АВТОР: НИНА ГЛУЩЕНКО
Не Фейсбуком единым: как TuneZone создали социальную сеть тюнинга автомобилей

Материал подготовлен при поддержке TCDC и K.Fund.
Что это значит?
Нативная реклама — материал/серия материалов, которые подготовлены журналистами AIN.UA по редакционным стандартам и были выпущены при поддержке рекламодателя.
«Социальные сети общего назначения приелись, наша социальная сеть – для людей с бензином в крови», – рассказывает основатель социальной сети Tunezone Александр Кулаковский. TuneZone – это онлайн-площадка с функцией социальной сети. Тут автомобилисты щеголяют друг перед другом кастомизированными машинами, вендоры запчастей – предложениями прямо перед целевой аудиторией (с точностью до модели транспорта, двигателя и типа кузова), а автоклубы получают площадку для коммуникации на смену доживающих свое форумам.

Основатели TuneZone придумали проект еще до того, как о своих планах рассказали бывшие ведущие Top Gear и платформа Amazon, и неожиданным «конкурентам» только обрадовались. По их словам, сложно быть одним на рынке, когда нужно привлекать не пользователей, а бизнес. Теперь им есть с кем себя сравнивать и показывать, что они дают своей специализированной аудитории больше возможностей.
Справка о компании
CEO: Александр Кулаковский

Чем занимается компания: соцсетью TuneZone для автомобилистов, автоклубов и вендоров автозапчастей

Сколько на рынке: 6 месяцев.

Сайт: tunezone.net
Как это работает
«Мы собрали три ЦА – автолюбителей, автоклубы и продавцов запчастей – и постарались решить их проблемы. У автолюбителей этих проблем целый вагон. Где найти тюнинг-запчасти, адекватную их стоимость и место, где их качественно установят например. Среди автовладельцев есть много людей, которые через какое-то время после покупки автомобиля понимают, что хотят что-то менять в нем – создать собственный авто-шедевр. Обвес сделать, двигатель, ходовую улучшить, – рассказывает Александр Кулаковский. – Многие думают, что это дорого и сложно, но благодаря нашему сервису могут увидеть, что это не так».
Александр Кулаковский, основатель TuneZone
По его словам, глобализация показала, что любой автомобиль обладает потенциалом, и можно найти запчасти практически для всего. Часто они стоят дешевле оригинальных и бывают даже лучше. А личный опыт убедил, что в Украине есть восхитительные тюнинг-гаражи, о которых знает только узкий круг людей. У них нет нормального сайта, некому залить контент. Механик к этому не готов, так как он весь день проводит не за компьютером, а с машинами. Из каталога в 20 000 запчастей он добавляет в лучшем случае 1500-2000, дальше продает по сарафанному радио, которое редко долетает до новичков в тюнинге. А магазин еще нужно продвигать, вкладывать деньги, чтобы пользователи могли находить его в интернете. Не каждый готов этим заниматься.

В TuneZone продвижением заниматься не надо, эту задачу берет на себя платформа, причем в автоматическом режиме. Алгоритмы сети показывают весь подходящий для конкретного автомобиля ассортимент запчастей. «Мы долго разрабатывали логику, в этом и была наша концепция.

Мы берем портрет авто пользователя из соц.сети, допустим, Mazda 3 с двигателем 2.0. И этого достаточно, чтобы понять о ней все – ширину, системы работы двигателя и какие запчасти нужны.


Платформа подбирает для нее запчасти на основании 36 параметров, показывает, что человек может улучшить. Задача продавца – просто дать цену на деталь. Фото и описание и не нужны, самую сложную задачу мы за него решаем», – рассказывает Кулаковский.

Покупатель получает срез рынка. Видит, кто предлагает нужные запчасти и по какой цене, и может выбирать. А система рейтингов, которая учитывает активность пользователя, дополнительно мотивирует его что-то менять в автомобиле, принимать участие в соревнованиях. Соревнования в рамках сети бывают разные. Например, иногда пользователи выбирают лучшее авто среди машин одной марки или определенного цвета. Победители получают призы – конкретную качественную запчасть, которая гарантировано подойдет для их машины и явно ее улучшит. Салонам и продавцам интересно предоставить подарки, чтобы рассказать о себе целевой аудитории.

Рейтинг в TuneZone есть не только у пользователей, но и у автоклубов и продавцов. По словам предпринимателя, сложнее всего было разработать систему рейтингов для клубов, чтобы люди из разных клубов могли соревноваться между собой. Ведь у них автомобили разного класса, по-разному происходит тюнинг. «Мы разработали формулу, которая позволяет справедливо сравнивать и «феррари», и «ланосы», и самострои. Не только по цене автомобиля и его характеристикам, а и по тому, сколько души хозяина в него было вложено, какой результат получился. Сколько стоит автомобиль – не важно. В любом есть потенциал», – повторяет Кулаковский.
С чего все начиналось
Идея объединить на одной интернет-платформе людей, которые причастны к тюнингу автомобилей, пришла к Кулаковскому около года назад. Он решил кастомизировать свой автомобиль, но никак не мог найти подходящую деталь. Затем Кулаковский испытал проблемы с поиском компании для «покатушек», тестирования своего оттюнингованного автомобиля и увидел еще одну нишу, где не хватает технологического решения.

Все сложилось – автомобилисты и их проблемы, продавцы запчастей, которые делают большую ставку на сарафанное радио, нежели на технологии, автоклубы, которым нужна площадка для коммуникации, и товарищ Денис Арончик. Он загорелся идеей и присоединился к проекту как специалист по развитию бизнеса.

Кулаковский вспоминает, что на этапе создания TuneZone один бизнесмен сказал, что у них есть серьезная проблема: «Все успешные истории начинаются с того, что собираются два программиста. Вы оба не разработчики». И это действительно оказалось существенным препятствием на первых порах.

С момента появления идеи до MVP стартаперы сменили три команды программистов. Первые две были хороши в стандартных задачах, но разработка требовала сложных алгоритмов анализа данных (просчета параметров автомобилей и подбора запчастей, сложной системы рейтингов для разных автоклубов). Первые разработчики отказались сразу, вторые сделали «костыли», которые вычищаются до сих пор. «Проект выглядел так, будто я рисовал, а Денис программировал, – рассказывает Кулаковский. – Хотя я не дизайнер, а Денис не программист. Мы сожгли на разработку много денег и уже были на грани отчаяния, когда вышли наконец на достойных специалистов». Найти их удалось волей случая – об идее узнала знакомая основателей TuneZone. У нее была своя компания, занимающаяся разработкой ПО. Она и взяла на себя техническую часть.
Проверка боем
Разработка проекта началась весной 2016, а запустился он в июле. Для продвижения использовали сарафанное радио и сообщества в интернете. Тестирование работоспособности платформы показало настолько высокие результаты, что о TuneZone написало одно немецкое издание. У сети сразу появилась аудитория по всему миру – из США, Австралии, Казахстана, Беларуси. За два месяца с момента запуска у проекта уже было 3 000 пользователей. Из них около 40 в Украине и около 20 за ее пределами стали «первыми последователями» – на волонтерских началах помогают с добавлением контента на сайт, дают фидбеки о его работе и предлагают идеи для усовершенствования.

Первые запчасти в каталог TuneZone основатели проекта скачали с сайта вендора самостоятельно. Они банально понадобились для тестирования платформы. Но уже третья компания сама выслала каталог, хотя сайта еще не было, и предприниматели просто попросили эти данные у компании. Сейчас в каталоге есть более 400 000 запчастей. Зарубежные вендоры охотно откликаются на предложение добавить свой товар в TuneZone, а просят их об этом иногда и сами пользователи, которые активно участвуют в жизни сообщества. Причем на сайте сейчас нет англоязычной версии, она в разработке. В планах основателей она станет основной, пользователи ждут ее, а вендоры готовы к сотрудничеству даже без нее.

Кулаковский прикидывал бизнес-план для продукта, но, по его словам, в первые же недели план был перевыполнен. С этого момента партнеры поняли, что идея работает, и надо бежать дальше в этом направлении.

Основная команда проекта состоит из пяти человек. По словам Александра, многие попали в TuneZone, потому что изначально загорелись идеей. Не все даже обладали опытом тюнинга или были знакомы с автомобильной темой. «У нас есть SMM-менеджер. Она пришла к нам в команду, когда сама только сдала на права и совершенно не смыслила в машинах. Ей понравилась идея проекта и она сама начала разбираться с темой. Первые же статьи на тему тюнинга, которые она написала, были толковыми и подробными», – рассказывает Денис Арончик.
Бизнес-модель и продвижение
Как и с самого начала, в перспективе TuneZone планирует использовать два канала продвижения ресурса – сарафанное радио и социальные сети. Компания принципиально не платит деньги соцсетям, продвигается через тематические сообщества и благодаря рекомендациям существующих участников.

TuneZone монетизируется за счет комиссии с продажи запчастей, которую платят продавцы. По словам Александра Кулаковского, они и так готовы давать скидку тем, кто хотел бы продавать их товар. И если для дилеров они готовы делать скидку 5%, то TuneZone берет только 2%: «За три недели объем товарооборота продавцов (GMV) составил более $9 000 на ресурсе, который по факту был без дизайна и нормального UI».

В ближайшее время проект рассчитывает привлечь инвестиции на глобальное обновление. У пользователей появится возможность соревноваться в разных уголках Земли, у вендоров – добавлять запчасти в каталог самостоятельно через админ-панель, с командой, которая сняла тизер для TuneZone – делать видеообзоры тюнингованных автомобилей. «Пользователи из Австралии смогут соревноваться с пользователями из той же Украины или Польши в реальном времени, нажав на кнопку на мобильном устройстве, подключенном к автомобилю, мы сами ждем эту возможность, – рассказывает Денис Арончик. – Те, кто делает автомобили, смогут рассказать о своих инженерных решениях всем пользователям сети».

Предприниматели рассчитывают, что в привлечении инвестиций им на руку сыграет появление еще одной социальной сети – которую открыл Amazon с бывшими ведущими Top Gear. «Быть первыми на рынке сложно. Когда ты первый, приходишь и говоришь, что ничего подобного нет, инвесторы начинают думать, что, возможно, нет, потому что это не имеет смысла. А когда Amazon в аналогичную сеть $5 млн вложил – это сразу другое дело. Тем более что нам надо и не пять миллионов, а гораздо меньше».
Видео о компании
Узнайте больше о:
Центре развития технологических компаний: В поисках своего Цукерберга.

Программе обучения для резидентов Be tech. Client focus strategy: IT-аутсорс vs. свой продукт: что больше нужно Украине?

14.02.17 пройдет презентация программы Be Tech. Client focus strategy:
© 1999—2017 AIN.UA
[email protected]
Made on
Tilda