Знакомый призрак в новых доспехах: обзор римейка культового киберпанк-аниме

12779
4

Как-то братья Вачовски пришли к продюсеру Джоэлю Сильверу с кассетой аниме «Призрак в доспехах» и сказали: «Мы хотим снять такое в реальности, с реальными актерами». Это было началом «Матрицы». Мерцающие зеленые символы на черном компьютерном экране, подключение мозга к виртуальной реальности, спецагенты в черных очках и плащах — то же, что и в «Призраке».

А несколько лет назад с британским режиссером Рупертом Сандерсом связался фанат «Призрака» Стивен Спилберг и предложил снять эту историю в реальности, с реальными актерами. Это было началом римейка, который в эти дни выходит на экраны по всему миру. Редакция AIN.UA побывала на пресс-показе «Призрака» в «Планете Кино», чтобы сравнить фильм с оригиналом, культовым среди фанатов киберпанка по всему миру. Хотя называть аниме 1995 года оригиналом не совсем верно — оно снято по более раннему комиксу-манге.

Жанр киберпанка возник в 80-х годах прошлого столетия. В то же десятилетие Apple работала над первым массовым ПК, а Тим Бернерс-Ли обдумывал идею всемирной сети. Проще всего описать киберпанк можно как high tech, low life: мир захватили корпорации зла, поэтому живется в нем плохо, зато технологии — на невиданной высоте. Роман «Нейромант» отца киберпанка Уильяма Гибсона начинается с того, что главный герой-хакер прозябает в трущобах мегаполиса, страдая вне доступа к виртуальной реальности, скучая по ее «ярким логическим решеткам, развертывающимся в бесцветной пустоте». Кстати, эта реальность в романе называется матрицей.

Подобный мир может быть заселен высокоразвитыми роботами с искусственным разумом, людьми, что пытаются угнаться за ними, улучшая себя с помощью электронных имплантантов, корпорациями, которые производят первых и наживаются на вторых. И еще хакерами, которые ломают систему. Все это создает питательную среду для процветания любимых тем научной фантастики: «Может ли искусственный разум обладать личностью?», «Если ты ставишь себе киберимплантанты, ты — уже робот или еще человек?», «Если твое сознание перенесут в тело робота, останешься ли ты человеком?» и наконец, «Что делает человека человеком?».

Добавим сюда угрюмую атмосферу мегаполиса, где на недостижимой высоте сияет неоновая реклама и голограммы, а внизу, под ногами прохожих, в черных лужах плещется мусор — буквальная метафора для high tech, low life. Герои «Призрака» 1995 года живут как раз в таком мире. В подобном мире обитает и «Призрак», созданный 22 года спустя.

Чем фильм похож на аниме

Прежде всего, идеей.

Название аниме (и фильма) Ghost in the Shell — отсылка к понятию ghost in the machine, которое впервые возникло в книге Гильберта Райла «Понятие сознания» 1949 года. В ней философ спорил с устаревшим утверждением о том, что сознание, «душа», как сущность из ментального мира, управляет телом-объектом мира физического. Вера в такого «духа в машине», по мнению Райла, подобна вере в то, что паровоз движется благодаря спрятанным внутри лошадям. На самом же деле, тело и сознание неразрывно связаны. В 60-х понятие ghost in the machine взял для заглавия книги другой философ, Артур Кестлер.

Моду основывать фильмы на философских трудах переняли братья Вачовски: во время съемок «Матрицы» актерам вручили по экземпляру работы философа Жана Бодрийяра о симулякрах — знаках, потерявших обозначаемое. Пример симулякра показывают в самом начале «Матрицы»: книга Бодрийяра на самом деле не книга, а шкатулка, в которой Нео прячет дискету и пистолет. Такой подход привел к тому, что до сегодня в интернете не утихают споры о том, что такое «Матрица». Есть и новейшие примеры: популярный сериал «Мир Дикого Запада» буквально цитирует философию бикамерального сознания из книги Джулиана Джейнса 1976 года «Происхождение сознания в процессе краха бикамерального разума».

Возвращаясь к «Призраку»: идея зарождения сознания (ghost) в высокоразвитом, пусть и искусственном теле (shell) — центральная как для версии 1995 года, так и для фильма 2017 года. Собственно, фильм начинается с популярного объяснения для тех, кто аниме не смотрел: «призрак» — это самосознание, а «доспехи» — его физический носитель.

Для sci-fi и массовой культуры — это, конечно, не новая тема. Роботы наделяются личностью и душой в рассказах Азимова и в «Звездных войнах», в компьютерных играх и мультфильмах Pixar. Какие ощущения, кроме умиления, может вызвать робот-мусорщик из Wall-e? Какие ощущения, кроме сочувствия, может вызвать видео Boston Dynamics, где сотрудник компании пинает беззащитного робота?

Главная героиня «Призрака», майор Мотоко Кусанаги (ее в 2017 году сыграла Скарлетт Йохансон), хоть и является почти полностью роботом, вряд ли позволит кому-то себя пинать. Она — лучший агент спецподразделения «9 отдел» и занимается борьбой с кибертерроризмом (все происходит в высокотехнологическом 2029 году, так что это, можно сказать, основной вид терроризма). Сюжетом в оригинале 1995 года и римейке 2017 года движет одна идея: пытаясь поймать хакера-террориста, майор задумывается о собственной сущности.

«Что, если кибермозг мог бы создать собственный «призрак», душу? В чем тогда заключалась бы сущность человека?», — спрашивает героиня фильма 1995 года. И получает ответ от хакера, которого преследует: океан информации способен рождать новые формы жизни, которые могут либо стать новым витком эволюции человека, либо оборвать ее. Одна из красивейших сцен аниме: робот, расстреливающий эволюционное дерево гоминид в музее (кстати, в киноверсию эта сцена не вошла, а вот идею об эволюции киборгов сохранили).

В фильме 2017 года героиня Скарлетт Йохансон также пытается понять, человек она или нет и что вообще значит — быть человеком: иметь человеческое тело, воспоминания, переживания, опыт? Все усложняется тем, что в мире аниме и фильма хакеры умеют подсаживать воспоминания в мозг человека или киборга, создавая фальшивые личности.

Актриса в одном интервью рассказывала, как сложно было передать двойственность героини: с одной стороны передавая скованные, почти механические движения киборга, с другой — живые переживания человека. В аниме этот намек тоньше: майор практически никогда не мигает, хоть это сложно заметить с первого раза.

Кроме основных перипетий сюжета, в фильме 2017 года почти идеально воссозданы многие сцены и мотивы из аниме, как и атмосфера города будущего. Скрупулезность этой работы хорошо показана в видеоподборке-сравнении от IGN:

«Существует прекрасная симметрия между «Бегущим по лезвию бритвы», «Призраком в доспехах» и «Матрицей», — говорил режиссер фильма Руперт Сандерс в одном из интервью. Некоторые сцены нового «Призрака» на самом деле напоминают классический фильм Ридли Скотта, герои которого — андроиды, наделенные сознанием и человечные (к «Бегущему по лезвию» сняли продолжение, оно тоже выходит в этом году). Некоторые сцены продлевают эту симметрию и на другие фильмы: в «Призраке» робот-гейша сбоит, переливая через край саке, в «Мире Дикого Запада» робот-андроид сбоит, переливая вино.

Чем фильм на аниме не похож

Среди множества не очень значительных различий и отступлений выделяется одно важное: философия фильма — проще. В аниме 1995 года главная героиня разражается глубокомысленными монологами, ссылается на «Библию» и философские труды, в фильме 2017 этого нет, и сюжет более линейный (спойлер) фактически, вся развязка сводится к злым корпорациям и их бесчеловечным экспериментам над людьми. Если название фильма покажется зрителю странным — его доступно объяснят в самом начале.

Даже если всматриваться в детали, намного проще подобрать список схожих мелочей, чем отступлений от канона. Героиню фильма 2017, кстати, зовут по-другому, но объяснять, почему так вышло, мы не будем, чтобы не спойлерить.

Если в начале фильма можно сомневаться в том, что режиссеру удалось уловить «душу» старого «Призрака» в доспехи нового фильма, под конец эти сомнения развеиваются. На финальных титрах включается старый узнаваемый саундтрек «Призрака» и зритель проникается ностальгией.

Стоило ли переснимать старую историю, ведь проблемы 20-летней давности вряд ли актуальны сейчас? На вопрос отвечает Илон Маск: как раз перед премьерой фильма стало известно, что предприниматель запустил компанию Neuralink, которая попробует соединить человеческий мозг с компьютером. По его мнению, если искусственно не усиливать человеческий мозг, совсем скоро человечество проиграет роботам по уровню интеллекта, и единственный выход — симбиоз с ИИ. Маск считает, что нас уже сейчас можно считать киборгами, если учитывать цифровую личность, возможности социальных сетей, компьютеров и смартфонов.

Подытожим: если вы — фанат олдскульного киберпанка, стоит посмотреть этот фильм. Если вы устали от разжевывания темы «мечтают ли андроиды об электроовцах» — не стоит. Если вы — робот, обязательно посмотрите. Увидев, какие красивые фильмы снимают о вас люди, вы, возможно, передумаете нас порабощать.

10 фактов о «Призраке в доспехах», которые не поместились в рецензию:

  • Узнаваемый трек из аниме 1995 года авторства композитора Кэндзи Каваи — это микс слов на древнеяпонском и мотивов из болгарской народной музыки.
  • Бассет-хаунды появляются как в аниме 1995 года, так и в фильме 2017 года. Они ничего собой не символизируют, просто режиссеру нравятся эти собаки.
  • Знаменитый японский режиссер и актер Такеши Китано, который в фильме играет главу «9 отдела», отказался говорить на английском во время съемок, сославшись на слабое знание языка, так что режиссер общался на английском, а актер — на японском.
  • В Екатеринбурге к премьере «Призрака в доспехах» некоторые вывески на домах и остановках заменили на капчу.
  • Кастинг для «Призрака» вызвал волну возмущения в социальных сетях по поводу того, что героев фильма о Японии играют европеоидные актеры. Петиция под названием: DreamWorks: Stop Whitewashing Asian Characters! набрала более 100 000 голосов. Всю историю конфликта можно гуглить по словосочетанию «whitewashing ghost in the shell». Режиссер оригинального аниме Мамору Осии не разделяет этого возмущения. В комментарии IGN он заявлял: «В чем проблема с подбором ее (Скарлетт Йохансон — ред.) на эту роль? Майор — киборг, и ее физическая форма — полностью произвольна. Ее имя и текущее тело — не ее настоящее имя и тело, так что нет причины говорить, что Майора должна играть азиатская актриса».
  • Изумительные роботы-гейши из фильма этого года — не спецэффект, а полноразмерные модели. Некоторые их части напечатаны на 3D-принтере.

  • Сцена с дайвингом, когда Майор в ластах погружается на дно океана, есть и в аниме, и в новом фильме. Однако в фильме героиня плавает не в пустоте, а среди медуз. По иронии, в этой сцене бессмертного киборга окружают живые существа Земли, один из видов которых — Turritopsis dohrnii — считается бессмертным.
  • В комиксе-манге главная героиня выглядела так:
  • В фильме 2017 года напарника главной героини, агента Бато играет актер, сыгравший Эурона Грейджоя из «Игры престолов» — погоня за хакером оказалась важнее битвы за Железный трон.
  • Фильм о японском городе будущего снимался преимущественно в Новой Зеландии.
Оставить комментарий

Комментарии | 4

  • >майор Мотоко Кусанаги (ее в 2017 году сыграла Скарлетт Йохансон)
    И уже все понятно.
    «Майора должна играть азиатская актриса» — дебил штоле? Целый ряд «неазиатских» актрис, включая Еву Грин, идеально попадающих в созданный им же, м-ком, типаж. Но кретинам захотелось побыть не такими как все, и «адавайтепоэкспериментируем. сделаем шоколадку из говна, например».
    В общем, как фанбой GITS посмотрю, конечно, но что получилось, и так понятно.

  • Не люблю аниме, хоть убейте… Но фильм хочу посмотреть. http://kino-hd720.net/load/prizrak_v_dospehah_film_2017/2-1-0-1413 Ну и распиарили его, конечно… На всех афишах, сайтах, билбордах…

  • Пересмотрел всё аниме Призрак в Доспехах, начинал даже мангу читать, поэтому все сцены, которые были перенесены — узнал с лёгкостью. Мне понравился каст, однако есть очень важный вопрос к тем, кто снял этот фильм — ЗАЧЕМ? Слабо раскрыты характеры второстепенных персонажей, главную проблему свели к штампу «кто я? твою мать, да у меня есть мать! грустненько как-то». Диалоги как будто заказывали на сайтах фриланса айтишников. Это не камень в огород, просто очень клишейные, топорные диалоги. Мне очень понравилась картинка, атмосфера, «работающие» кадры, перенесённые из аниме, но этот фильм — не Призрак в Доспехах. Это своя, отдельная история, которая выехала за счёт славы произведения-источника. После концовки мне уже не интересно знать что же будет дальше, потому что всё уже раскрыто, и не самым лучшим образом. Режиссёры оперировали не образами и героями, а прямо в лоб говорили что происходит. Поэтому мне японские произведения нравятся больше, чем зарубежные — в них очень глубоко раскрывается психология взаимодействия людей, роботов, каких-то невообразимых существ. По факту мы имеем средней руки боевичок с отличным визуальным рядом. На один разок сойдёт. Но мне понравилось. Я мазохист, да

  • Смотрел этот фильм — отличный. Хорошо описанная статья. Из последних что мне понравились, могу поррекомедовать: https://film-serial.club/19-ono-it-2017.html

Поиск