Игорь Снижко, CEO QROK: «Главная задача indoor-навигации в ритейле – создать продукт, интересный пользователю»

6026
1

Последним масштабным медиавсплеском от украинского стартапа QROK было получение в 2014 году $500 000 инвестиций и переход в австрийскую юрисдикцию под крыло консалтинга Deloitte. Об актуальных тенденциях и последних достижениях команды QROK на рынке indoor-позиционирования рассказывает CEO компании Игорь Снижко.

Игорь Снижко

Чем сегодня живет рынок indoor-позиционирования в мире и в Украине?

По всему миру этот рынок находится в активной стадии «первой волны». Фактически это единственная область в IT, которая сейчас не занята и не имеет четко выраженного технологического лидера. Украина пока несколько отстает, но мы прилагаем значительные усилия, чтобы на базе нашей страны заложить будущий ландшафт для этой технологичной и инвестиционно привлекательной сферы бизнеса.

Насколько удается привлечь внимание инвесторов к украинским проектам?

Одним из весомых факторов является участие QROK в InLocation Alliance (ILA), куда входят около 50 мировых компаний-лидеров в отрасли. В ноябре 2016 года QROK организовала и провела при поддержке ILA профильную конференцию Odessa Indoor Positioning Conference (OIPC), посвященную актуальным вопросам indoor-позиционирования. Большим достижением считаю то, что нам удалось привлечь к участию не только IT-специалистов совместно с представителями ведущих транспортных и медицинских компаний, но и ведущих международных аналитиков и экспертов, представителей венчурных вондов и инвесторов, которые традиционно относятся к Украине весьма настороженно. Актуальный срез проектов, созданных в Украине, продемонстрировала проведенная на мероприятии битва стартапов.

По ее итогам лучшие разработки получили награды от организаторов и привлекли внимание инвесторов. Главным призом стала возможность пройти двухдневный коучинг в главном офисе Deloitte в Австрии. Одесса в качестве базового города для OIPC была выбрана неслучайно – решения для морских судов и платформ уже заняли прочное место в нашем портфолио. Мы хотим, чтобы мероприятия подобного масштаба на наших просторах проводились как можно чаще, тогда и инвестиционный «лед» быстрее растает.

Какие технологии являются первоосновой для ваших систем?

Наиболее актуальны решения на базе технологий Bluetooth (BLE), RTLS, UWB, радарных систем, решений с использованием геомагнитных полей и, в отдельных случаях, элементов дополненной реальности. В любом месте — в аэропорте, больнице, на закрытых объектах в ритейле и музеях – такая система решает свою конкретную задачу. Хочу особо отметить вклад компании Deloitte, с которой мы сотрудничаем уже больше года. Все финальные решения QROK, которые сегодня применяются в различных областях, разработаны совместно с ними. В целом используемые нами технологии позволяют обеспечить точность позиционирования до 5-10 см. Разработка с нуля до полностью готового продукта в новой для нас отрасли, как правило, занимает от 2 до 6 месяцев, в основном, благодаря тому, что вся технологическая база сосредоточена внутри компании.

Почему не сложилось сотрудничество QROK с Google?

Из-за ограничений, действующих в некоторых странах, запуск indoor-навигации с использованием технологий Google, оказался практически неразрешимой задачей. В процессе поиска альтернативных решений мы начали продуктивно сотрудничать с компанией HERE Maps (ранее – Nokia Maps, Ovi Maps, прим. ред.). Одно из важных направлений, куда мы хотим двигаться, это использование indoor-навигации для беспилотных автомобилей. Как раз сейчас мы запускаем новый совместный проект по написанию кода для пилотирования таких авто в паркингах, закрытых помещениях, гаражах и т.п. В этом смысле сотрудничество с HERE очень перспективно, поскольку компания принадлежит консорциуму, в который входят известные немецкие автопроизводители Audi, BMW и Daimler. На базе картографии HERE они строят свои сервисы для навигации как снаружи, так и внутри помещений.

Какие основные международные достижения QROK можно выделить на текущий момент?

Недавно команда QROK в составе украинской делегации, при содействии Регистра судоходства Украины, представила решение для indoor-позиционирования на комитете Международной морской организации (IMO, cтруктурное подразделение ООН), посвященном безопасности членов экипажей морских платформ и коммерческого флота, а также членов экипажа и пассажиров круизных лайнеров. На комитете IMO была утверждена и принята к рассмотрению система IQ-ROK. Можно сказать, что этим проектом мы взяли высоту, которую до нас в Украине еще никто не брал.

В чем уникальность этой системы?

Внедрение IQ-ROK повышает безопасность судна в целом, позволяет усилить дисциплину, уменьшить травмоопасность для экипажа и пассажиров, если речь идет о пассажирском лайнере. Система призвана предотвратить большинство попыток несанкционированного проникновения на судно и, помимо решения проблем с осведомленностью и безопасностью членов экипажа, предоставляет всю необходимую информацию во время перехода судовладельцу. В состав IQ-ROK входит комплексная система indoor-навигации на судне, развитая экосистема личных датчиков, которые персонал носит на одежде, а также устройства, вмонтированные в браслет. Они отвечают за считывание температуры, отслеживание перемещений и ударов. Все компоненты связывает система аналитики, которая обрабатывает и сопоставляет данные с разных типов датчиков, и, делая вывод о возможном событии, выдает информацию в удобной пользователю форме.

Также IQ-ROK оповещает ответственных лиц на судне о произошедшем ЧП, например о падении за борт либо падении человека на судне. Что особенно важно, монтаж системы не предусматривает изменения корпуса судна. Это делает ее чрезвычайно гибкой для реализации на всех типах судов. Для пассажирского флота система IQ-ROK предлагает абсолютно новые горизонты по взаимодействию между персоналом, пассажирами и управляющими судном. Для пассажиров помимо безопасности это и удобство — все необходимое для комфортного пребывания на судне сосредоточено в одном браслете. Также система включает опцию поиска человека с тегом в открытом море, после обнаружения факта его выпадения за борт. Эта функция кардинально улучшит выживаемость людей после подобных эксцессов.

Помимо морских перевозок решения для каких сфер еще находятся в разработке у QROK?

Мы создали и уже успешно протестировали систему которая позволит кардинально улучшить осведомленность администрации аэропорта о ситуации в терминалах. Особенность этой разработки в ее универсальности – пассажирам нет необходимости надевать датчики, также не требуется устанавливать специальное приложение на смартфон. По сути, мы находим пассажиров в пространстве, не оперируя данными мобильных устройств, не используя BLE, Wi-Fi или любые другие подобные технологии. Система позволяет отслеживать пассажиропоток с точностью 90-95%. Решение оказалось востребованным, в конце марта мы начнем двухмесячное тестирование на реальном объекте. Подробности об этом проекте мы сможем открыть несколько позже.

Какую роль indoor-позиционирование играет в медицине?

Как оказалось, медицина — очень емкий рынок и мало компаний в мире смогли эффективно решить проблемы медучреждений, внедряя системы позиционирования. Мы же не только обеспечиваем позиционирование, но даем возможность использовать большое число показателей, которые передаются на медпосты в автоматическом режиме. Недавно QROK подписан контракт с компанией Into-Sana. Уже в этом году на базе их клиники мы развернем первую в Украине и одну из первых в мире систем по навигации и позиционированию. Система включает в себя разнообразные датчики, которые отслеживают состояние пациента. За счет нее мы решаем не только проблемы определения местонахождения людей на территории клиники: ряд решений позволяет спасать человеческие жизни и значительно сократить влияние человеческого фактора.

Помимо Into-Sana мы ведем переговоры с рядом других украинских клиник и западноевропейских клиник. По нашим расчетам в следующем году у нас будет портфель из 3 украинских и 2 западноевропейских контрактов по навигации и позиционированию в медицинских учреждениях. Кроме того, в рамках стратегического общения с Into-Sana мы подписали отдельный контракт по созданию другой системы, предназначенной для амбулаторных пациентов. Она будет развернута на базе поликлиники Into-Sana.

Из чего складывается система для больниц и какие основные проблемы она решает?

Система QM, построенная на базе технологий RTLS, состоит из взаимосвязанных датчиков отслеживания, мобильных тегов, браслетов с датчиками сбора информации с тела пациента, бейджей для отслеживания персонала и датчиков для мобильного оборудования, терминалов выдачи информации МЕДПОСТ, серверной части. Предусмотрена и возможность передачи данных в текущую медицинскую информационную систему компании.

Для пациента система QM решает проблему враждебности среды благодаря увеличению скорости передачи сигналов тревоги, постоянному отслеживанию его состояния и накоплению данных со всех датчиков для возможного анализа (BigData). Она позволяет обойти сложности планировки большинства больниц, осуществлять оперативный контроль персонала, вовремя реагировать на несчастные случаи и упрощает определение местонахождения и логистику медоборудования в локации больницы.

В чем состоит на сегодня основной challenge для вашей команды, каковы приоритеты развития? И когда решения indoor-позиционирования можно будет наблюдать в массовом виде в ритейле?

Первый успешный коммерческий проект на базе технологий QROK был реализован в ТРЦ «Сити-Центр» в Одессе. Решение, построенное на базе bluetooth-маяков iBeacon, позволяет магазинам рассылать покупателям уведомления, информировать о текущих акциях и прокладывать удобный маршрут до магазина. Опыт внедрения первых проектов и практика переговоров с владельцами украинских ТРЦ свидетельствуют о том, что массовое проникновение проектов indoor-навигации в ее классическом виде в ритейл вряд ли возможно в ближайшей перспективе. На базе этой технологии мы реализовали проект для музея Dornier – одного из крупнейших музеев Западной Европы. С другой стороны, широкий спектр доступных технологий позволяет QROK строить достаточно разноплановые и универсальные решения.

Главная задача для indoor-навигации в ритейле — создать продукт, интересный, в первую очередь, пользователю, а не владельцу бизнеса. Просто рассылать пуш-уведомления либо собирать статистику уже не актуально. Поскольку у нас в арсенале уже есть финальные решения для медицины, музеев, аэропортов, совместно с нашими партнерами, компанией Arricano, Ассоциацией ритейла Украины мы находимся в активном поиске такого решения и для ритейла. В этой области мы готовы к экспериментам, готовы инвестировать время и технические знания для создания действительно знакового продукта. Нам интересно найти партнеров, которые, используя наши технологии, смогут создать интересное «коробочное» решение, которое можно было бы затем распространять в широких масштабах.

Оставить комментарий

Комментарии | 1

  • «Главная задача indoor-навигации в ритейле – создать продукт, интересный пользователю» — ??? А в каком БИЗНЕСЕ.. интересно работает продукт, который не интересен пользователю?

Поиск