (оригинальная орфография сохранена — ред.). На нем было размещено несколько проектов, деньги на которые можно перевести через сервис p2p-переводов «ПриватБанка». Сайт показался Колодию подозрительным и он обратился в редакцию AIN.UA.

Команда с фотостока

Площадка Upstarter размещена на бесплатном конструкторе сайтов WIX.com. Согласно указанной информации, она уже помогла собрать 14 млн грн на 164 проекта. При этом, среди завершенных проектов указано только четыре: автомастерская, ателье, фотостудия и, что иронично, юридическая фирма. Все они собрали средства в январе 2017 года, а общая привлеченная сумма составляет 7 125 473 грн.

Уже на главной странице имеются отзывы благодарных авторов краудфандинг-проектов с их именами и фотографиями. Портрет счастливого владельца фотостудии Вячеслава Решетянка можно найти на фотостоке Shutterstock.

Автор проекта «Pizza Master» Александр Кравчук, чьей кампании вовсе нет в портфолио проектов, подрабатывает моделью «улыбающегося хипстера-баристы» на GettyImages.

Фото основательницы юридической фирмы «Сичкарь и партнеры» Натальи Сичкарь — тоже с GettyImages. Найти в сети ни один из проектов (сайт или страницу в социальных сетях) редакции не удалось.

На этом заимствования фотографий авторами Upstarter не заканчиваются. Портреты якобы команды площадки тоже взяты из интернета: сооснователя Алексея Шевченка снимала сингапурский фотограф Олинвиа К, портреты других сотрудников также часто встречаются в сети в разных ипостасях.

В портфолио площадки также цитируются отзывы основателей NeoBackPack и «Украинско-Азиатского Киевского фестиваля RAMF», якобы собравшие на Upstarter 3 и 1 млн грн. На самом деле, проекты проводили кампании на российской краудфандинговой площадке Boomstarter. В реальности, на рюкзаки и фестиваль были собраны значительно более скромные суммы.

В разделе контактов указан адрес киевского IQ Business Center (бизнес-центр класса А) и почтовый ящик на Gmail. Правда, в бизнес-центре на вопрос журналиста сообщили, что компании с подобным названием или родом деятельность офис у них не снимают. Помимо этого, все ссылки на профили в социальных сетях, за исключением Instagram, ведут на главные страницы ресурсов, а не на конкретные аккаунты.

Весь этот потемкинский Kickstarter прикрывал форму для перевода денег. При нажатии на кнопку «Поддержать» на странице проекта, пользователь переадресовывался на сервис p2p-переводов «ПриватБанка». Там на зафиксированную карту можно отправить средства. Для сравнения, наиболее известная украинская краудфандинг-платформа «Велика Ідея» предоставляет несколько форматов для оплаты, в том числе и безналичный расчет.

Собираем деньги на кофейню

Учитывая, что создатели Upstarter размещали таргетированную рекламу для пользователей, интересующихся краудфандингом, журналист AIN.UA попробовал и сам разместить проект на площадке. Написав по указанному адресу под вымышленным именем с просьбой собрать средства на кофейню, через два часа он получил ответ от проект-менеджера Максима. Примечательно, что в Gmail владелец ящика подписан как John White, а на аналогичный запрос Александра Колодия отвечал уже менеджер Иван.

Максим предложил сбросить все данные о кофейне, «чтобы людям было понятно, что они спонсируют», и необходимую сумму, они же предложили и варианты вознаграждения. В ответ на то, что кофейни пока нет, поэтому нет и фото, менеджер ответил: «Это не проблема, мы добавим свою красивую картинку». Объявление на сайте появилось уже на следующий день, хотя Максим так и не ответил о деталях того, как автор проекта получит деньги от площадки. Подписание каких-либо документов также не требовалось.

Спустя несколько писем, менеджер сообщил, что деньги Upstarter переведет в конце кампании несколькими транзакциями. Если будет собрана необходимая сумма, то площадка возьмет 10% комиссии. «Для быстрого завершения сбора нужной суммы, разошлите всем своим друзьям эту ссылку и расскажите им о своем проекте, это намного ускорит процесс сбора средств», — убеждал Максим.

На все про все у журналиста AIN.UA ушли сутки.

Информацию о нашей кофейне в Чернигове также разместили в Instagram

Краудфандинг: реальность

В реальности запустить настоящую краудфандинговую кампанию значительно сложней. По словам Евгения Поповиченка, который занимался организацией кампаний для двух проектов на украинской площадке «Велика Ідея», процесс может длиться несколько недель. Представители площадки, как правило, активно помогают автору, дают советы по оформлению кампании, задают дополнительные вопросы по проекту и убеждаются, что у него есть план действий после запуска. Для запуска предстоит и бумажная работа.

Чтобы начать кампанию на площадке, необходимо быть представителем неприбыльной организации или физическим лицом-предпринимателем. «Перед запуском кампании мы подписываем Соглашение о намерениях, где фиксируем предмет договора, название проекта, его длительность и сумму, которую автор хочет собрать. Также подписывается дополнение к договору, где фиксируются статьи затрат, на которые автор собирает средства», — рассказывает модератор проектов «Велика Ідея» Ольга Логвиновская.

Заполнение новых бумаг ждет автора и в случае успешного завершения кампании. В этом случае подписывается Договор о предоставлении гранта (в случае с неприбыльной организацией) или Договор о совместной деятельности (ФЛП). На основании этих документов автор должен отчитаться о потраченных средствах, предоставив подтверждающие документы.

Не пойман — не вор

Пока Upstarter ждал первых денежных переводов, редакция обратилась за комментариями к юристу, «ПриватБанку», Киберполиции и площадке Wix.com, на которой размещен ресурс.

«Если через этот сайт действительно собирают деньги не на описанные проекты, а присваивают их себе, то такие действия следует квалифицировать как мошенничество, то есть получение чужого имущества путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 190 Уголовного кодекса Украины). В то же время, доказать это будет достаточно сложно, если пострадавших нет. А если «мошенники» не собрали и 310 грн, то их действия совсем не преступление, а всего лишь административное правонарушение (ст. 51 КУоАП)», — прокомментировал ситуацию Никита Полатайко, юрист фирмы Sayenko Kharenko и глава ІТ-комитета Ассоциации юристов Украины.

По его мнению, сайт выглядит подозрительно, но это еще ни о чем не говорит. Чтобы привлечь его создателей к ответственности, нужно доказать их умысел на этом заработать. «Может это вообще чья-то выпускная работа на компьютерных курсах, а получив какие-либо деньги, собственник сайта их сразу же вернет», — предполагает Полатайко. Он все же предложил редакции обратится с описанием подозрений в ПриватБанк, Киберполицию и администрацию площадки Wix.com, на которой расположен Upstarter.

В «ПриватБанке» на запрос редакции ответили, что сбор денег на сайте происходит через систему p2p-переводов и если «пожертвования» направляются сознательно, то это не является преступлением. В то же время, в банке обещали изучить деятельность ресурса.

В Киберполици AIN.UA ответили, что провели проверку предоставленной информации. «Действительно, у этого сайта есть признаки фиктивной деятельности. Однако, согласно действующему законодательству, создание сайта и размещение на нем информации, распространение которой не запрещено законодательством Украины, не является правонарушением», — прокомментировал глава ведомства Сергей Демедюк.

Как и Полатайко, он отметил, что деятельность Upstarter может подпадать под 190 статью УК Украины (а именно пункт 3 — мошенничество совершенное путем незаконных операций с использованием электронно-вычислительной техники). Но для этого необходима объективная сторона преступления — завладение имуществом обманным путем. К тому же, такой вид преступление является преступлением частного обвинения, поэтому в зависимости от суммы нанесенных убытков, уголовное производство можно начать только по заявление конкретного пострадавшего. «Пока отсутствуют такие факты или наличие выраженных признаков, которые бы указывали на противоправную деятельность, состава преступления не будет […] Однако, [сайт] будет объектом для взятия на учет, как ресурс с повышенным риском», — отметил Демедюк. Он добавил, что Киберполиция будет следить за деятельностью Upstarter.

Еще одна сторона в этой ситуации, платформа Wix.com, где размещен ресурс, на запрос редакции не ответила.

Работаем дальше

Спустя неделю после старта кампании по сбору средств на вымышленную кофейню, менеджер Максим снова напомнил, что ссылку на проект стоит распространить среди друзей. На просьбу дать полный номер карты, чтобы можно было перевести деньги через терминал, ответил, что, к сожалению, такой метод не предусмотрен. Тогда AIN.UA решил открыто написать на почту Upstarter с просьбой объяснить ситуацию. Ответа не последовало.

Фиктивные проекты на площадке датируются серединой января. Свои подозрения редакции Александр Колодий высказал в конце февраля. Учитывая, что сторонних проектов, кроме вымышленной журналистом кофейни, на сайте за это время не появлялось, едва ли авторам Upstarter удалось выручить какие-то средства. Тем более, что у заинтересованного рекламой пользователя площадка сразу вызвала недоверие.

После письма AIN.UA с сайта Upstarter пропал адрес электронной почты, а немного ранее Instagram-профиль оказался недоступным. Помимо этого, авторы убрали ссылку на систему переводов «ПриватБанка» с кнопок «Пожертвовать», хотя она по прежнему действительна. Вероятней всего, авторы Upstarter потеряли незначительную сумму на рекламу в Instagram и Facebook и время на создание ресурса, но не получили ничего.

При этом, сайт продолжает действовать: очередной фиктивный запрос со стороны редакции (отправленный уже через форму обратной связи) получил ответ от того же John White с предложением запустить свой проект.

Если среди читателей все же есть те, кто перечислял на ресурсе деньги, стоит написать редакции и подавать заявление в Киберполицию. Помните, что к новым для себя ресурсам, особенно требующим персональные данные или рассчитанными на перевод средств, стоит относится с осторожностью.

Оставить комментарий

Комментарии | 10

Поиск