Как в одиночку делать международный стрит-бренд в Украине — фоторепортаж из мастерской GUD Bags

12359
1

Киевлянин Игорь Гудзь с 2012 года развивает бренд рюкзаков GUD Bags, пытаясь построить из него международную стрит-фешн компанию. Раньше его продукция продавалась преимущественно в Украине и странах СНГ, но недавно вышла за рамки Восточной Европы. В 2016 году украинские рюкзаки, ориентированные на людей с активной жизненной позицией, появились в продаже в США — и сразу на Манхеттене, в популярном стрит-фешн магазине Reed Space. Правда, вскоре магазин закрылся на перезапуск, которого пока не случилось. Но Гудзь уже сунул ногу в дверной проем американского рынка — недавно GUD Bags вышел на Amazon.

Фото: Ольга Закревская

По мнению Гудзя, американские потребители заинтересовались украинскими рюкзаками благодаря соцсетям и амбассадорам бренда, среди которых немало людей, популярных в соцсетях. Среди них Гари Вайнерчук, который живет в Штатах.

Также известные в СНГ фотографы Сергей Сараханов и Виталий Юрасов, архитектор Слава Балбек, ведущий и путешественник Дмитрий Комаров.

История GUD Bags началась еще в 2012 году — 1 мая GUD Bags отметит пятилетие. Команда AIN.UA побывала в мастерской бренда и узнала, как он развивался и чего добился Игорь Гудзь за эти пять лет.

Краткая предыстория: из рекламы в стрит-фешн

У Гудзя экономическое образование, заканчивал Киево-Могилянскую Академию. Говорит, что всегда хотел заниматься своим делом. Но в начале 2000-х в Украине в преддверии выхода одноименного фильма стала популярной книга Фредерика Бегбедера «99 франков». Игорь тогда учился на третьем курсе и проникся рекламной романтикой. «Мне захотелось работать в рекламе. В 2004 году я устроился в McCann Eriksson, где работал с большими клентами: Nestle, Loreal и т.п.», — рассказал он. В рекламе Игорь проработал семь лет, в таких компаниях, как Media Direction, ZenithOptimedia, McCann, MTV Ukraine.

Но желание создать свой бизнес оставалось в приоритете, и в 2008 году Гудзь создал streetwear-марку Eye Candy — футболки и худи с принтами. «Это было очень наивно и весело — тогда в Украине этого почти никто не делал, а в Америке уже были огромные бренды в этой сфере типа Threadless или Johnny Cupcakes, и я брал пример с них. Это был хороший опыт», — вспоминает Гудзь.

Продавались изделия Eye Candy в популярном магазине Toshoshop в Киеве. «У нас отсутствовал ритейл — все продавалось через один-два магазина и онлайн. А через год все начали продавать футболки, худи с принтами, и мне стало неинтересно. Я захотел делать более сложный продукт», — пояснил Гудзь.

Здесь и далее фото: Ольга Закревская

На вопрос, почему рюкзаки, Игорь ответил так: «Я всегда занимался спортом, рано начал работать, много учился и всегда был с рюкзаком. В нем еда, бассейн, сменка, книги, конспекты… И в общем, я понимаю в рюкзаках».

Он пришел в ателье, в котором однажды что-то подшивал и сказал, что хочет шить рюкзаки. Женщина, с которой он разговаривал, восприняла его амбиции не без иронии, но посоветовала подругу, у которой было подходящее для такой работы оборудование. «Она жила в 25 км от Киева… Замечательная женщина. Она сделала мне самый первый образец и отшивала потом первые тиражи», — рассказал Игорь.

В продажу GUD Bags зашли через тот же Toshoshop, основатель которого Артем Костоваров поверил в новое начинание Игоря. Параллельно рюкзаки продавались через сайт. «Первую версию сайта, который у нас был два года, я сделал своими руками. Я не программист, я купил ноутбук, научился кодить и сам написал на одной из платформ простенький сайт», — рассказал он.

Дальше было самое сложное — продвижение и популяризация бренда, выстраивание отношений с рынком. «Я писал изданиям, просил, чтобы о нас написали, писал площадкам, которые могут нас продавать, ходил на встречи. Мне отказывали, говорили, приходите позже, но я возвращался снова и снова. Когда люди видят такой напор, им становится интересно, что из этого получится», — рассказал Гудзь. С 2012 по 2015 год про GUD написали «Фокус», Esquire, The Village, Men’s Health.

Я self-starter и люблю свободу. Я консультируюсь с людьми, мнение которых уважаю, но решения принимаю сам. Мне нравится эта ответственность. Я свой самый большой фан и играю по своим правилам. Только так можно развиваться.

В старт вложил около $5000 собственных денег, которые заработал за семь лет работы в рекламе. Скромного капитала хватило на столь же скромный старт. «Я не делал больших тиражей и не прыгал в неизвестность. Делал небольшую партию на 5-10 изделий и смотрел, какая будет реакция», — пояснил Гудзь.

По его словам, коммерчески окупаемым и самофинансируем проект получился в первый же год. «Поначалу я продолжал работать и параллельно развивал бренд. Потом перешел на фултайм — стало понятно, что если этого не сделать, проект так и останется хобби. GUD — это то, чем я зарабатываю на жизнь, то что мне приносит удовольствие и как я реализуюсь», — утверждает основатель.

B2B

Помимо розничных продаж в GUD начали поступать корпоративные заказы. Компания сделала партию рюкзаков для IT-компаний ABBY Украина, Lohika и Astound, телеканала «Интер», участвовал в тендерах для «Новой почты» и Ciklum, но не выиграла по цене. «Первые корпоративные заказы к нам пришли органически — мы их не искали. Получается, когда компании нужен был качественный мерч, нас рекомендовали их сотрудники, которые являются нашими клиентами», — утверждает Гудзь.

Например, компания ABBYY Ukraine выбрала рюкзаки GUD в качестве новогодних подарков партнерам по всей Восточной Европе в конце 2014 года. Партия составила 60 экземпляров. «Нас поразила практичность, качество и дизайн продукции. Партнеры были очень довольны и до сих пор многие из них пользуются продукцией в повседневной жизни, что говорит о высоком качестве и выносливости материалов», — рассказал руководитель отдела Desktop Products Sales ABBYY Ukraine Дмитрий Голивец.

По его словам, партнеры так хвалили подарок, что Дмитрий купил один рюкзак для себя лично: «Использую его регулярно для путешествий за границу».

Для корпоративных клиентов GUD может кастомизировать свои модели — сделать рюкзаки в корпоративных цветах или вышить лого. Последний вариант для новогодних подарков сотрудникам в 2015 году выбрала компания Lohika — на рюкзаки были нашиты логотипы компании, которые, впрочем, изменились после ребрендинга в 2016 году. «Мы искали высокое качество, хорошие материалы и интересную концепцию. Когда узнали, что все эти характеристики сочетает в себе украинская марка, решили поддержать украинского производителя, и ни разу не пожалели», — комментирует Катерина Шевцова, PR-специалист Lohika.

Также компания может разработать продукт под запросы заказчика. Так для украинской компании-производителя охранных беспроводных систем Ajax Systems делают презентационные бизнес-кейсы для международных представителей компании.

Поскольку они пока в разработке, протестировать их заказчик еще не успел. По словам директора по маркетингу Ajax Systems Валентина Гриценко, объем заказа составит от нескольких десятков до сотен демо-сумок. Он также пояснил, что подрядчики GUD Bags выбрали за близость по духу: «Мы оба фанаты своего дела. Их стиль (techwear) также близок нам по образу. В работе оперативные, умеют слушать и пропускать через себя видение клиента».

Были у GUD и корпоративные заказы от американских клиентов, но с ними сложнее. «Нужно лететь — встречаться с клиентом, чтобы лучше понять требования», — пояснил Игорь.

Международный бренд из Украины

Рюкзаки GUD шьют в Украине, но не из украинских материалов. Причем, за пять лет Гудзь несколько раз менял поставщиков.

«Мы стали использовать материалы качественнее и дороже. Когда приходили жалобы от клиентов, что где-то что-то порвалось или сломалось, мы понимали, что некоторые материалы нужно менять. Сегодня используем то же, что и американские бренды: ткани из США, Кореи, Британии, фурнитура итальянская, польские и японские молнии. Украины тут практически нет», — говорит Игорь.

По его словам, доля материалов украинского производства — около 10%. Большинство из того, что производится в Украине, не подходит GUD по качеству. «Даже нитки мы закупаем из Германии», — говорит Гудзь.

Также значительно изменилась сложность изделий — в рюкзаках и сумках появились специальные отсеки для различного вида снаряжения и оборудования, дополнительные крепежные и функциональные элементы.

«Соответственно растет цена. Наша аудитория — люди 25-35 лет, которые реализовали себя. Это люди творческих профессий. Среди наших покупателей очень много сотрудников IT-компаний, поэтому в каждом рюкзаке есть отсек для ноутбука», — говорит Игорь.

Все рюкзаки погодозащитные. Швы в них не запаяны, поэтому если опустить рюкзак в реку, он промокнет. Но прошлогодний Atlas Weekend, который запомнился яростными ливнями, рюкзаки Гудзя, по отзывам клиента, пережили: «Парень был до трусов мокрый, но вещи в рюкзаке сухие».

Каждая новая модель начинается с разработки дизайна и функционала. Их все Игорь придумывает сам, но при разработке консультируется с инсайдерами сегмента — фотографами, велосипедистами, спортсменами, путешественниками.

Это шаблоны — части рюкзака, по которым он кроится. К выкройкам присоединен техпаспорт с размерами и описанием модели.

Все нагрузочные элементы очень крепкие. Для этого нужна специальная обработка, которая делается на особой машине. По словам Игоря, такая есть далеко не в каждой швейной мастерской.

Это спина рюкзака — готовая деталь будущего изделия. Мастера шьют отдельные элементы, после чего они собираются вместе как конструктор в готовое изделие. Последний этап — шлифовка мелких деталей: убираются торчащие нитки, проверяется крепость швов и т.д.

Мастерская в день отшивает до 10 рюкзаков. Для сравнения, в 2012 году на пошив одного экземпляра у Гудзя уходил полдня-день в зависимости от сложности. Сегодня здесь одновременно работает пять мастеров.

По словам Гудзя, часть заказов также выполняется на аутсорсе: «У нас гибридная схема работы. Здесь мы конструируем новые модели и производим каталог». На данный момент в мастерской шьется примерно 80% всех рюкзаков, которые продает GUD.

В будущем Игорь планирует увеличить долю аутсорса. «Чтобы не расширяться до фабрики из 30 человек, мы хотим наращивать долю аутсорса и переложить на нее всю рутину, а в мастерской заниматься разработкой новых моделей, экспериментами и капсульными проектами», — утверждает он.

Но с аутсорсом, по его словам, нужно действовать аккуратно. С 2013 по 2014 год GUD работал с четырьмя разными аутсорсерами, но опыт был скорее негативным. «Много брака, срыв дедлайнов. И контролировать ты это не можешь. Поэтому мы работаем с аутсорсом, который сами обучаем — который сможет давать нам количество в том числе для корпоративных заказов», — говорит Гудзь.

Я работаю без выходных и днем, и ночью. Моя жизнь — это моя работа. Часто встаю в 4-5 утра, чтобы успеть решить рабочие вопросы в LA и Нью-Йорке, учитывая разницу во времени с Украиной. А вообще я люблю поспать, я сова и лучше соображаю вечером.

Заказы доставляют в брендированных коробках. Для выхода на Amazon компании необходимо было изменить подход к упаковке и маркировке товара в соответствии с требованиями площадки. «Каждый товар должен быть в пакете определенной плотности, со штрих-кодом, в определенном размере относительно изделия, с определенной информацией по безопасности для детей и животных», — рассказывает Гудзь.

На коробках нет надписи Made in Ukraine — о том, что бренд украинский, свидетельствует только домен компании www.gud.ua. Также у бренда есть международный сайт www.gudbags.com. «Изначально мы позиционировали себя как украинский бренд — на рюкзаках даже были бирки в виде украинского флага. Но сейчас мы это переросли и заявляем о себе, как о международном бренде из Украины», — говорит Гудзь.

Где продается GUD

Примерно 65% продаж приходится на собственные сайты бренда. Еще 35% — на магазины партнеров и онлайн-площадки. В офлайне GUD Bags продаются в киевских магазинах Shift и Bagman. До начала войны с Россией рюкзаки присутствовали также в магазинах Good Local в Москве и Санкт-Петербурге, но в 2014 году сотрудничество украинского бренда с торговцами в РФ прекратилось.

Сегодня 70% рюкзаков GUD покупают украинцы, остальные 30% уезжают в страны Америки, Европы и Азии, преимущественно в США. Первый выход на американский рынок состоялся в 2016 году. «Я часто бываю в США, у меня там есть друзья, плюс я посещаю всевозможные выставки. Там я случайно познакомился с Джеффом Стейплом, у него есть бренд Staple Pigeon и легендарный магазин Reed Space. GUD начал продаваться в его магазине и стал первым украинским брендом рюкзаков, который физически продавался на Манхеттене в Нью-Йорке», — рассказал Игорь.

Джефф Стейпл с рюкзаком GUD. На нем можно разглядеть бирку с украинским флагом

Заказы из-за границы начали поступать органически — люди просто приходили на сайт и делали заказ. По мнению Гудзя, все благодаря соцсетям. Сегодня бренд решил делать ставку на Запад. «Украинский рынок не растет, и мы осознанно ориентируемся на экспорт. Это стимулирует повышать планку и стандарты бизнеса в плане доставки, клиентской поддержки, чего сильно не хватает в Украине», — говорит он.

Хорошо, что есть друзья, семья и люди, которые говорили мне: круто, продолжай. Иногда это важно, потому что обязательно наступает момент, когда опускаются руки и хочется все бросить. И тут очень важно не сдаться.

Недавно GUD вышли на Amazon и готовят к отправке вторую партию товара. «Она небольшая, 50-100 единиц, чтобы американские покупатели могли получить заказ в течение трех-пяти дней. Тестовая партия нужна, чтобы понять спрос, протестировать процедуру. Тогда уже можно будет планировать объемы», — пояснил Гудзь.

Цена рюкзаков в Украине — 2000-4000 грн. Но для американских покупателей цена примерно на 30% выше — исходя из их покупательской способности, а также налогов, доставки, транзакционных расходов, комиссий площадок.

И все-таки GUD дешевле конкурентов (на западном рынке это HEX, Herschel, Crumpler, JanSport, Timbuk2, Topo Designs) при сопоставимом качестве. В этом его главное преимущество на западном рынке.

Смотреть в сегодняшний день

Сегодня команда GUD Bags состоит из 10 человек. За пять лет компания сделала четыре лукбука и несколько коллабораций с другими брендами, такими как спорт-клуб ЕБШ, художником Semak, ателье для собак Woofit. «В разработке коллаборация с SHIFT, в планах — с NIKE», — заявил Гудзь.

В месяц GUD Bags продает около сотни рюкзаков. Но в 2017 году Гудзь надеется увеличить объемы втрое, и ожидает еще большего роста в деньгах за счет увеличения доли экспорта до 50%.

Самостоятельно сделать такой скачок едва ли удастся — компании нужно больше оборотных средств, поэтому GUD Bags планирует привлекать инвесторов. «Нам нужно $200 000, чтобы ускорить темпы развития, и мы рассчитываем, что эти вложения вернутся через два года. Сейчас мы планируем закупить новые материалы, нанять людей, подключить новые площадки и магазины, кроме того нам нужно участвовать в выставках, вкладывать в рекламу, пиар», — пояснил он.

До этого инвесторов Игорь не привлекал, понемногу реинвестируя в компанию заработанные средства. «За пять лет я не одолжил ни гривны. Я все делал сам, приходилось много учиться, и это замедлило рост. Конечно, хотелось бы чтобы стартовый капитал был больше, но тогда у меня бы не было такой мотивации», — считает он.

Оставить комментарий

Комментарии | 1

Поиск