Поможет ли собственный
чат-бот в хозяйстве
и как его создать
Материал подготовлен при поддержке «Майкрософт Украина»
Боты массово появились только в 2016 году, и за первые полгода существования их уже насчитывалось более 34 000, что в разы больше, чем приложений за аналогичный период. Боты просты в создании (что важно для разработчиков), не требуют отдельной установки и места в памяти устройства (что важно для пользователей), поддерживаются большим количеством популярных мессенджеров – Facebook, Skype, Telegram и другими (что важно для бизнеса). На рынке есть инструменты разработки, которые позволяют писать код сразу для многих мессенджеров и разные платформы. Редакция AIN.UA разбирается, что собой представляет такое явление, как боты, и надо ли вам срочно делать своего.
Почему сейчас?
Работа чат-бота состоит из двух аспектов, каждый из которых работает сам по себе: NLP (natural language processing – обработка естественного языка) и ASR (automatiс speech recognition, то есть автоматическое распознавание речи).

ASR превращает то, что мы говорим, в текст, хотя для ботов это не основной интерфейс взаимодействия. NLP вычленяет из обычного текста ключевые слова и превращает речь в машинный объект, как если бы вы вносили данные в специальную форму на сайте, только вам этого делать не надо, что упрощает и ускоряет процесс. Затем NLP еще и дает ответ человеку в понятном для него виде.

В обоих направлениях произошел большой прорыв за последние годы, а еще технологические гиганты открыли свои API для создания ботов для разработчиков и во всех крупнейших мессенджерах появилась поддержка такой сущности, как бот. Именно поэтому мы наблюдаем бум чат-ботов начиная с 2016 года.
Каким должен быть чат-бот?
Главное правило – чат-бот не должен быть мастером на все руки. У него должна быть конкретная задача, с которой он должен справляться блестяще. В идеале – лучше или быстрее человека, но как минимум не хуже его. Бот необязательно должен быть наделен искусственным интеллектом или способностью к машинному обучению – самые простые боты автоматизируют рутинные действия, и для этого лишний ум им ни к чему.
Что касается способа взаимодействия с пользователем, то наиболее предпочтительными для людей являются элементы UI – кнопочки, сердечки, лайки, эмодзи. Для примера – так работает чат-бот авиаперевозчика KLM в Messenger, который ищет достопримечательности и объекты инфраструктуры поблизости. Ему отправляется эмодзи – например, с коктейлем, бургером, почтой – а он в ответ в чате присылает адреса соответствующих мест поблизости.
Вторым по предпочтительности является текст. Например, текстовый интерфейс использует бот «ПриватБанка» для перевода денег через Telegram.

Голос является наименее предпочтительным способом взаимодействия с ботом. Люди пока не готовы общаться со своими устройствами, и это нужно учитывать.
Виды ботов
Это условное разделение, так как официальной классификации пока нет.
Бот-автоматизатор
Выполняет за пользователя несколько рутинных действий в автоматическом режиме, чем экономит ему время. Полезен для таких задач, как отслеживание посылок или расписания транспорта, заказ такси, автоматическая отправка писем по результатам событий в CRM.
Бот-помощник
Бот-помощник умеет распознавать запросы от клиентов и давать на них ответы, не вовлекая человека в процесс. Если упирается в потолок своих знаний, переключает клиента на менеджера. Менеджер в свою очередь получает полную историю обращения – с озвученными клиентом персональными данными, вопросом, историей общения. Такой бот «разгружает» менеджеров, избавляя от рутины. Самообучаем, поэтому со временем может закрывать все больше сложных задач. Может использоваться, например, службами поддержки для ответа на самые популярные запросы.
Встроенный бот
Бот с элементами ИИ, ему можно «скормить» большой объем Q&A, в котором он будет искать информацию лучше и быстрее человека. Полезен там, где нужно ориентироваться в огромных объемах данных, например, в документах страховых или юридических фирм.
Бот, который помогает оформить заказ
Этот бот может отыскать нужный товар и оформить заказ через интерфейс мессенджера быстрее, чем это можно было бы сделать через сайт. Экономит время пользователя за счет того, что выполняет максимальное количество задач через интерфейс чата, и перебрасывает в браузер для завершения оформления заказа (авторизации или оплаты) автоматически, избавляя от необходимости что-то искать вручную. Полезен сервисам бронирования жилья, билетов и т.д.
Бот-собиратель лидов
Собирает данные о клиентах, заинтересованных в заказе, уточняет у них персональные данные и информацию об интересующем товаре/услуге. Также бережет менеджеров компании от рутинной работы. Полезен везде, где нужно собирать достаточно однотипные данные о пользователях.
Бот-автоматизатор
Выполняет за пользователя несколько рутинных действий в автоматическом режиме, чем экономит ему время. Полезен для таких задач, как отслеживание посылок или расписания транспорта, заказ такси, автоматическая отправка писем по результатам событий в CRM.
Бот-помощник
Бот-помощник умеет распознавать запросы от клиентов и давать на них ответы, не вовлекая человека в процесс. Если упирается в потолок своих знаний, переключает клиента на менеджера. Менеджер в свою очередь получает полную историю обращения – с озвученными клиентом персональными данными, вопросом, историей общения. Такой бот «разгружает» менеджеров, избавляя от рутины. Самообучаем, поэтому со временем может закрывать все больше сложных задач. Может использоваться, например, службами поддержки для ответа на самые популярные запросы.
Встроенный бот
Бот с элементами ИИ, ему можно «скормить» большой объем Q&A, в котором он будет искать информацию лучше и быстрее человека. Полезен там, где нужно ориентироваться в огромных объемах данных, например, в документах страховых или юридических фирм.
Бот, который помогает оформить заказ
Этот бот может отыскать нужный товар и оформить заказ через интерфейс мессенджера быстрее, чем это можно было бы сделать через сайт. Экономит время пользователя за счет того, что выполняет максимальное количество задач через интерфейс чата, и перебрасывает в браузер для завершения оформления заказа (авторизации или оплаты) автоматически, избавляя от необходимости что-то искать вручную. Полезен сервисам бронирования жилья, билетов и т.д.
Бот-собиратель лидов
Собирает данные о клиентах, заинтересованных в заказе, уточняет у них персональные данные и информацию об интересующем товаре/услуге. Также бережет менеджеров компании от рутинной работы. Полезен везде, где нужно собирать достаточно однотипные данные о пользователях.
Украинские боты, воспользоваться которыми
можно уже сейчас
Paypbbot — бот «ПриватБанка» для перевода денег в Telegram.

«Мои платежи» — бот для оплаты коммунальных услуг через Приватбанк в Facebook.

Зоряна — бот «Киевстар» в Facebook, который консультирует в вопросах связи и помогает определиться с тарифами и услугами.

Donor.ua — мультиплатформенный бот, который консультирует в вопросах сдачи крови.

Whereisnpbot — неофициальный Telegram-бот, который отображает местоположение посылки «Нова Пошта».

QTrackerBot — Telegram-бот, который отслеживает посылки «Укрпочты», «Нова Пошта», «Деливери», «Мист-Экспресс».

Paralegalbot — юридический бот-регистратор компаний.

iGovBot — телеграм-бот, который ищет на портале госуслуг iGov информацию о компаниях по названию, коду ОКПО или имени директора и уведомляет об изменениях в тех компаниях, на которые подписан пользователь.

OpenDataBot — мультиплатформенный бот, который мониторит регистрационные данные украинских компаний и судебного реестра.

Золотые правила «поведения» бота:


  • Чем меньше действий бот требует от пользователя, тем лучше. Польза от бота в том, что он выполняет лишние шаги за пользователя, а не заставляет его делать больше. Поэтому стоит максимально автоматизировать действия и привязывать сообщения к контексту.
  • Чем меньше сообщений поступает от бота – тем лучше. Пользователю нужно давать контекст для дальнейших действий, при этом объем информации по возможности не должен заставлять пользователя искать объяснения где-то выше в переписке.
  • Чем активнее бот предугадывает потребности пользователя, тем лучше. Например, если пользователь планирует найти гостиницу в другом городе, боту стоит быть проактивным и предложить лучшие варианты по соотношению цена/рейтинг и т.д. Если пользователь совершил ошибку в действиях – рассказать ему о ней, если пользователь прервал действие – подсказать, какими могут быть его дальнейшие шаги.
Кому нужны эти боты?
Издание Venture Beat провело исследование среди своих читателей на тему того, что бы они предпочли использовать для решения своих задач. Результат исследования был следующим:

  • 60% предпочли бы использовать приложения;
  • 23% предпочли бы использовать веб-сайт;
  • 17% склонились к чат-ботам.
Конечно, надо понимать, что аудитория издания технически подкована и морально готова к новейшим технологиям. Но не стоит забывать и о том, что ботам от силы год, а они уже собрали предпочтения шестой части аудитории ресурса.

Кроме того, есть глобальное исследование предпочтений аудитории в разном возрасте, которое выяснило, что 50% людей в возрасте от 18 до 55 лет уже хотя бы раз использовали бота, и 15% делает это регулярно.

Таким образом говорить о том, что боты востребованы, уже пора.

Когда чат-бот нужен, а когда лучше обойтись сайтом или приложением?
Полезен

  1. Есть огромное количество информации, по которой поступают вопросы от клиентов.
  2. Есть типичные рутинные задачи, которые можно решить в несколько кликов, и они легко поддаются автоматизации.
  3. Есть необходимость собирать данные о клиентах – их имена, контакты, заинтересованность в продукте – и передавать сотруднику компании уже в виде лидов.
Не полезен

  1. Есть сложная система фильтров и настроек.
  2. Есть потребность в монетизации.
  3. Есть слишком много разнообразных сценариев использования продукта, с которыми один бот не справится.
Как сделать своего бота и сколько времени это займет?
Для какой платформы лучше делать бота?

Один из трендов нашего времени – это омниканальность, бизнесу стоит стремиться туда, где находится его пользователь. Проблема в том, что в зависимости от региона популярность платформ сильно отличается. Так, в нашей стране есть огромная аудитория у Viber и Whatsapp, неплохо чувствует себя Messenger и растет Telegram. В Азии процветают WeChat, Line, в Европе – Whatsapp, в США – Messenger и так далее. В результате перед бизнесом возникает вопрос – для какой платформы создавать ботов в первую очередь. Если бизнес локальный, можно ориентироваться на популярные в регионе платформы. Если глобальный – охватывать сразу все.
Сколько времени займет создание?

Боты не могут существовать самостоятельно – только в связке с сайтом или приложением, на котором он берет информацию. Бот сервисов бронирования привязан к базе данных этого сервиса. Бот такси – к базе данных службы такси.

Если такой ресурс уже есть, то на создание бота нужно времени около недели, если речь идет об использовании готовой платформы по созданию бота. Если речь идет о самых простых ботах, для которых не нужны даже навыки программирования, то цена вопроса – несколько часов жизни. Если речь идет о самостоятельной разработке с нуля, то тут скорость предугадать сложно.

Как сделать бота своими руками?

Создание чат-бот состоит из двух элементов:

  1. Фреймворка, который дает возможность описать, как будет происходить взаимодействие пользователя с чат-ботом, по сути, UX Flow.
  2. Программирование бота. Тут могут быть различные варианты – от создания бота по принципу drag and drop, когда даже не нужно уметь программировать (но такие боты будут очень примитивны) до полностью самостоятельного написания кода и использованием хардкорных native-библиотек для Java и Python, которые позволяют создавать сложнейших ботов для любых задач, грубо говоря, без «потолка» возможностей. Между ними стоят готовые фреймворки от технологических гигантов. На этапе выбора среды для создания бота важно учитывать, под какие платформы он будет создаваться. Но, например, Microsoft Bot Framework позволяет писать единый код для всех каналов коммуникации, будь то Slack, Messenger, Telegram, почта, SMS, и под разные платформы (Mac, iOS, Android). В нем создается одна ветка кода, которая умеет взаимодействовать со всеми каналами.
Узнать больше о том, почему боты стали популярными в последнее время и как самому с нуля создать бота в Skype можно на вебинаре Technical Discussions: Зачем нужны боты и как создать своего бота в Skype, который пройдет 22 марта с 10:30 до 12:00.
© 1999—2017 AIN.UA
[email protected]
Made on
Tilda